шпоры по идеологии

1.Понятие и сущность политической идеологии. Идеология – система идей, взглядов, представлений чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценности ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей действовать к целям которые они перед собой поставили..Сущность идеологии и ее назначение — поддержание и защита существующего порядка или, наоборот, в противодействии ему.

Структура: мировоззрение взглядов – политическая теория – права – мораль – худ. Творчество – убеждения и идеалы – дейтсвие.Термин «идеология» появился гораздо позже. Его автором — Дестют де Траси (деятель позднего французского просвещения), который понятие «идеология» употребил для обозначения науки о законах правильного мышления. Но вскоре оно использовалось в ином смысле — как специальная область деятельности государства, включающая разработку теоретических обоснований государственной политики и выработку технологических методов и способов воздействия на сознание людей.В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.

2.Предмет, категории и актуальность изучения идеологии белорусского государства Актуальность: неослабевающий интерес к идеологическому обеспечению процессов формирования экономически и социально эффективного европейского государства – молодой суверенной республики Беларусь, требующей теоретико-концептуального осмысления и обоснования.

Цель: разработка, идеологии устойчивого общественного развития Республики Беларусь.

Предмет курса идеология белорусского государства составляет основу деятельности государства, совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, определяющее цели и задачи развития белорусского общества и основные пути реализации на современном этапе. Источники идеологии белорусского государства:1) конституция РБ 2) законы3) декреты4) другие НПА 5) международные договоры, подписанные белорусским государством6) политические документы прошлых периодов истории белорусского народа7) представители политической и правовой мыслиЛогика изложения содержания курса – рассмотрение основных положений теории идеологии, анализа государственной идеологии как социально-политического феномена и механизма формирования институтов государства и гражданского общества на современном этапе.

3.Функции идеологии. Основные элементы и уровни идеологии белорусского государства Функции идеологии.Функции любого предмета состоят в их практической значимости. Выделяют следующие функции идеологии:1)теоретико-концептуальная. она разрабатывает идеи, взгляды, модели развития общества – ее выполняют идеологи;2)познавательная – представляет обществу и гражданину возможность для ориентации в мире политики, способствует самоидентификации людей в политическом пространстве;3)социальная – каждая идея поддерживает интересы различных общностей людей и способствует защите и реализации этих целей и интересов;4)легитимации (законности) – обосновывает законность того или иного политического режима;5)нормативная – задает обществу социальные и политические нормы поведения граждан государства и общества, оценивает значимость тех или иных политических явлений и событий;6)интеграционная – способствует интеграции различных общностей людей, которые привержены одним и тем же идеологическим ценностям. она играет роль формирования общественного сознания;7 мобилизационная – после интеграции предполагает проблемы реализации интересов, переводит идеи в социальные действия.

Уровни функционирования политической идеологии.

Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.

На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

Структура курса имеет системный характер, она включает 4 раздела, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой “процессуальный уровень” принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства.

Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: “Государственные институты и идеологические процессы”. Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.

И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: “Государственная политика в идеологической сфере”.

4.Истоки и становление идеологии белорусского государства. Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышению уровня управляемости в стране.

К концу 1995 года в стране была создана президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных и районных Советов непосредственно президенту. В результате такого шага Верховный Совет Республики Беларусь лишился поддержки на местах. С этого момента реальная власть в стране начала концентрироваться вокруг Президента.

Еще более критическим было отношение граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем месте — интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них стояли на шестом, последнем месте.

Таким образом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как бы два полюса, характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом — властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем поддержки населения.

На третьем этапе социально-политических преобразований в нашей стране был принят целый ряд законов, направленных на коренное реформирование существующей системы власти и управления. Стремление Президента навести порядок в обществе, а именно так расценивалась конфликтная ситуация гражданами республики во время конституционного кризиса в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе.

С референдума 1996 года, по результатам которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этап преобразований.

Обретя в результате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказалась наедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А. Г. Лукашенко сразу же взяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

Объявленная Президентом многовекторная политика направлена на поддержание дружественных отношений со всеми странами.

5.Идеология либерализма Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм.Либерализм – идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Принцип либеральной идеологии – свобода человека как условие реализации им своих жизненных прав. либерализм во всех его проявлениях отстаивает требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов человек – независимое существо, которое само знает, что ему – хорошо, а что – плохо. Борьба за свободу означает для либералов борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, которые накладываются на экономику, политику, физическую свободу человека. Именно на базе этих установок были сформированы основные постулаты либерализма. Основные идеи сторонников либерализма: существование определённых естественных прав человека на жизнь, свободу; создание государства с целью сохранять и защищать естественные права человека; ограничение объёма и деятельности государства; защищённость частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни; равенство условий, обеспечивающих свободы граждан; гарантия прав меньшинства. Необходимо также отметить приверженность либерализма идеи разделения властей на законную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. В экономической сфере либерализм предполагает: идеал рыночного обмена, личную предпринимательскую инициативу, «частную» конкуренцию, невмешательство государства а экономику. В 30-е г. 20в. появился неолиберализм. Идеи: 1)активное вмешательство государства в экономическую жизнь через налоги, бюджет, планирование и т.д. 2)учёт интересов всех социальных общностей в области политики 3)политическая справедливость. Либералы способствуют выработке и утверждению общечеловеческих по всей сути ценностей – демократия, свобода индивида.

6.Идеология консерватизма. Консерватизм (от фр. conservatisme–охранять, сохранять) – одно из направлений современной идеологии. Элементы консерватизма имеются в работах Аристотеля. Наиболее видным идеологом консерватизма является видный английский политический деятель XVIII века Э. Берк. Член английского парламента от партии вигов, он изложил основные принципы консерватизма применительно к конкретным вопросам английской, европейской и мировой политики. Событием, подтолкнувшим его к изложению символа консерватизма, явилась Великая французская революция 1789 года.Основные принципы консерватизма в его трактовке были следующие.- человек есть существо религиозное, и религия лежит в основе гражданского общества.-социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков.- человек, будучи существом инстинкта, чувства и разума, больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями.- зло заключено в самой человеческой природе, а не в социальных институтах, не в общественно-экономической системе.- люди от природы не равны, а, следовательно, в обществе неизбежны различия, право одних властвовать над другими.- существующий общественный строй необходимо охранять, поскольку всякие попытки устранить зло ведут к причинению еще большего злаКонсерватизму принадлежат три принципа.^ Первый. Человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры.Второй. Прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны.Третий. Культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам.Консерватизм в отличие от коммунизма и либерализма не имеет своего общественного идеала, он занят лишь защитой данного социально-политического порядка западных стран. 

7. Коммунистическая идеология.

По своему характеру — это леворадикальная идеология. Коммунизм в его марксистской версии, подчеркивая непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом «буржуазной государственной машины» и с установлением диктатуры пролетариата.

Наиболее исторически близкая к современности и распространенная в современном мире разновидность коммунизма -марксизм - ленинизм, в числе теоретиков и практиков которого называют лидера Октябрьской революции В. И. Ленина. Основу этого учения составляют идеи классического марксизма, а также отсутствовавшая у Маркса идея о «партии нового типа» как жестко централизованной и дисциплинированной организации, целью которой является форсированное переустройство общества.

В качестве двух основных и антагонистичных друг другу направлений марксизма — ленинизма обычно рассматривают троцкизм и сталинизм.

Троцкизм - идеологическая доктрина Л. Д. Троцкого. Сущность его теории может быть сведена к следующим положениям: ставка на осуществление мировой революции, в качестве «кузницы» и «экспортера» которой в другие страны должна выступать Советская Россия; реализация стратегии «перманентной революции», предусматривающей тотальное переустройство всего уклада жизни общества до полного исчезновения из него всех «буржуазных элементов»;

Сталинизм – идеологическая доктрина и политическая практика, реализовавшаяся в эпоху правления И. В. Сталина. Основные принципы сталинизма — отказ от идеи «мировой революции» и ставка на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране», программа и практика форсированного осуществления индустриальной революции и коллективизации на селе…

Попытка реализовать идеи социализма породила еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (от имени генерального секретаря КПК Мао Цзэ-Дуна). Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао, тем не менее, взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы». При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе.

8. Идеология социал-демократизма. социал-демократизм зародился во второй половине 19 века. цель социал-демократов – настроение социализма.Утверждают:1)для настроения социального общества нужны не революции, а эволюционные меры, реформы. они проводятся, чтобы заменить капитализм социализмом.2)общество в своем развитии постоянно будет идти по пути социализма, каким бы совершенным оно не становилось, социализм – непрерывный процесс вперед.3)постепенное реформирование буржуазного общества в социализме осуществляются на основе социального партнерства. социальное партнерство предусматривает наличие государственнных и общественных механизмов для решения социальных конфликтов. 4)социализм базируется на многоукладности экономики. равные права на существование имеют общественная и частная собственость на средства производства. чрезмерное огосударствление собственности приводит к росту бюрократии, не стимулирует труд работника.5)переход к социализму не осуществляется через диктатуру ни одного класса , ни одной партии. 6)в строительстве социализма принимают участие все слои общества без дискриминации и неравенства. 7)вся власть должна исходить отнарода. 8)государственной формой социализма может быть только демократия (предполагает равное участие всех в принятии решений)Социал-демократы – сторонники эффективного государства, государственного регулирования политической, экономической и социальной жизни в интерес всего общества. государственное вмешательство в экономику нужно, чтобы нейтрализовать негативные последствия капитализма, такие утвердившиеся в жизни социальные ценности, как фактическое равенство граждан, социальные гарантии, роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, государственное регулирование экономики стали достижением всей мировой цивилиавции.

9. Идеология глобализма.

Идеология глобализма является одной из главных составляющих современного либерального сознания. Напомним, что под глобализмом принято понимать учение о том, что разделение человечества на народы и цивилизации – феномен, свойственный начальным, примитивным этапам общечеловеческой истории. Согласно глобализму, чем дальше человечество – и «передовая» его цивилизация — Запад – продвигается по пути истории, тем больше различия между нациями и цивилизациями стираются, становятся малосущественными, отходят в область прошлого. В конце концов, как верят глобалисты, все народы смешаются и сольются в едином образовании – планетарном, глобальном человечестве, заговорят на одном, общечеловеческом языке, станут субъектами одной, общечеловеческой культуры. Прообраз этой культуры глобалисты видят, как уже говорилось, в культуре современного Запада, рассматривая ее не как одну из культур, выросших на своеобразных, психологических, ментальных, исторических основаниях, как культуры китайская, индийская, арабская, русская, а некую универсальную культуру, которой все остальные народы должны уподобиться, если они не хотят «плестись в хвосте» мирового прогресса.В начале прошлого ХХ века глобализм в России был, скорее, прерогативой коммунистов-марксистов. Тогда именно они любили порассуждать о временах, когда национальные отечества сольются в одно планетарное, и об узости и архаичности патриотизма (достаточно обратиться к статьям раннего и зрелого В.И. Ленина, чтоб убедиться, что до того, как он стал главой революционного российского государства, ни о каком, даже социалистическом патриотизме он и не помышлял и отождествлял патриотизм с буржуазным национализмом). . 

10. Конституция Республики Беларусь — правовая основа идеологии белорусского государства ‹‹Конституция - основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношения с обществом и гражданами

Кроме юридической функции, Конституция выполняет также функции: политическую, так как она определяет государственный и общественный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы; экономическую - закрепляет две фундаментальные формы собственности, государственную и частную; социальную - через систему норм, обеспечивающих развитие общества; духовно-идеологическую.

‹‹Конституционный строй - это такой государственный и общественный порядок, который определён демократической конституцией как основным законом страны›› Вонсович Л.В.. Основы идеологии белорусского государства, с. 46.. Конституция Республики Беларусь была принята в 1994 году, по результатам референдумов 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в неё были внесены изменения и дополнения.

1. Конституция Республики Беларусь — форма юридического закрепления основ идеологии белорусского государства

Конституция представляет ядро правовой системы государства. Её часто называют Основным Законом страны. В Конституции, однако, невозможно полностью раскрыть содержание того или иного принципа права. Поэтому развитие конституционных норм принимаются законы, указы, постановления, другие акты. Часто в самой Конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы.

В Конституции определяется иерархия юридических актов, т.е. их соподчинённость (какой акт является главнее и обладает большей юридической силой). Это очень важно знать, так как в различных актах один и тот же вопрос может решаться по-разному. Руководствоваться в таких случаях следует актом более высокой юридической силы.

По юридической силе (степени важности) юридические акты можно расположить в следующей последовательности:

1. Конституция;

2. конституционные законы;

3. международные договоры Республики Беларусь;

4. законы, декреты и указы;

5. постановления Правительства;

6. акты министерств, государственных комитетов;

7. решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

Контроль за соответствием Конституции Республики Беларусь всех других нормативных актов осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Конституция обладает верховенством и по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее. Например, Конституция Республики Беларусь вступила в действие с 30 марта 1994 г., а законы, принятые до неё, должны применяться только в той части, в какой они не противоречат Конституции. Её нормы, т.е. закреплённые в ней правила, могут действовать непосредственно. Это значит, что не всегда обязательно для их применения дожидаться принятия обыкновенного закона.

11. Понятие и сущность белорусской национальной идеи Формирование белорусской национальной идеи в ходе историко-культурного развития общества.Национальная идея – система исторически сложившихся идей, взглядов, концепций, а также эмоционально-психологических норм, установок, способных реализовать ключевые или базисные потребности народов, различных этничностей в выживании и разностороннем развитии.В своих взглядах и идеях белорусы отстаивают свою самобытность, оценивают свою историю, оправдывают свои национальные устремления и действия. Подлинная национальная идея складывается в процессе развития данного народа и закреплении его в генетическом коде. Национальной идеей нашего народа является идея духовного лидерства Беларуси в славянском мире. Формирование общечеловеческих ценностей связано с религиозным воззрением. При определённых условиях национальная идея способствует консолидации нации в отстаивании своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост национального самосознания привёл в последующем к возрождению национальной идеи, культуры, языка, традиций, символики. Беларусь сегодня является трансформировавшимся обществом, для которого важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение государственного устройства, системы экономических и политических ценностей и приоритетов, которые могли бы стать фундаментом в формировании белорусской государственности и её национальной идеологии.

12. Традиционные ценности белорусского народа. Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества. В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности — коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские, а не на индивидуалистические ценности существования. . Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Многие люди относятся к своей Родине с трепетом и любовью, это значит, что они осознают значение этого слов Коллективистская сущность сельской общины в ценностных проявлениях белорусского национального самоопределения теснейшим образом переплетается с трудолюбием. Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность - это такое социальное качество личности и социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Толерантность включает в себя настроенность на взаимопонимание с другим человеком на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. Среди традиционных ценностей, характерных для белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В обычной разговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми. Самоуважение неразрывно связано с такой общесоциальной ценностью, которой является свобода. Она представляет одну из основополагающих идей современной культуры и идеологии, базирующихся на европейской системе ценностей. В своей реальной осуществимости свобода предстает как характеристика помыслов и действий человека, совершаемых со знанием пониманием собственных возможностей. Одним из традиционных качеств, присущих белорусу является терпение, терпеливость. Под терпением понимают обычно душевное качество человека, чаще всего верующего, на пути самосовершенствования, понимание и приятие всего происходящего в окружающем мире как должного и необходимого. Оно воспринимается людьми как способность стойко и безропотно переносить что-либо неприятное, а также как способность мириться с чем-либо, с существованием кого-то, чего-то нежелательного.

Среди традиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное место занимает справедливость. Это понятие по своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключается в понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требование соответствия между социальным положением личности, группы или социального слоя и их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, между трудом и его вознаграждением, между преступлением и наказанием. Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации, точнее говоря, к ее восточноевропейской ветви.  ценность автономии-. Белорусское политическое общество является автономным. Это означает, что его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитете Республики Беларусь и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики. Ценность института президентства. - Государственная власть в Республике Беларусь персонифицируется ее Президентом, который во многом является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще. Конституция Республики Беларусь фактически обосновывает статус института президентства в качестве самостоятельной ветви власти. .Ценность гражданского общества. На современном этапе развития политического общества в Республике Беларусь гражданское общество находится в стадии своего формирования.

13. Политическая культура и идеологические процессы. Политическая культура и идеология — два основополагающих духовных фактора политической жизни. Взаимодействуя на общем поле общественного сознания, они проявляются, реализуются через общественное поведение граждан, функционирование общественных и политических институтов. Если политическая культура представляет собой исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, проверенные компоненты сознания, то идеология несет в себе скорее потенциал изменения, как бы противится существующему статус-кво. Политическая культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовное побуждение и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.Политическая культура является:1) качественной характеристикой политической сферы общества2) критерием его демократической зрелости3) необходимым условием и средством преобразования политической действительности

Термин «политическая культура» впервые употребил в 18в. немецкий философ-просветитель И. Гердер. Теория «политической культуры» сформировалась в 50-60-е гг. 20в., где значительный вклад внесли американские ученые Г. Алмонд, Л. Кай, С. Верба и французы М. Дюверже, Р. Шварценбург. Структура политической культуры включает в себя следующие компоненты:1) познавательный 2) эмоциально-чувственный3) оценочный4) поведенческийЦенностные ориентации политической культуры выражаются:1) в культуре политического содержания2) в культуре политического поведения3) в культуре функционирования политических институтов.Функции политической культуры:1) социализация, характеризуется обретением человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать себя в определенной политической и социальной среде2) интеграция, обеспечивающая различным социальным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранение целостности государства и его взаимодействие с обществом3) коммуникация, обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе общепринятых символов, терминов, стереотипов и других средств информации и языка общения4) адаптация, выражается в потребности человека приспосабливаться к изменяющимся политической среде и условиям осуществления своих прав в сложных адаптивных ситуациях5) идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в определении своей групповой принадлежности к тому или иному типу культуры.

типы политически культур:• демократическая • тоталитарная• патриархальная• подданническая• западная • восточная

14. Роль средств массовой информации в формировании и распространении национально-государственной идеологии.Наиболее оперативно идеологический материал подаётся через СМИ, которые пропагандируют идеологические концепции, способствуют ориентации человека в идеологическом пространстве.СМИ – сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по сбору, обработке, анализу информации о происходящих событиях и явлениях в жизни человечества и доведению её с помощью специальной техники до различных общностей людей и индивидов.К СМИ относятся:- печатные органы (пресса, массовые справочники)- электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись, Internet)В структуре СМИ выделяют:- правительственные- оппозиционные- независимыеМонополия СМИ со стороны государства запрещена.Функции СМИ:-информирование-образование-социализация-научно-культурное просветительство-контроль над социальной сферой-корреляция общественных отношений-распространение господствующих в обществе приоритетов и ценностей-мобилизация-реклама-развлечениеВыполнение функций позволяет СМИ оказывать влияние на все сферы и институты общества и государства. По своим возможностям СМИ – орудие всемирного, повсеместного и непрерывного воздействия на человека, общество и государство. СМИ – четвёртая власть.Современная действительность характеризуется всё более растущим проникновением СМИ в идеологическую сферу, превращаясь в важный инструмент идеологического процесса. Обладание способностью прямо обращаться к обществу, задают тон в публичных дискуссиях и спорах. Являясь важным инструментом пропаганды, оказывают воздействие на общество. СМИ проявляет себя как инструмент для объективного и оперативного информирования граждан, так и для манипулирования. Сегодня СМИ рекламируют не высоко нравственные ценности, духовное богатство, а массовый культ и псевдоценности. В РБ стоит задача в создании нормативно-правовой базы деятельности СМИ в сфере информации.

15. Идеология избирательных компаний Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.).

Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц, например, судей, присяжных, шерифов.

Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важнейшим признаком демократичности такого общества.

Через процедуру выборов граждане участвуют в управлении страной, формируя законодательные, исполнительные, судебные органы. Люди выдвигают своих представителей, которым доверяют, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Таким образом, при помощи выборов формируются представительные органы власти, которые проводят политику в интересах граждан, их избравших.

выборы — это своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, на право принимать решения, которым избиратели должны подчиняться. Как и на любом рынке, здесь также существуют обман, ложь, спекуляция на доверии избирателей.

Необходимой правовой базой для полной реализации волеизлияния граждан является действующий в Республики Беларусь Избирательный кодекс, в котором подробно изложены принципы проведения свободных, демократических выборов.

Выборы считаются справедливыми, если процедура их проведения согласована всеми заинтересованными сторонами, включая оппозицию, и строго всеми соблюдается.

Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, — избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Основы избирательной системы обычно определяются Конституцией и конкретизируются в избирательном праве.

Избирательная система в каждой стране создаётся в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями.

В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим трём типам:

- мажоритарная - в ее основе лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majoritе — большинство). Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей;

- пропорциональная - она строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоёванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу;

- смешанная — она включает в себя компоненты мажоритарной и пропорциональной систем. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.

Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в средствах массовой информации и т.д. Это и есть избирательный процесс — комплекс разворачивающихся в стране событий, связанных с выборами.

Независимо от типов выборов избирательные компании имеют одинаковые основные этапы, границы которых определяются типичными политическими событиями):

- формирование законодательной базы выборов;

- объявление выборов;

- выдвижение кандидатов;

- регистрация кандидатов;

- предвыборная борьба;

- голосование;

- подведение итогов выборов.

16. Роль президента в формировании идеологии белорусского государства Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.10 июля 1994г. избран 1 президент РБ. По конституции 94 г. Беларусь является парламентской республикой. 26 ноября 96г. на республиканском референд3уме внесены изменения в конституцию. Из парламентской она стала президентской.В руках Президента сосредоточены основные полномочия. Президент руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим ВС. Президент формирует правительство в согласии с парламентом, обладает правом его отставки.В президентской республике существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Парламент не в праве вынести правительству квотам недоверия. Президент не может распустить парламент.Преимущество президентской формы правления в том, что избираемый всем народом президент несет персональную ответственность за все, что происходит в стране. Создана возможность быстрого решения проблем, жесткое разделение властей создает гарантии против злоупотребления властью ( за счет конкуренции).недостатки: сосредоточена власть в руках одного человека чревато единоличной диктатурой.В Беларуси создана эффективная система власти. .По конституции Президент не является главой правительства, но его полномочия в области исполнительной власти неограниченны. Он формирует Правительство, имеет право отменить акты, отправить в отставку – правительством руководствуется президент.Законодательная власть – президент наделен законодательными полномочиями ( декреты), право вето на законы парламента. Глава государства имеет право роспуска парламента, созыва парламенты, назначения выборов. Суды не выбираются, а назначаются властью.Создан институт государственной власти: появление новых высших органов власти, подчиняющихся непосредственно главе государства: совет безопасности, администрация президента, Управление делами президента, представители президента по областям. Их правовой статус с не прописан в конституции.президент РБ – гарант Конституции, может ходатайствовать об ее изменении.

17. Парламент, правительство, местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

Парламент – Национальное собрания Республики Беларусь – важное звено механизма формирования и развития государственной идеологии.парламент – высший орган законодательной власти.Состоит из двух палат:- палата представителей — избирается на основе всеобщего избирательного права (110 человек).вся страна делится на 110 округов, 1 депутат из каждого округа. выборы в парламент на альтернативной основе (политический плюрализм)- вторая палата – совет республики (64 человека) га основе косвенных выборов, от каждой области и Минска по 8 членов и 8 назначает президент. Функции: создавать законы, утверждение госбюджета, ратифицирует международные договора, объявляет войну и мир.Правительство – исполнительная ветвь власти,, которая исполняет указы, декреты, законы парламента и свои распоряжения.Совет министров, областные советы.Глава правительства – премьер-министр. Во всех странах избирается на партийной основе.В президентской республике – из той партии, которая победила на выборах. В РБ правительство назначает президент .

Без местного управления и самоуправления нет никакой возможности формировать современную идеологию белорусского государства в условиях развития представительской демократии.

Согласно Конституции (ст.117), в Республике Беларусь существует система местного управления и самоуправления, включающая 4 элемента:

-местные Советы депутатов;

-исполнительные и распорядительные органы;

-органы территориального общественного самоуправления;

-местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Беларуси состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Система местного самоуправления включает, кроме местных Советов депутатов, также и органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в т.ч. единоличные).

Особо значимое место занимают местные выборные представительские сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов, которые составляют систему Советов в Республике Беларусь. По Конституции Республики Беларусь (ст.118) местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов:

- первичный (сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы);

- базовый (городские (городов областного подчинения) и районные Советы);

- областной (областные Советы, Минский городской Совет).

18. Белорусская экономическая модель как компонент идеологии белорусского

Государства. Белорусская экономическая модель — компонент идеологии белорусского государства

Формирование белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики требует, прежде всего, адекватного понимания ее как компонента идеологии белорусского государства, как важнейшей составляющей целостного единства экономики-государства-общества. Необходимо представлять взаимодействие экономики, политики, идеологии. Для рассмотрения концептуальных основ формирования белорусской экономической модели необходимо видеть идеологическую картину современного мира, знать экономические платформы основных идеологических течений, идеологии национальных моделей рыночных экономик. Для представления социально-ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь следует выделить ее характерные черты, особенности и условия становления. Необходимо также рассмотреть экономическую политику, цели, задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе, формы и методы реализации экономической политики.

В основе функционирования любого государства лежит определенная модель социально-экономического развития. В настоящее время в мире известно несколько типов социально-экономической политики государства. Все многообразие данных типов в странах, идущих по капиталистическому пути развития, сводится к трем основным: либеральному, консервативному, социал-демократическому.Базовыми чертами либеральной социально-экономической политики государства являются: приоритет прав и свобод человека; невмешательство или незначительное вмешательство государства в экономику; минимальный пакет социальных программ государства; поощрение деятельности негосударственных организаций социального обеспечения и социальной защиты (фондов, организаций, страховых кампаний). Образцом либеральной модели являются США.

Белорусская модель социально-экономического развития представляет собой социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, а также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики.Впервые характерные черты белорусской модели социально-экономического развития были выделены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов 22 марта 2002 года.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы ставит в качествеглавной цели на этот период дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентноспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

19. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.

Человек создает политическую систему для материализации политической власти. Политическая система – форма образования власти, суть ее бытия, средств осуществления власти, механизм ее правления в обществе.

Политическая система – целостная динамическая совокупность взаимосвязанных дополняющих друг друга политических институтов, политических отношений, прав и норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляется ее функционирование в обществе. к политическим институтам относят органы управления и руководства государством, политических партий, общественных организаций, СМИ, институтов социальной защиты.Политические отношения – это отношения между разными общностями людей по реализации своих потребностей, интересов посредством использования властного механизма.важнейшей политической нормой является конституция. Политическая власть не может реализоваться без соответствующей культуры граждан. Политическая система общества – живой, постоянно развивающийся организм. Она характеризуется стабильностью и динамизмом. Динамизм свидетельствует, способна ли политическая система к развитию или завершится кризисом. Адекватность ПС к общественному прогрессу, ее способность изменяться и развиваться зависит от ее соответствия социально-экономическому базису общества. ПС в своем развитии подчиняется свои законам и механизмам. Идеология в формировании ПС определена мировым разумом.Каждая политическая система уникальна и неповторима. Современная ПС РБ сформировалась на основе политических моделей, заимствованных на западе, а также под влиянием процессов сер 80-х гг. 20 века. Значит влияние на формирование новой ПС оказал субъективный фактор ( замена ПС не эволюционным, а радикальным путем). Юридическое оформление новой ПС материализовалось в конституции РБ. Образование новой ПС выразилось в изменении ее структуры: новый полит институт власти, управление (двухпалатный парламент, конституционный суд, СБ). наше государство объявлено унитарным, демократическим, социальным, правовым. парламент стал постояннодействующим, изменилась правовая база. Было разрешено функционирование митингов, шествий, демонстраций. В ПС был включен такой либеральный принцип, как постановка личности на первый план. Станет ли трансформированная полит система РБ оплотом демократии, покажет время. Если важнейшие экономические и социальные проблемы останутся нерешенными, то новая ПС начнет терять свою легитимность и произойдет новая трансформация.

Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. «Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным духом». Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь.

Становление белорусского государства в значительной степени было связано с гражданско-правовыми и политическими отношениями, а не только с этническими.

20. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства Мировоззрением называется совокупность обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и практической деятельности. Это одна из выработанных обществом форм отражения действительности, возникшая, прежде всего как способ «практически-духовного» освоения мира.

Мировоззрение отвечает объективной потребности человека опереться в своей деятельности, в поведении и творчестве на определенные представления и убеждения относительно «мира в целом», а также места его самого среди природных и социальных явлений. Как обобщенная система представлений, убеждений, знаний об этих аспектах жизни мировоззрение выполняет ориентирующую функцию, позволяющую человеку определять потребности и цели, выбирать пути и направления практической и познавательной деятельности, задаст критерии оценки, выбора и предпочтения способов поведения, деятельности. Иначе говоря, благодаря мировоззрению формируются программы деятельности человека.

Процесс формирования мировоззрения может подвергаться значительным внешним целенаправленным воздействиям. Существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная социальная информация и т.д. Тем самым человек намеренно лишается возможности свободного и осознанного выбора собственной социальной ориентации.

Как известно, существуют три основных типа мировоззрения - мифологическое, религиозное и философское.

Религиозно-мифологическое мировоззрение связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме. Не знание или сомнение, а вера — основной элемент религиозной установки.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе, философия создает новые категориальные модели мира.

В зависимости от субъекта мировоззрения выделяют такие его формы, как личностное, социально-групповое мировоззрение и мировоззрение общества в целом. Мировоззрение, выражающее коренные интересы и цели некоторого социального субъекта или института (например, государства), являетсяидеологией. Оно объединяет разрозненные устремления индивидов в массовые движения, направляет деятельность государства в борьбе за свои цели, идеалы и интересы.

Мировоззрение обладает огромной социальной силой. Оно определяет сознательное отношение людей к общественному строю в целом, политическому режиму, правопорядку, духовному содержанию жизни.

Государство использует мировоззрение как средство разработки и обоснования своих стратегий развития, объяснения причин соответствующего положения дел, выдвижения конечных целей, определения противников и союзников.

21. Идеологическая политика в социальной сфере. В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.

Социальное государство - это государство, которое стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства.

Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную. Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества.

Сущность и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.

Главная цель социальной политики РБ — стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его некоторого роста.

Основная цель социальной политики на современном этапе – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения.

Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Одно из приоритетных направлений государственной социальной политики — повышение уровня пенсионного обеспечения. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики. Именно семья является первичной ячейкой общества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формирования демографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственного потенциала страны.

Государственная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы. Увеличен размер единовременного пособия.

 Государство принимает активное участие в решении проблем инвалидов и инвалидности. Одной из ключевых задач социального развития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имея достаточных сред..

22. Идеологическая политика в молодёжной сфере Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, характеризующуюся определенными возрастными, психологическими и социально-статусными особенностями. . В нашей стране, в соответствии с Законом «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», молодежь как социально-демографическая группа включает в себя лиц, постоянно проживающих на территории Беларуси в возрасте до 31 года.Психологические особенности молодежи связаны с тем, что на период молодости приходится формирование мировоззрения личности. Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется некоторыми чертами маргинальности. на годы молодости приходится преодоление маргинальности: овладение профессией, начало полноценной трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей, установление стабильных дружеских отношений. , молодежь является одним из наиболее важных ресурсов общества, от мобилизации которого зависит его жизнеспособность.Роль и значение молодежи в Республике Беларусь обусловлены следующими обстоятельствами: 1) молодежь является достаточно крупной социально-демографической группой и составляет значительную часть трудоспособного населения; 2) молодежь — это главный носитель интеллектуального и физического потенциала общества; 3) молодежь представляет собой самую мобильную и перспективную социальную группу.Для оказания помощи в преодолении молодежью трудностей, связанных с возрастными и социально-психологическими особенностями, государство проводит молодежную политику. Согласно ст. 1 Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», государственная молодежная политика – это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. В республике реализуются государственные молодежные программы «Дети Беларуси», «Молодые таланты Беларуси», «Молодежь Беларуси». Статус молодежных общественных объединений определен в Законе «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». Молодежное объединение на территории Республики Беларусь – это добровольное общественное формирование преимущественно молодых граждан республики (не менее двух третей от общего числа членов), выражающее их специфические интересы, уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и развития молодежи. Государство может оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным объединениям. На сегодняшний день наиболее крупным молодежным объединением является Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), который образовался в 2002 году в результате слияния Белорусского патриотического союза молодежи (БПСМ) и Белорусского союза молодежи (БСМ). Целью БРСМ является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие формированию в Беларуси гражданского общества.

23 Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики. Внешняя политика государства представляет собой общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов.Принятие Верховным Советом 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете БССР и придание ей 25 августа 1991 года статуса конституционного закона открыли качественно новый период в международной деятельности страны. С началом этого периода Республика Беларусь приступила к проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление государственного суверенитета, национальной безопасности, включение в общеевропейские процессы, активизацию экономического сотрудничества с разными странами.Базовым принципом проведения внешней политики Беларуси является многовекторность, которая означает развитие сотрудничества Республики Беларусь со всеми регионами мира. Приоритеты во внешнеполитическом сотрудничестве связаны, прежде всего, с Россией, странами СНГ. Будучи членомСодружества Независимых Государств (СНГ), наша страна вошла во все организационные структуры и соглашения, созданные для координации деятельности стран СНГ. Наиболее действенными структурами в рамках СНГ являются Союзное государство Беларуси и России, созданное 8 декабря 1999 года, а такжеЕвразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), образованное 10 декабря 2000 года главами государств-участников Таможенного союза (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Другими объединениями в рамках СНГ, в которые наша страна не входит, являются Центрально-Азиатский союз, ГУАМ (объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы).Республика Беларусь также активно сотрудничает со странами Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока. Среди государств Ближнего Востока и Азии наиболее высокий уровень сотрудничества достигнут с Египтом, Сирией, Ливией, ОАЭ, ЮАР, Кувейтом, Ираном. Главные наши партнеры в Латинской Америке — Бразилия, Мексика, Куба, Венесуэла. Беларусь дорожит своими традиционно дружескими отношениями с КНР, Индией, Турцией, арабскими государствами.Беларусь является членом и активно участвует в работе международных организаций. На момент обретения независимости наша республика была членом таких международных организаций, как ООН (с 1945 г.), МОТ (с 1954 г.), ВОЗ (с 1946 г.), ЮНЕСКО (с 1954 г.), МАГАТЭ (с 1957 г.). В 1992 году Республика Беларусь вступила в Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др. организации. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы планируется создание условий для завершения процесса вступления воВсемирную торговую организацию (ВТО), в которой наша республика имеет статус наблюдателя с 1993 года.Во внешней политике Беларусь последовательно ориентируется на приоритет общепризнанных принципов международного права, а также на развитие в соответствии с данными принципами всестороннего сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями на основе учета и соблюдения интересов каждой из сторон.

24. Религиозный аспект белорусского государства. Религия  это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение,

Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое государство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит свое выражение в литературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественного сознания.

Немаловажную роль в формировании идеологии белорусской государственности играет религия.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии.

В 1992 г. в Республике Беларусь был принят За-кон «О свободе вероисповеданий и религиозных ор-ганизациях», сыгравший свою роль в правовом обе-спечении новых отношений между государством и религиозными организациями. В 2002 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

В статье 31 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что «Каждый имеет право самосто-ятельно определять свое отношение к религии, едино-лично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных зако-ном». В новой религиозной ситуации произошло значительное увеличение числа конфессий, деноми-наций, религиозных направлений, наблюдается бы-стрый рост числа их последователей. За последние 17 лет число религиозных организаций увеличи-лось почти в четыре раза. По состоянию на 1 января 2005 г. в Республике Беларусь насчитывалось 2829 религиозных общин, в их числе православных — 1315, католических — 433, старообрядческих — 33, Христиан веры Евангельской — 482, Евангельских христиан-баптистов — 257, Совет церквей ЕХБ — 28 (без регистрации), Греко-католических —13, Ново-апостольских — 20, иудейских — 27, исламских — 24, Свидетелей Иеговы — 26, бахаи — 5, мормонов — 3, кришнаитов — 5 и др. Общины представляют 25 конфессий, церквей, религиозных направлений и де-номинаций. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. На территории Беларуси имеются 1092 православ-ные церкви, 410 костелов и пр. Всего насчитывается 1918 культовых помещений.

Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих более 80% православных; более 10% католиков; почти 2% протестантов; 0,2% мусульман; 0,2% иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.

25. Внешняя политика как важная часть идеологии белорусского государства внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику. В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику иностранных инвестиций. Основными направлениями политики на международной арене являются: - вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства; - активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями; - участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве; - энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН [3, стр. 46]. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах.    Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан [13]. Ещё одной важной частью внешней политики РБ является таможенный союз. Совместное заявление о формировании Таможенного союза подписали 19 декабря 2009 года в Алматы главы трех государств Александр Лукашенко, Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев. Создание Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Создается огромный рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 млрд. баррелей.  Таможенный союз открывает перед странами огромные дополнительные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и Россия смогут свободно торговать между собой, будут созданы новые рабочие места, повысится конкуренция на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал.     Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений с этими странами. Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово-экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых арабских государств в нашу экономику.  Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской Народной Республикой (КНР) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ). Проводятся регулярные визиты руководителей государств и глав правительств, развивается сотрудничество в международных организациях по таким актуальным международным проблемам, как права человека, разоружение.

26. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь   Главным принципом внешней политики Республики Беларусь является многовекторность с учетом исторически сложившихся приоритетов.     Многовекторность внешней политики Беларуси предполагает укрепление всесторонних контактов с партнерами во всех регионах мира.      Одним из стратегических направлений является всестороннее сотрудничество и взаимодействие с братской Россией. Наши отношения с ней остаются неизменными: они стабильны, доверительны и развиваются последовательно, на основе принципов, заложенных в фундамент нашего союзного договора. Общие интересы обеспечивают четкое взаимодействие обеих стран во внешнеполитической области. Мы не только партнеры в дипломатии, но и военные союзники.     Разрабатываются новые направления широкого экономического сотрудничества с Украиной: экспорт сложной технической продукции, энергетика, транзит и другие. Беларусь будет целенаправленно участвовать в интеграционных проектах.      В прагматичном ключе строятся взаимоотношения с объединенной Европой. Многие европейские страны являются нашими давнишними экономическими партнерами.      В политических отношениях с Евросоюзом Беларусь готова к любому сотрудничеству на основе равноправия и взаимного уважения.     Беларусь заинтересована в возобновлении полномасштабного диалога с Соединенными Штатами Америки, с учетом положительной динамики торгово-экономических связей.     Вырос товарооборот Беларуси со странами Азии и Африки.     Мы вышли на новый уровень отношений с Китаем, Индией, Ираном, странами Персидского залива, рядом других государств.     Оправдывают себя усилия на латиноамериканском направлении.     Наша страна будет и впредь выступать за усиление роли ООН в решении мировых проблем. Но мы против политизации этой авторитетной организации и ее структур, в частности Комиссии по правам человека, против попыток злоупотребления ее авторитетом в интересах сильных мира сего.     В еще большей степени негативная тенденция политизации проявляется в деятельности ОБСЕ. Совместно с Россией, Казахстаном, другими государствами мы выступаем за реформирование этой международной структуры.     В целом нашу внешнюю политику можно охарактеризовать как достойную и последовательную. Это — неизменная позиция государства, знающего себе цену, уважающего и себя, и других. Ее корни — в нашей героической истории. 

27. Интеграция с Россией и странами СНГ Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическцую интеграцию осуществляют РБ и РФ, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя – Договор об образовании Союза Беларуси и России. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство. В Союзном государстве Россия и Беларусь остаются независимыми государствами. Каждое государство сохраняет свой суверенитет, свою независимость, свое гражданство, проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Но два государства создают общее государство. Главной целью экономической интеграции РБ и РФ является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эф-го использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления эконом роста. Россия являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин. Между Беларусью и Россией заключено более 30 соглашений по различным направлениям военно-технического сотрудничества. В интересах региональной группировки войск совместно используются объекты военной инфраструктуры на территории Беларуси. В декабре 2001 года была принята военная доктрина Союзного государства. Таможенный союз (ТС). Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в г. Душанбе, 6 октября 2007 года. 28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. . Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трёх стран. С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.[4] К июлю 2010 года завершилось формирование единой таможенной территории. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие. Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина. Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание было отложено до 2005.

28. Социальная политика РБ в области образования, культуры и здравоохранения Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. Республика Беларусь удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Стратегической целью в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

Благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Однако из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в республике возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.

Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций.

29. Взаимосвязь в развитии экономической, научно-технической и социальной сферы (государственные программы). Социально-экономические процессы в условиях научно-технического прогрессаБыстрое распространение и комплексное использование компьютерной и информационной технологии становятся движущей силой крупных перемен во всех основных сферах жизнедеятельности общества. Их глубокий и системный характер говорит о наступлении качественно нового этапа мирового развития. К числу основных черт этого этапа можно отнести следующие:экономика переживает непрерывный инновационный процесс, в ходе которого сливаются воедино преобразования в технологической, организационной и социальной сферах. При этом формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов, ориентированная на высококвалифицированную рабочую силу, интегрированную в систему производства; Ее производство, переработка, распространение, создание информационной инфраструктуры и информационных сетей становится необходимым условием конкурентоспособности и экономического роста. 

. Освобождение конкуренции от чрезмерных ограничений, рост подвижности и адаптированности рыночных институтов не в малой степени способствовали увеличению динамизма научно-технического развития, структурной перестройке экономики и общему росту ее эффективности.Не менее очевидно и другое: рыночные механизмы сами по себе далеко не всегда и не везде обеспечивают оптимальные результаты. Опыт развитых стран подтверждает, что решение многих жизненных проблем не может быть предоставлено только рынку и требует государственного вмешательства. 3.2 Новая стратегия научно-технического и социально-экономического развитияНа первый план объективно выдвигается новая модель развития, главным приоритетом которой становится повышение качества жизни, включая общее оздоровление условий существования и работы индивида, повышение качества окружающей среды, обеспечение необходимого уровня медицинских услуг, потребление в нужных количествах экологически чистых продуктов питания, социальная и личная безопасность, обеспечение условий для развития и самореализации личности.Наиболее сложным вопросом для новой модели является нахождение путей сопряжения экономического роста с повышением качества жизни. Это делает жизненно необходимой новую стратегию научно-технического и социально-экономического развития, которая включает ряд аспектов:технологический: развитие безотходных и энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание и широкое применение новых технологий в области утилизации отходов (включая ядерные), рекультивации земли и очистки водных бассейнов, создание и использование альтернативных источников энергии;социально-экономический: создание условий для качественного роста, производительного и полного использования человеческих ресурсов, гуманизации труда и повышение качества трудовой жизни, сокращение рабочего времени;общественно-политический: изменение приоритетов экономической и научно-технической политики в сторону улучшения качества жизни.

30. Концепция устойчивого развитие в Республике Беларусь.

Концепция устойчивого развития Республики БеларусьУстойчивое развитие (УР) – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.

включают в себя проблемы обеспечения:- экономической безопасности как гарантии достойного уровня жизни;- продовольственной безопасности, характеризующейся доступностью для человека основных продуктов питания;- безопасности здоровью, связанной с существованием развитой системы здравоохранения, наличием качественного питания и благоприятной окружающей среды;- экологической безопасности, предполагающей сохранение локальной и глобальной экосистем, предотвращение загрязнения атмосферы, водных ресурсов;- личной безопасности, выражающейся в государственной гарантии недопущения насилия со стороны других лиц, а также самого государства;- общественной безопасности, заключающейся в сохранении ценностей и традиций социума, различных групп;- политической безопасности, предполагающей гарантию прав и свобод человека.

В Беларуси разработана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года. Основными принципами перехода к устойчивому развитию в Беларуси являются:1) человек как цель прогресса;2) повышение уровня благосостояния, преодоление бедности;3) приоритетное развитие социальной сферы, здравоохранения, образования, науки, культуры;4) улучшение демографической ситуации в стране;5) переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития;6) усиление взаимосвязи экономики и экологии;7) рациональное природопользование;8) развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;9) экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали;10) ведущая роль государства в осуществлении задач и целей устойчивого развития;11) повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.