шпаргалки по нейропсих

Нейропсихология – раздел клинической психологии связана со многими науками: медицина, нейрохирургия, анатомия.Предмет нейропсихологии: изучение особенностей нарушений психических процессов, состояний и личности человека при локальных поражениях мозга. Нарушение ВПФ при локальных поражениях мозга. История нейропсихологии.. Галено – греч.врач. Анатомируя мозг человека обнаружил желудочковую систему, предположил, что эта система яв-ся центром смешения всяких жидкостей (4 вида). Эта теория сущ-ла 150 лет. 1810 – теория узкого локализационизма. Считали, что пс.ф-я на прямую связана с конкр.участком или зоной мозга. Максимальное выражение эта теория получила у анатома Галя, он выдвинул концепцию мозга как совокупности органов, где каждый из участков мозга отвечает за опр.пс.ф-ю. Начало науки положено в 1861 г. Брока, представил наблюдение за 1 больным:, кот-й понимал обращенную речь, но не мог выразить свои мысли. Это лобная часть. Ч/з 10 лет Вернике описал человека, кот-й не понимал речь, но мог гов-ть. Это височная область. Эти наблюдения послужили подтверждением теории узкого локализационизма. Нейропсихология изначально раз-сь как афазеология. В 30-40гг. как самостоятельная медицина. Сейчас выделяют западную и отечественную школы нейропс. Основателем отеч.школы яв-ся А.Р.Лурия. Выготский первый провел невролог.иссл-е в 20г. Он сформулировал две идеи, на основе кот-х Лурия развил нейропс. 2 положения:1о раз-и ВПФ, 2.о смысловом и системном развитии сознания. Выготский первый исс-л изменения возник-е в ВПФ при локальных поражениях мозга. Наблюдения за про-ми пс.развития реб-ка привели его к выводу о последовательном формир-е ВПФ человека, и при жизненном изменении мозговой организации. Выготский сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на ВПФ взрослого и реб-ка. В детском воз-те очаг поражения выз-ет системное недоразвитие всех более высоких зон и надстраивающихся над ним уровней мозговой организации, а во вз.воз-те поражение этих же зон вызывает поражение более элем.участков и зон коры. Важный вклад внесла Б.В.Зейгарник (патопсихология) исс-я были направлены на вз-ых. Занималась нар-ем мышления. Вклад Анохина А.П. «Концепция о функ-х сис-ах». Она была положена в основу локализации ВПФ. Бернштейн «концепция об уровневой организации движений».Вклад Лурии в нейропсихологию. Его монографии: «Травматическая айфазия» (1947) первая классификация нарушения речи у людей. «Восстановление ф-й после военной травмы» (1948). «Высшие корковые ф-и человека» (1961) теоретическая кон-я нейропс. Ряд преимуществ отечественной нейропсихологии: 1.хорошо проработанная методологическая база. Наличие метотеории, объясняющая работу мозга.2.качественный подход к проведению диагностики. Луриевская батарея тестов. 3.синдромный анализ. На основе анализа оценки нарушений разных пс.ф-й мы можем установить мех-м нарушения.Современный этап развития нейропсихологии. Направления нейропсихологии: 1.клиническая нейропс., яв-ся основным направлением, задача кот-й сост-т в изучении нейропс.синдромов, возникающих в рез-те поражения одного или другого участков мозга, сопоставление их с общей картиной болезней. Основные методы: методы клинического (неаапаратного) пс.исс-я. Основная задча клинич.нейропс. – изучение синдромов.2.экспериментальная нейропс. Задача – экспер. изучение разл.форм нарушений пс.процессов при локальных поражениях мозга. Наиболее разработанными яв-ся: нарушение речи, памяти, гностических процессов, зрительного, слухового процессов. Лурия ввел понятие фактор для обозначения физиол.процессов, кот-е совершаются в опр.мозговых стр-ах. 3.реабилитационная нейропс. Задача восстановление ВПФ, нарушенных в следствии локальных поражениях мозга. Было выдвинуто цент.положение концепции нейропс.реабилитации: восс-е сложных ВПФ может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функ-х сис-м, в рез-те кот-й скомпенсированная пс.ф-я нач-ет осущ-ть с помощью нового набора пс.средств. 4.психофизиологическая нейропс. Изучение физиол.мех-ов работы мозга, их изучение при локальных поражениях мозга. 5.нейропс.детского воз-та. Разрабатывается в 70г. по инициативе Лурии, в связи со спецификой нарушения ПФ у детей (раз-е сразу) при локальных поражениях мозга. задачи:* практич.выявление особенностей нарушения ВПФ у детей на разных этапах развития и разработка методов нейропс.коррекции. *теоретическая-выяв-е закономерности хромогенной локализации ВПФ у детей. Симерницкая провела исс-я и выделила 3 осн.группы: 5-7; 7-12; 12-15 лет, хар-ся разными симптомами. Максимальное отличие от вз.симптоматики в 5-7лет. У детей имеем дело с недоразвитием различных стр-р мозга, при локальных поражениях. У детей есть место хорошей компенсации-мозг нах-ся в раз-и. Разные последствия и методы восс-я. 6.нейропс.нормы. изучение нейропс.методик для изучения пс.ф-й зд. людей. Задача-поиск тех принципов мозг.организации, кот-е детерминируют инд.различия в психике человека. Хомская «нейропс.индив. различий» 1997г. В кач-ве основы для класс-й инд.различий психики зд.людей юыли избраны закономерности межполушарных отношений-межполушарной ассиметрии и межполушарного взаим-я (по профилю латеральности) или профиль латеральной организации (ПЛО). Была обнаружена ПЛО с пс.яв-ми: с динамич.показателями познавательных проц-в; с динамическими хар-ми двигательных ф-й (руки, глаза); с эм.процессами и состояниями. Типы ПЛО отражают фундаментальные особености мозг.организации. 7.нейропсихолгия пограничных сос-й ЦНС. Изучают невротические заболевания, связ. с облучениями малыми дозами радиации.

Значение нейропсихологии для практики. Изначально нейропс.развивалась как практическая дисциплина в клинике. Занималась диагносцированием и лечением пс.болезней, связанных с локальными поражениями мозга (ЛПМ). Задачи: диагностическая, реабилитационная. Решаются вместе. Диагностическое значение нейропсихологии: 1.установление локализации поражения в мозге (какая стр-ра мозга нарушена, ставится топический диагноз). Томография – на ее основе ставится диагноз. 2.установление специфики нарушений ВПФ (выяв-е мех-ма нарушения-функц.диагноз). Если нарушается левая височная зона – левши понимают речь, а правши нет. Для установления функц.диагноза используют качественный подход – Луриевская батарея тестов. Методика состоит из большого кол-ва проб, которые направлены на оценку практически всех пс.ф-й человека (начиная с моторики и заканчивая мышлением, памятью и т.д.). это сложная методика, у нее нет колич-й оценки, а качест-я опирается на субъективный (эмперический) опыт. В чем отличие топического диагноза, который используется в неврологии и нейропсихологии. С помощью топического диагноза в неврологии нельзя выявить проблемы регуляции. Неврология исследует рефлекторную дея-ть (тонус мышц, чув-ть разных анализаторских сис-м), они точно устанавливают локализацию поражения в чув-х и моторных зонах мозга (б.ганглии, мозжечок, при болезни Паркинсона-нарушены б.ганглии). Сущ-ют зоны мозга для неврологии, которые яв-ся немыми, когда они поражаются, нет поражения на базальном ур-не, а возникают нарушения ВПФ (больной перестает узнавать лица людей – лицевая агнезия, но при этом узнает этих людей по запаху и тактильных прикосновений). Контингент больных, с которыми работает нейропсихолог: *люди с травматической или опухолевой природой поражения мозга. *при сосудистых поражениях мозга. *при дигносцировании эпилепсии, минингоэнцефалита. *при минимальных мозговых дисфункций. Нейропсихологические методы изучения ВПФ, позволяют выявить специфику нарушения той или иной ВПФ и с большой точностью определить зону поражения мозга. Эти методы направлены на: изучение различных познават.пс.проц-в (речь, мышление, память и т.д.); изучение личн.хар-к, проявляющихся в поведении больного.Реабилитационное значение нейропс. Пути восст-я ВПФ: 1.спонтанное восст-е. 2.искусственное восс-е. Спонтанное: диамиз, викариат. Искусственное: внутрисистемная, межсистемная перестройка. Диамиз- постепенное спонтанное восс-е угнетенного функц.сост-я мозга. Идет параллельная работа со стороны медицины, использование фармакологических препаратов, они улучшают сос-е мозга. Викариат- постепенное спонтанное изменение межполуш.отношений в организации пс.ф-и (часто наблюдается у детей. Если у ребенка опухоль в левом полушарии, то компенсаторные зоны приводят, что речевые зоны переходят в правое полушарие, этот переход – межполушарное отношение). Передача ф-й разрушенных участков мозг.ткани соседним зонам, поя-ся новые мозговые ткани (на основе дремлющих нейронов). Внутрисистемная перестройка – усиление роли сохраненных звеньев ф-и и опра на них при восстановлении ф-и. Используются у взрослых. Память: у чел-ка страдает слухо-речевая память, тогда он опирается на зрит.память (т.е. на слух не воспринимает, опирается на зрение). Межсистемная перестройка – включение в систему новых звеньев. В настоящее время работы по восстан-ю ВПФ ведуться в лабораториях экспериментальной и прикладной психологии фак-та МГУ, проф. Цветковой Л.С. Лучше всего развито восст-е речи, менее – эм.-волевая сфера.Понятийный аппарат нейропсихологии. Выделяют два класса понятий: 1. понятия, которые яв-ся общими для нейропсихологии и общ.пс. (ВПФ, пс.дея-ть, пс.процесс, личностный смысл, образ, знак и т.д.) 2.собственно нейропсихологические понятия. Общие понятия: ВПФ (Выготский) – это сложные формы сознательной псих.дея-ти, осущ.на основе соответствующих мотивов, регулируемые соотв.целями и программами и подчиняющиеся омерное сочивсем закономерностям пс.дея-ти, социальны по своему происхождению (восприятие, память, произ.движения, речь, мышления, эмоции). ВПФ обладают след.хар-ми:1.формируется прижизненно под влиянием соц. факторов (осознаны) 2.опосредованы по своему псих.строению (с помощью речевой сис-мы, фор-ся по средствам речи) 3.произвольны по своему осущ-ю. ВПФ-это системное образование. Закономерностью фор-я ВПФ яв-ся то, что сущ-ют сначала как форма взаимодействия м/у людьми, как интерпс.процесс, позже проис-т интериоризация и ВПФ приобретают хар-р автоматизированных, умственных дей-й. Лурия дополнил представления о ВПФ как о ф-ых системах ВПФ-системны, это положение яв-ся центральным для отеств.нейропсихологии. Собственно нейропсихологические понятия. Нейропс.симптом – это нарушение пс.ф-й, возникающей в следствии локального поражения мозга (лицевая агнезия). Нейропс.синдром – закономерное сочетание нейропс. симптомов, связанное с выпадением того или иного фактора (нижне-теменной синдром, при поражение этой зоны страдает: тактильное восприятие и тактильная память, реч.дефекты, нарушение произ.движ-й, моторика). Нейропс.фактор – физиологическое понятие, обознач. фак-р физиолог.дея-ти определенной мозговой ст-ры, нарушение которой ведет к поя-ю нейропс.синдрома. в современной нейро след.фак-ры: модально-спец., кинестетический, пространственный, ф-р произвольной регуляции пс.дея-ти, симульный, сукцессивный, ф-р межполуш.взаим-я. Симптомы делятся на: первичный нейро симптом: нарушение ф-й, которое связано с нарушением определенного фактора. Вторичный нейро симптом: нарушение ф-й, возникающих как системное след-е. Синдромный анализ – анализ нейро синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора). Синдр.анализ – принцип, кот-й позволяет связь мозга с пс. ф-ями. 

Проблема локализации ВПФ. Одна из гл.проблем. Важна для теорий. Важно для реализации проблемы реабилитации. История раз-я представлений о локализации ф-й в мозге: выделяется несколько взглядов:1.узкий локализационизм 2.эквипатенционализм 3.эклиптическая теория 4.теория системно-динамическая локализация ф-й. Узкий локализационизм (Галь). Мозг – сов-ть органов, каждый из которых яв-ся субстратом опр.пс.ф-и. Мозг неоднородное тело. Пс. ф-я – это неразложимая на компоненты единая пс.способность, которая целиком соотносится с опр.морфолог.стр-ми гол.мозга. мозг – сов-ть центров, каждый из которых заведует опр.пс.ф-ей. Поражение какого-либо центра ведет к нарушению соотв.ф-и. Противоречивые ф-ты – пр некоторых нарушениях гол.мозга возможно частичное или полное восс-е опр.пс.ф-и. Поэтому был раз-н: Эквипатенционизм Галлер, Флуранс, они проводили эксперименты на крысах – полное разрушение ф-й, потом частичное восс-е. Мозг- однороден, все его участки равноценны: каждый участок мозга может выполнять различные ф-и – эквипатенционализма. Мозг-однородное целое, равноценное, равнозначное для пс.ф-й во всех своих отделах. Любое нарушение мозга ведет к нарушению всех пс.ф-й одновременно, при этом степень нарушения этих ф-й пропорциональна величине патологического очага. Мозг пластичен и способен к компенсации нарушенных ф-й. Противоречивые факты: 1анатомические стр-ры мозга отличаются по строению и не яв-ся однородными конструкторами. 2поражение опред. участков мозга приводят к нарушению опр.пс.ф-й (поражение зрит.коры – затылочная область) 3.опыты Пенфильда 4специфичность ВПФ. Эклиптическая концепция. Джерсон – невролог. Основные положения: можно локализовать лишь определенные элементарные ф-и (сенсорные, моторные), а сложные пс.ф-и локализовать нельзя. – интеллект, сознание вязаны со всем мозгом равномерно. Теория системно – динамической локализации ВПФ. Лурия. Пересмотр понятия пс.ф-я. Узкие локализационисты понимали, что ф-я-отправление той или иной ткани (рецепция света – подтверждение этой теории – ф-я пирамидных клеток Бец. А когда мы гов-им о ф-ях пищеварения – этого недостаточно. Для реализации дыхания- работа сложного мышечного аппарата – диафрагма, межребер.мышца, гортань и т.д.) Лурия обратил внимание на то, что процесс осущ-ся не одним органом, а целой функц.сис-мой, включающие многие звенья и состоящей из многих стр-р. Чем интересна функц.сис-ма: 1сложна по своему строению. 2функц.сис-ма хар-ся подвижностью, входящих в ее сос-в звеньев. Лурия пересмотрел ВПФ. ВПФ –это не неразложимая, единая способность, сложная сис-ма, состоящая из звеньев, компонентов взаимосвязанных м/у собой. Теория системно – динамической локализации ВПФ. Лурия. Пересмотр понятия пс.ф-я. Узкие локализационисты понимали, что ф-я-отправление той или иной ткани (рецепция света – подтверждение этой теории – ф-я пирамидных клеток Бец. А когда мы гов-им о ф-ях пищеварения – этого недостаточно. Для реализации дыхания- работа сложного мышечного аппарата – диафрагма, межребер.мышца, гортань и т.д.) Лурия обратил внимание на то, что процесс осущ-ся не одним органом, а целой функц.сис-мой, включающие многие звенья и состоящей из многих стр-р. Чем интересна функц.сис-ма: 1сложна по своему строению. 2функц.сис-ма хар-ся подвижностью, входящих в ее сос-в звеньев. Лурия пересмотрел ВПФ. ВПФ –это не неразложимая, единая способность, сложная сис-ма, состоящая из звеньев, компонентов взаимосвязанных м/у собой. Положения теории системно-динамической локализации ВПФ. 1.физиологическая основа ВПФ – весь мозг в целом, но мозг как высокодифференц.сис-ма, обеспечивающая различные стороны единого целого. 2.центр данной ф-и это сов-ть различных отделов головного мозга, сложное сочетание нейронов, расположенных в различных отделах ЦНС, и согласованно и координировано участв-х в регуляции той или иной ф-и. Собственно мозг. Головной мозг может быть условно разделен на несколько уровней: 1.кора гол.мозга – осущ-ет управление чувств. и двигат.ф-ми, преимущественное управление сложными когнетивными процессами. (рисунок). 2базальные ядра полушарий г.мозга, осущ-ют управление непроизвольными движениями и регуляцией мышечного тонуса. 3.гипокамп, таламус, гипофиз, поясная извилина, миндалевидное ядро. Управление эндокринной регуляцией.4.ретикулярная формация и др. стр-ры ствола гол.мозга, осущ.управление вегетативными процессами. Кора подразделяется на след.стр-е элементы: древнюю, старую, среднюю, промежуточную и новую кору. Новая занимает 96% всей пов-ти, имеет сложное строение. В ядрах новой коры нах-ся ассоциативная и проекционная зоны.(рисунок). 1сильвиева борозда, 2.центральная ролентова борозда 3.двиг.зона коры и все ее участки. Осущ-ет управление теми или иными группами мышц и в соответствии с их общим функц.значением за построением конкретной программы дей-й. 4.соматосенсорная кора, обратная сторона движ-й (мышечное чув-во). При нарушении – грубые движения. 5.премоторная кора, обеспечивает способность переключения (ммммм) 6.лобная кора, основная ф-я регуляции и контроля (цель, программа дей-й). При поражении: письмо с ошибками, не могут вспомнить правило. 7.височная кора, ответственна за обработку инфо, левая – слухоречевая инфо, правая – слуховая инфо. 8.ТРО – теменнно-пространственная ориентация, отвечает за пространственную ориентацию. 9.теменно-затылочная кора 10.зрительная кора, обработка зрит.инфо. ВПФ – это сложно устроенная сис-ма как на физиологическом ур-не, так и на уровне мозга, состоящая из множества звеньев. 3.каждый отдел, каждая зона мозга вносит свой специфич.вклад в осущств.данной ф-и. (для осущ.произвольного дви-я, лобная кора уч-ет в построении цели и программы, а корректировка этой программы в соотв. с положением тела происходит в мозжечке). 4.один и тот же отдел мозга может включаться в осущ-е различных ВПФ. Зона ТРО восприятие инфо-зрительной, пространс-й, тактил-й, мысленной+ дв-я активность (танец) 5.различные звенья мозга, участ-е в осущ-и данной ВПФ неравноценны, а построены по иерархическому принципу. (концепция уровней построения движения Бернштейна). 6.локализация ВПФ, хар-ся динамичностью (изменчивостью). Динамичность имеет несколько разных смыслов: *онтогенетический аспект динамичности (при нарушении левого полушария у вз-го наруш-ся речь, у реб-ка нет, т.к. изначально за левым полушарием не закреплена ф-я речи). В онтогенезе проис-т изменение мозговой организации ВПФ, т.к. созревание проис-т постепенно. *при освоении какого-то навыка проис-т изм-е строения ВПФ, а следов-но изм-ся мозговое обеспечение этой ВПФ. *при определенных нарушениях мозг-х стр-р проис-т существ-я перестройка звеньев мозга в организации данной ВПФ, это означает, что мозг-е стр-ры обладают функ-ой многозначностью (компенсаторные мех-мы).

Основные принципы структурно-фукционального строения мозга. 1. принцип вертикально-горизонтальной организации. Все ВПФ имеют гор.-корковую и вертик.-подкорковую организацию. 2.принцип выделения передних и задних отделов мозга. центральная изв-на делит мозг на 2 половины. Это имеет функ-е значение. Задний отдел работает по афферентному принципу – восприятие инфо. А передние отделы по эфферентному принципу – инфо выходит. 3.принцип деления на левое и правое полушарие, связан с асимметрией в работе гол.мозга. 4.принцип выделения 3 функ-х блока мозга: Энергетический блок, регуляция уровня активности мозга (активационный). Стр-ра мозга: подкорковые – ядра баз.ганглий, лимбическая сис-ма: миндалевидное тело, момелярное тело, гиппокамп, гипоталамус, мендалины. Стволовые – задний (ретик.формация), мозжечок. Некоторые корковые ст-ры – медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Значение энергетического блока: *обеспечивает общий активационный блок, на котором разыгрываются все пс.ф-и. Этот блок имеет неспециф-е связи со всеми стр-ми и корой больших полушарий (гипоталамус и лобная кора – активируют и тормозят ф-и сна и бодрствования). Ретик-я формация посылает импульс в кору. Для активации коры работает ретик-я формация. Если она работает неправильно – синдром гипер – активности (постоянные колебания активности – торможение, возбуж-е). *организация внимания. *организация сознания. *организация процессов памяти (гипокамп обеспечивает перевод инфо из кратковременной в долговременную) *организация мотивационных процессов и эмоц сост-й. Типы влияния на работу мозга и принципы работы: 1. общее генерализованное изменение активации мозга, связано с длительными тоническими сдвигами в режиме работы мозга. 2.локальное избирательное изменение активации отдел-х стр-р мозга. Это связано с фазическими изменениями в работе отдельных стр-р мозга. 3.этот блок имеет как восходящие к коре так и нисходящие к стр-м мозга влияния. 4.оказывает как возбуж-е так и торм-е дей-е. 5.рет-я формация работает по принципу отбора новой необычной инфо. Функциональное значение в обеспечении ВПФ: 1.обеспечивает общий активационный фон (неспециф. влияние) 2.играет важную роль в организации внимания, а именно общего, суиктивного, избирательного. 3.связан с процессами памяти. 4.связан с мотивацио-ми и эм-ми проц-ми восприятия, передача инфо во внутр-й среде организма. 5.связан с организацией соз-я. Второй блока приема, переработки и хранения экстероцептивной инфо (из вне) Ст-ры мозга: центр. отделы сенсорных сис-м, корковый ур-нь включает: зрит-ю, слух-ю, соматосен-ю кору, задние части спинного и гол-го мозга. Особенности структурно-функц-й организации: 1.пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспециф-е пути, нейронную организацию.2. четкая избирательность в реагировании лишь на определенный тип раздражителей. Этот блок построен по типу специф-й нервной цепи. 3.все анализаторные отделы построены по общему принципу: состоит из переф-го и центр-го отдела. Переф-й: рецепторный и центральный отдел. Центр-й отдел: сост-ит из нескольких ур-ей, которые устроены по иерархическому принципу. В проекционной коре выд-ют первичные (сенсорные), вторичные (гностические) и третичные (ассоциативные) поля, кот-е имеют след-е отличит-е особенности: первичные поля- хар-ся широким, четырехслойным строением, куда приходит инфо от подкорковых отделов анализаторов. Все первичные поля хар-ся топическим принципом организации. Первичная кора организована по принципу вертикальных колонок, объе-т нейроны с общими рец-ми полями. Вторичные поля: осущ-ся функ-е объединения разных анализ-х сис-м, , приним-ют участие в обеспечении гностических видов пс.дея-ти. Третичные поля, с их участием проис-т сложные надмодальные виды психич.дея-ти. Особое значение играет зона ТРО, в речевой дея-ти. Работа третичных зон необходима для перехода от непосредственно наглядных символов к символич-м проц-м. 4.закон убывающей специфичности (первичные зоны модально-направлены; вторичные в меньшей степени, третичные надмодальны). 5.закон иерархичного строения, входящих в сос-в этого блока корковых зон. Отнош-я зон неравнозначны, в проц-се онтогенеза не изменяются. 6.закон прогрессивной латерализации. По мере продвижения по этим полям для одних ф-й доминантным становится левое полушарие, для др. правое. Третий блок: блок программирования, регуляции и контроля за протекания психич-й дея-ти. Ст-ры мозга: моторные отделы коры,лобная кора. Особенности организации: *кора имеет хороший развитый 5 слой – слой больших пирамид, имеет проекц-й хар-р строения. Максимальное представительство в этой зоне имеют органы, особо значимые и нуждающиеся в наиболее тонкой регуляции.*принцип строения передних отделов схож со строе-м задних: принцип иерархичного строения, убывающ-я специф-ть, но проц-сы идут в нисход-м направлении, начиная с более высоких зон, где фор-ся двиг-е проблемы к более низ-м двиг-м зонам. *двиг-е зоны коры имеют обширные связи со стр-ми экстро-пирамиднымидной сис-мы, а именно баз-е ганглии, моз-е тело.*лобная кора имеет многочисленные корково-подкорковые и корково-корковые связи. Функц-е значение:1.програмирование и контроль за протеканием пс.процессов.2.формирование замыслов и целей псдея-ти (лобные отделы) 3.регуляция, контроль дея-ти и поведения в целом (примоторный, моторный отдел). 4.организ-я двиг-й активности (моторные, примоторные). Смысл трех функциональных блоков: каждый блок имеет свою специф-ю ф-ю, но вместе они выполняют одну – организацию поведения. Любая ВПФ включает все три блока. Принцип функциональной асимметрии в работе головного мозга. I. Анатомические данные, свидетельствующие о функц-й асим-и в работе гол.мозга: 1.длина сильвиевой борозды тв левом полушарии больше, чем в правом. 2.зона Вернике в левом полушарии на 1/3 больше, чем в правом.3.морфологические отличия нейр-в правого и левого полуш-й. В правом пол-и связь нейронов более дифференциальна. В левом – более локализована. 4.генетические данные.анатомические раз-я- структ-я основа функцио-х различий. IIФизиолог-е данные.1.различия в эл.активности обоих пол-й.2.при переходе от неверб-х к верб-м заданиям происх-т усиление акт-ти левого полуш-я. IIIКлинические данные. 1.Вернике и Брока, первые увидели разницу.2.метод односторонней эл.шоковой терапии.3.метод Вада. Введение аммиака Na в одну из сонных артерий, что на короткий срок позволяло выключить работу правого или левого пол-я.4.исследования, связанные с расщеплением мозга. Сперик: у людей с расщепленным мозгом не наблюдалось практически никаких изменений. Нарушение пс.ф-й (сенсорных, речевых, двигательных, пространственных) обнаружились при тестах. С помощью тахистоскопа: изображение различных предметов представлялось таким обр-м, что его наб-ли то в одном, то в др.полуш-и. Если предъяв-сь в левое пол-е, тогда больной гов-л правильно, если в правое – не видит. Испытуемому необ-мо выбрать предмет, левой рукой из множества предметов, берет чашку, но на ощупь не может определить что это. Вывод: правое пол-е (немое) опознает предметы, но не может их наз-ть.История развития представлений о функциональной асимметрии в работе голозга. 1.концепция левоп-й доминантности. Левое полуш-е полностью доминирует в организ-и ВПФ. Клинические иссл-я показывают, сто у пац-вс наруш-ем левого полуш-я, более сильное нар-е ВПФ. Объяснение – страдает речь, наруш-ся и др. пс.ф-и. Современные исследования показывают, что при нарушении ПП: наруш-е мышления, невербальной способности.2.современная концепция. Каждое полуш-е вносит свой специф-й вклад. Различия м/у правым и левым полушарием. Правое- связано с синтезом, работа с пространст-й инфо. Хар-но одновр-е целостное (симультанное) восприятие ритма и гармонии музыки, невер-я речь. Левое- связано с анализом, с врем-й послед-ю (сукцесивная композ-я и стр-ра музыки, вербальная речь). Функциональная асимметрия имеет не глобальный, а порциальный хар-р. Виды функ-й асимметрии: моторная, сенсорная, психическая, ментальная. Функц-я ас-я – это продукт дей-я биосоц. мех-ов (учат писать, есть правой рукой). У восточных людей преобладает симультанный тип переработки инфо, у западных-сукцессивный. Половые раз-я: у женщин специализация полушарий более выражена, чем у мужчин.Экспериментальная психология. Занимается наруш-м ВПФ при локальных пораж-х гол.мозга. Нарушение произв-х движ-й (проблема апроксий). Произв-е движ-я – одна из более сложных пс.ф-й человека, и она вкл-т в себя много уровней и подуровней. Хар-ся сложным афферентным и эфферентным сос-ом, формируется прижизненно. Участ-ют в осущ-е многих ВПФ (речь, рисование). Бернштейн 5 ур-ей двигат.акт-ти (А,В,С,Д,Е) регул-и дви-й: 1.руброспинальный, отвеч-т за тонус мышц 2.таламо-полидарный (координация и синергия) 3.пирамидно-примоторный (пространство) 4.теменно-примоторный (предметный) 5.корковый (смысловой). 1ур-нь регуляция непроиз-х дв-й, 2-5ур-ни – произ-е дв-я. Каждый ур-нь хар-ся ведущей афферентацией (собст-м набором регул-х дв-й). Представления Лурия. Мех-мы произ-х дв-й: *афферентные*эфферентные (исполнительные). Эфферентные: 1пирамидная сис-ма вкл-ет клетки Беца (5ый слой четвертого слоя коры) 2.экстрапирамидная сис-ма. Пирамидная сис-ма: соматосенсорная кора включает 1-3 поля, перцептивная кора вкл-ет 6-8 поля. Включает волокна пирамидного тракта физ.типа (отв-ет за испол-й компонент). Сущ-ют дополнительные моторные зоны.: 1.зона сильвиевой борозды 2.зона внутренней пов-ти пол-й кпереди от моторной зоны (ценные двиг-е комплексы) 3.подавляющие области коры (прекращение начавшегося движения) 4.адверзивные зоны (поворот туловища, глаз, головы в сторону противоположную раздражающему агенту). Экстаропирамидная сис-ма: ключает подкорковый отдел, внутри белого вещ-ва (стриаполидарный), отвеч-т за сложные двиг-е акты. Элементарные двиг-е расс-ва, связ-е с пораж-ем эфф-х мех-ов: 1.пирамидные нар-я. При поражении: 4поле –парезы и параличи мышц против-х полушарию. 6-8 поля спастический паралич (выпадение дв-я на фоне повышенного мыш-го тонуса). Полное выпадение дв-я. 2.экстропирамидные нарушения: поражение стриаполидарной сис-мы (болезнь Паркинсона, волнооб.дв-я рук и ног. Болезнь Паркинсона – общая неподвижность, адинамия, трудности передвижения, гиперкинезы, нарушение общего тонуса мышц, нар-е синергии, мимики, пантомимики. Волнооб-е дв-я рук и ног – бледный шар). Поражение мозжечка – нарушение координации, тонуса. Поражение спинного мозга – нарушение поддер-я позы, выпадение дв-й.Пять зон коры, учас-х в организ-и произ-х движений

1.собственно двигательная зона 2.постцентральная теменная зона, анализ кожно-кинестетической афферентации, поступ-х от органов дв-я 3.задняя затылочная и теменная зоны, обес-т дв-е с помощью зрит-й ориентации. 4.височная кора, афферентация необходимая для речевой моторики. 5.переднии отделы коры больших полуш-й, орган-я дв-й во времени, программ-е, контроль за выпол-м движ-й. Апроксия. По Бернштейну С,Д,Е. Лурия: классификация: *кинестетическая, воз-ет при нар-и проприоцептивной чув-ти соматосенсорной коры. Наруш-ся кинестетическая аффер-я. Симптомы: дв-я не дефферен-мы и плохоуправляемы, невозможность воспроиз-я поз руки, невозможность показать дей-е без предмета, неуклюжесть, особенно с закрытыми глазами, нар-е письма. Пробы: батарея тестов Лурия. Праксис руки – воспроиз-е пациентом поз, кот-е демонстрирует экспериментатор. Диагностич.критерий –разница м/у первым и вторым этапом. *пространственная. При нар-и теменно-затылочных отделов коры (пересечение слуховых, зрительных, соматосенсорных зон). Страдает зрительно-пространственная афферентация дв-й. Симптомы: апроксия позы (воспринимается трудно). Трудности пространственно – ориентированных дв-й. Конструктивная апроксия – наруш-е танца, спортивных дв-й. Пробы: проба Хэда. Чел-к дол-н воспроиз-ти пробу, стоя лицом к экспериментатору. Проба Колоса, на невербальный интеллект. * кинестетическая, при нарушении примоторной коры, коры больших полуш-й. Симптомы: распад «кинестетических мелодий» — нар-е последов-ти и врем-й организации дв-х актов. Двиг-е персеверации – бесконтрольное продолжение раз начавшегося дв-я с неоднокр-м его повтор-м. Нарушение плавности дв-й, письма, рисования. Пробы: кулак-ребро-ладонь. Заборчик (рисунок) *регуляторная. Нарушение лобной коры, контроля дв-й. Симптомы: нарушение програм-я дв-я. Замена нужных дв-й моторными стериотипами, сис-я персеверация, трудности в смене программ и дей-й, отключ-е познават-го контроля за выпол-м дв-й. Проба: сначала , потом напиши букву а . проба репетиции выбора, надо вып-ть задание по инструкции (я покажу кулак, а ты палец).Агнозии. Основные принципы работы анализаторских сис-м. Анализаторные сис-мы чел-ка – это сложные многоур-е образ-я, направ-е на ан-з сигналов опред-й модальности. Основные анализ-е сис-мы: зрительная, слуховая, обонятельная, кожная, кинестетическая. Нейропс-я из-ет анализ нейропс-х симптомов, возникающих при пораж-и различных ур-й анализ-х сис-м. В нейропс-м аспекте из-ют 2 типа расс-в: 1.элементарные сенсор-е расс-ва, в виде нар-й разл-х видов ощущений –светоощ-й, цветоощ-й, ощ-я высоты звука, громкости. 2.сложные гностические расс-ва в виде нар-й различных видов восприятия. Элементарные сенсорные расс-ва связаны с пораж-ми переф-х и подкорковых ур-й анализ-х сис-м, а также первичного кор-го поля, соот-х анализатору. Сложные гностические рас-ва, связаны с поражением вторичных и третичных зон бол-х полуш-й. Гностические расс-ва, воз-ют при корковых очагах. Пораж-я носят наз-е агнозия. Зрительный анализатор. Основные принципы стр-я. Уровни сенс-й сис-мы: 1.сетчатка глаза. Сод-т 2 типа рец-в: колбачки (дне-е зрение), палочки (апп-т сумрач-го зрения). Пораж-е сетчатого ур-ня зр-й сис-мы: кровоизлияние, раз-е заболевания глаз. Пораж-е одностороннее, как правило оно сначала бывает в одном глазу: нар-е светоощ-я (куриная слепота) в темн-е время суток.; дальтонизм и ахромия (нар-е колбач-го зрения); выпадение полей зр-я (скотомы).2.зрит-й нерв (инфо из правого пол-я идет в левое поле и наоборот). Пораж-е: снижение остроты зрения, снижение поля зрения. При пол-м поражении зрит-го нерва прои-т потеря зрения одним глазом.3.хиазма прои-т неполный перек-т зр-х путей – инфо пос-ет от каждого глаза в оба пол-я. При поражении: нар-е полей зрения, выпадение полуполей зр-я – гемианапсия.; битемпоральный – сужение поля зр-я такое, что больной не видит то, что прои-т на переферии.; назальная гемианапсия – не вид-т то, что перед собой (сужение поля зр-я); одностор-я базальная гемианапсия (если нар-н правый тракт хиазмы, то не вид-т левый глаз и наоборот); верхняя квадратная/ нижняя квадратная гемианапсия – инфо от верхнего поля зрения идет в нижнюю часть, а от нижнего идет в верхнюю часть хиазмы. Если нар-на ниж-я часть – верхняя квадратичная гемианапсия. 4.зрительные канатики. Поражение: односторонняя гемианапсия. 5.лотеральное коленчатое тело –это крупное обр-е в таламусе. Поражение: одностор-я гемианапсия. Если участ-к пораж-я нах-ся родом с лотер-го коленчатого типа –зрит-и галлюц-и и потеря сознания. 6. зрит-й бугор. Поражение: нет влия-я пор-я на зрит-ю сис-му. 7.зрит-е сияние –пучок Грациолли. Участок мозга в затыл.-теменной части. Поражение: односторонняя гемианапсия. 8.перви-е 17 поле. Поражение:однов-е пор-е поля коры-центр-я слепота; при пораж-и правой/левой части поля –односторонняя гемианапсия; при частич-м пораж-и – частичное выпадение поля коры. Ощ-е ярких вспышек, искр. Термин зр-я агнозия ввел Фрей. Зр-я агнозия –нар-е зрит-го восприятия появ-ся при локальных поражениях 18-19 полей б-х полуш-й. При зрит-й агнозии отст-ся сохран-ны элемент-е зрит-е ф-и, поля зрения. Формы агнозии. 1.предметная, труд-ти опознания пред-в, восприним-х только ч/з зрит-ю сенсор-ю сис-му. (яблоко признаки описыв-т но наз-ть не может. Если пощупает, то узнает. Опознание как пс-й процесс не страдает. Проба Поппельрейтера: совмещение контуров фигур, предметов. Не могут выделить фигуры.. 2.оптико-пространственна (ОПА) плохая ориен-я в пространст-х призна-х предмета, изображений. Симптомы: перестают пон-ть ту символику, которую отраж-ют прост-е кач-ва (куб). бывает агнозия глубины – термот. Отношения дальше/ ближе, сверху/внизу, труд-ти во времени, географ-х картах, проблема с манипулированием, страдает общая схема рисунка. При правосторонней ОПА больной копирует левую сторону предмета. Пробы:нарисовать объемный куб (рисунок плоский). 3.буквенная – *первичноалексия (больные правильно копируют буквы, но не могут их наз-ть – пораж-е левого отдела зрит-й коры). *дислексия – нар-е чтения.4.цветовая: *собственно-цветовая (труд-ть ассоциации предмета и цвета). Не могут классиф-ть цвета. *цветовая слепота (при пораж-и всех колбочек опред-го спектра). Проба: классификация цветов одного сектора. 5.симультанная. труд-ть восприятия целого. Проба: картинка, видит только часть, не моджет объяснить сюжет. Симптом: атаксия взора – затруднение перевода взгляда с одной кар-ки на др-ю. 6.лицевая – потеря спос-ти распознавать реальные лица и их изображение. *агнозия инд-х признаков (дети не могут найти свою игрушку). 7.псевдоагнозия при пораж-и лобных отделов мозга, нар-ся ф-я регуляции, ф-я контроля зрит-го восприят-я. Проба: сюжетная картинка – распад картины дей-й, фиксир-ся на фрагменте. Слуховой анализатор. Особенности строения: 1.большое кол-во звеньев переключения. Слух-й нерв 8 пара, ядра продолговатого мозга (оливы, латеральные петли, кохлеары), МКТ, слух-е сияние 41 поля к бол-м пол-ям. 2.близость к вестиб-й сенс-й сис-ме. Нар-я – головокружения. 3.звук хар-ся несколькими физич-ми парам-ми, кот-е соот-ся с физиоло-ми парам-ми.: частота-высота звука, интенсивность-громкоть, зв.спектр-темор, прост-й показ-ль-направ-е звука. 4. выделение 2х подсистем: неречевой слух (в правом пол-и), речевой слух (в левом полуш-и) 5.слух-я ориентация от одного рец-ра пост-ет как в противоположное так и в ипсилатеральное полуш-е. Расс-ва: 1.переферич-я часть слух-й сис-мы сост-ет кортиев орган. Поражение: *болезнь Миньера (нар-е громкости звука – либо не воспринимаются, либо болез-е ощ-я) *яв-я Рекрутмента (неожиданное поя-е интенсивного зв-го ощ-я вплоть боли) 2.слух-й нерв. Поражение: звуковые обманы (писк, скрежет, шорох)+ головокружения/глухота на это ухо. 3.продолговатый мозг. Оражение: нар-е безусл-х рефлексов (движение глаз на какой-то шум, звук). 4.нижние бугры четверохолмия. Поражения: нар-е биноурального слуха (нар-е спос-ти одновремено оцен-ть удаленность и прост-е расположение звука). 5.МКТ. поражение: снижение способности восприн-я звука ухом противипол-го очагу поражения + слуховые галлюцинации/ потеря слуха. 6.слуховое сияние – волокна от МКТ идут к 41 височному полю. Поражение: снижение слуха на против-е ухо+ слух-е галлюц-и (оклики, музыка, бытовые звуки) 7.41 первичное поле коры. Поражение: невоз-ть восприятия и раз-я коротких звуков. Формы агнозии: нар-е слу-го воспр-я, возник-е при пораж-и вторичной и третичной слух-й коры (41,42,22 поля) как правило правое пол-е. 1.предметно-слуховая агнозия. Труд-ти опоз-я объекта, предъя-го на слух, труд-ти дифферен-я близ-х зв-в. Пробы: больному с закрытыми глазами пред-т зв-и предметов. 2.дефект слух-й памяти. Обширное поражение пр-й височ-й области. Больные не могут зап-ть 2 и более зв-х сигналов. 3.амузия – дефект реч-го слуха. При правополуш-й амузии – нет способности узнавать и воспр-т знакомую, только что услыш-ю музыку, отличать одну мелодию от др-й. 4. аритмии. Пораж-е лев. и прв-го пол-й. Не могут воспроиз-ти простые ритмич-е струк-ры, кот-епредъяв-ся на слух. Пробы: предъяв-ся ритм – уловить ритм; ритм по вербальной инструкции. 5.нар-е интонац-й стороны речи (прв-е полуш-е)+ нар-е пения. Пробы: человек не раз-ет выссказ-й, кот-е предъяв-ся с раз-ми интонациями (не чув-ет вопроса, восклицания).Сенсорные и гностические расс-ва. Кожно-кинестетическая чув-ть – это сложное понятие, которое объед-т несколько видов чув-ти. Категории: кожная чув-ть (темпер-я, тактильная, болевая); проприрец-я (мышечные веретена, сухожилия, орган Годжи, починеевы тельца в сус-х –суставное чув-во). Особенности строения и функц-я кожно-кинестетического чув-ва (ККЧ). 1.кожа- переф-й отдел кожно-кинест-го анализатора. Нужен для первичной оценки контактных раздражителей. Неоднородна по составу рец-в (по их хар-ру и кол-ву) 2.разные виды чув-ти проводятся по разным волокнам и раз-й скоростью: проприорецептивные и тактильные по А-волокнам 100мм/сек. Температурные по В-волокнам 15-40 мм/с. болевые по С-волокнам 0,5-15мм/с 3.разные виды кожно-кинест-й чув-ти пров-ся по разным путям спинного и головного мозга. тактильная и кинес-я инфо пров-ся по пучку Галя и Бурдаха. Болевая и темпер-я чув-ть по пути Говерса (спино-таломический, спиномозжечковый пути). 4.чув-ть находится в сомато-сенсорной коре (она построена по типическому принципу – имеет четкую орган-ю. Зона представ-ва соот-ет не размеру данной зоне в коре, а ее функц-й значимости). Наиболее чув-й в коже яв-ся ладонь руки, область вокруг рта, язык. Наимен-я чув-ть – средняя зона спины. 5.3 поле работает месте с 4 полем образуют единую сис-му в орган-и двиг-х актов.Кожно-кинестетические расс-ва: *пов-е путей Галля и Бурдаха пров-т к нар-ю тактильной и мыш-й чув-ти – нар-е глубокого мышечного чув-ва *при пов-ях в области таламуса –нар-е всех видов чув-ти (синдром Дежерина), хар-но выпадерние чув-ти на противол-й части тела. Сопров-ся параличом. * при повреж-и вентробазального комплекса выпадает тактильная, проприорец-я чув-ть, искажение болевой и темпер-й чув-ти. Чув-ть становится размытой. Нар-ся длител-ть чув-ти. Гностические расс-ва . Синдром: при поражении теменных областей: 1. нижнетеменной (третичные поля бол-го полуш-я 39-40) 2.верхнетеменной (вторичные поля 1-2 поля, 5,7 частично). Нижнетеменной синдром: нар-е сложных форм тактильного гнозиса. Астериогноз (тактильные агнозии) –нар-е узнав-е формы объекта на ощупь при отсут-и дефектов элемен-х видов чув-ти. Виды тактильной агнозии: 1.предметная *больной правильно на ощупь оценивает отдельные признаки, но не может опознать в целом. *не узн-ет величину и форму предмета. *затруд-ся при определении функ-го наз-я предмета. *тактильные парагназии (держит ключ, гов-т, что карандаш) пробы: закрыть глаза, дают предмет. Способ-ть опознать не нарушено. 2.тактильная агнозия текстуры объекта. Нар-е опознания материала, из которого сделан объект. *невоз-но определить дерево, металл. *невозможно определить хар-р поверх-ти (гладкий, шершавый) 3.дермолексия. нар-е опознания цифр/букв. Верхнетеменной синдром. Соматоагнозии –расс-ва узнавания частей собственного тела, оценки их состояния, и расположение по отношению друг к другу. 1.анозоагнозия –отрицание дефектов собственного тела. *анозоагнозии демитригии (больной ходить не может, но при этом гов-т, что он просто не хочет сей-с. *анозоагнозии слепоты. Не видит, но гов-т, что все видит и описывает то, что видит. 2.аутотопагнозии – игнорирование половины тела, не узнаваниеп его частей и нар-е оценки положения отд-х частей тела. *гемисоматоагнозии –воз-ть выполнения любой ф-и, но чел- к игнорирует (не пользуется рукой непроизвольно, произвольно может пользоваться. *соматопарагнозии –ложное восприятие собст-го тела (кажется, что 2 правые руки, что тело распилено на две части, утяжеление частей тела). *пальцевая агнозия –утрата способности узнавать и пок-ть заданные пальцы на своей руке или руке др. человека.Нар-е речи при локализ-х поражениях мозга. Афазии. Псих-я стр-ра речи. Речь: 1.экспрессивная (речепроиз-во) процесс высказывания с помощью языка, нач-ся с замысла, потом стадия внутренней речи, стадия устной речи или письма. 2.инпрессивная (речепонимание) нач-ся с воспроиз-я речевого сообщения, стадия декодирования, соотнесение с опред-ми семантическими смысловыми стр-ми, т.е. собственно пониманием. Единицы речи: *фонемы–смыслоразличительные звуки речи. *лексемы –слова или словосочетания, обоз-е отдельные предметы или яв-я. * симантические единицы –обобщения в виде систем-х понятий. *предложения –отраж-т опред-ю мысль сочетания слов. *высказывания- законченные сообщения. Классификация нар-я речи по Лурия. 1.сенсорные (афферен-е афазии) связ-ны с пораж-м 2 блока коры б.п. (задний отдел). Виды коры б.п.: сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, аффер-я моторная афазия, семантическая. 2.моторные (эфферентные) афазии, связаны с 3 блоком переднего отдела коры, виды: эффер-я моторная, динамическая. 3.псевдоафазии, нар-е подкор-х и стволовых стр-р мозга, связ-ны с 1 блоком. Афазии – нар-е речи, воз-е при локальных поражениях коры левого пол-я. Сист-е расс-ва раз-х форм речевой дея-ти. Афферентные афазии. 1.сенсорная афазия 1871г. нар-е фонематического слуха (реч-го слуха), неспособность раз-ть зв-й состав слова. Способны к анализу и различению фонем данного языка. Фонемы: одни зв-е признаки языка яв-ся смыслоразличительными, а др-е не сущ-ми для данного яз-ка. Воз-ет при поражении зоны Вернике. Симптомы: *невоз-ть различать звуки устной речи/грубые нар-я – полное непонимание речи. Слабые нар-я – не понимает быстрой речи или зашумленной. *непонимание слов с аппазиационными фонемами (близкие по звучанию, но разные по смыслу). Вторичные симптомы: *отсут-е активной спонтанной устной речи. *нар-е письма под диктовку. *нар-е чтения. *замена одного слова другим. Не нар-ся: муз-й слух, артикуляция. Пробы: больному дают картинки, где есть слова с аппазии фонемами (миска-мишка, дрова –трава). 2.акустико-мнестическая афазия, воз-т при пор-ях вторично-слуховой коры (21, 37). Нар-е слухо-речевой памяти. Симптомы: *неспособность запоминать речевой материал. К 4-5 годам должна раз-ся слух-я память *воз-ет вторичное непонимание устной речи, непонимание письменной речи. *трудности в активной устной речи. *снижение скорости перер-ки словесной инфо. *фонемы реактивного торможения (воспр-е последнего слова и забывание первых слов). *проактивное торможение (запоминает только первое слово из словесного ряда). Больные активно испол-т жестикуляцию, интонация. Пробы: запоминание 10 слов, холод-рама-клин, дождь-лист-гвоздь. 3.оптико-мнестическая афазия (номинативная). Наз-ся на границе, м/у слуховой и зрительной сенсорной корой 20 поле. Пор-е длительного звена – нар-е актуализации слов наименований, не могут наз-ть предмет. Симптомы: *больные не м огут вспомнить наз-е предметов, кот-е ему показ-т, при сох-и опознания (могут описать ф-и). *нар-ся способность изоб-ть объекты. *нар-е чтения. Пробы: пок-т вещи, больные могут копировать рисунки, но не могут рисовать на память.4.аферент-я моторная афазия. Пор-е нижней области сомато-сенсорной коры. Симптомы: не понимают, след-е грамматич-е кострукции: *предлоги (над, под, сверху, снизу). *не понимают слова с суффиксами. *не понимают сравнительное отношение. *не понимают конструкций род-го падежа. *не пон-т временных конструкций. *не пон-т пространственных кон-й. *не понимают предложения с переходными глаголами. *нар-е счетных операций.Эфферентные афазии. 1.эфферентная моторная афазия. Воз-ет при пораж-и зоны Брока (нижняя часть примоторной коры, 1861) сначала была как двиг-я афазия. Симптомы: * у человека полностью теряется речевая дея-ть, но сох-но понимание речи. В легкой форме: сох-ся речь в виде слов стериотипов (эмболов). *нар-е кинестетической мелодии речевого акта (плавности), но сохранена артикуляция, нет нар-я в ощ-ях. *появ-е речевых персервераций. 2.динамическая афазия. При пор-и лобной коры, 9,10,46 поля, впервые описаны Лурией. Нар-е внутр-й речи, процесс перевода того, что я хочу сказать и что я говорю. Симптомы: *дефект речевой инициативы. *односложно отвечает на все вопросы. *не употр-т слова обозначающие дей-я. При слабой форме- пропускает предложения. В основе нар-я- нар-е сукцессивных организаций речевого процесса. Псевдоафазия. Связаны с пор-ми подкорковых ст-р и стволовых отделов. Нар-е активационного мех-ма для обеспечения речевой дея-ти. Симптомы: *речевая адинамия. *снижение объема слухо-речевой памяти. *трудности вы понимании речи. Нар-е памяти. Память- сов-ть процессов, связ-х с организацией и сох-м прошлого опыта и делающ-м возможным его использования. Сохранение инфо раздражителя, когда дей-е закончилось. 4 фазы памяти: 1.фиксация (длит-ть формирования следов памяти). 2.сохранение (прочность и продолжительность удержаний). 3.считывание (точ-ть считывания). 4.воспроизведение (особенности воспр-я). Память как пс-я ф-я, имеет 3 хар-ки: *процессы памяти могут протекать в разных анализ-х сис-х, и соотв-но выд-т разные модально-спепциф-е формы памяти (зрит-е, слух-е, тактил-е). *сущ-т произвольная и непроиз-я память. Произ-я память выступает как мнестическая дея-ть. *память подразделяется на механическую неосмысленную (все текущие события) и семантически организованную (память на знания). Сущ-ют специф-е закономерности мнестической дея-ти: различные по модальности раздражители у всех людей запечатляются по разному. память четко зав-т от хар-ра предъяв-го материала. Воспроизведение следов непроиз-й памяти проис-т в виде пассивного узнавания объекта либо в виде активного припоминание объекта. Нарушения памяти.1. гипермнезии –обострение памяти. 2.гипомнезии – ослабление памяти. 3. парамнезии- ложное узнавание. 4.модально-специфические и модально-неспецифические амнезии. Гипермнезии – аномально хорошая память. Резкое ув-е объема и прочности запоминания по срав-ю со сред-м показ-м. Лурия: человек хорошо помнил, но у него была за других ПФ. Пс-е раз-е соот-ло ребенку. Когда проис-ло развитие, произ-ли изменения. Человек рне может восполь-ся объемом памяти. Гипомнезии – ослабление памяти. Низкий объем памяти, свя-но с воз-ми изменениями сосудов, может быть врожденным, в случае инсульта. Парамнезии- эффект дежавю. Ощ-е знакомости с объектом. Амнезии –нар-е памяти при локальных пораж-х мозга. Виды амнезии: 1модально-неспец-я, воз-т при пораж-х стволовых и подкорковых стр-р мозга – 1 блок. При пораж-и заднего мозга – наре памяти протекает в синдроме нар-я сознания, внимания и т.д. недостаточная активация коры бол.пол-й – ислабление запоминания инфо. При пор-и промеж-го мозга (ур-нь гипофиза) нар-е кратковременной памяти, в связи с усиленным дей-м мех-в интерференции. (воз-е неа следы памяти побочных раздражений). Интерференция бывает: гомогенная, гетерогенная. Гомогенная- в кач-ве помех испол-ся дея-ть запоминания др.материала (запомни 2 слова, еще 2 слова, не может воспроиз-ти первые). Гетерогенные – в кач-ве помех исполь-ся не мнестическая дея-ть (чтение, запомнить слова потом почитать). При пор-и лимбических сис-м –синдром Корсакова. У больных отсут-ет память на тек-е события, нар-е мех-ма перехода инфо из КП в ДП. Хорошая память на дальнее прошлое. Этот синдром воз-ет при травмах, опухолях, алкоголизме. При пор-и медиальных, бозальных отделов лобных долей мозга. У таких больных нар-е кратковременной памяти, нар-е семантической памяти, трудности воспроиз-я сюжета, только что прочитанного рассказа. Есть феномен привнесение новых слов. 2.модально-специф-я амнезия, воз-ет при пор-и коры бол.пол-й 2,3 блока. Виды: *нар-е слухо-реч-й памяти. Лежат в основе акустико-мнестической афазии. При пор-и левого пол-я. У больных нет общих нар-й памяти, страдает запоминание речевого материала. *нар-е зрительно-речевой памяти. При оптико-мнестических афазиях (номинативная афазия). Больные не могут наз-ть предмет, при сохранности его опознания. Хар-но для левого пол-я. * нар-е нереч-го слуха – муз-го. При нар-е правого пол-я. *нар-е пространственной и цветовой памяти. Нар-е ориентировки в прост-ве. Нар-ся память на цвета. *нар-е зрит-й памяти, при лицевой агнозии (не может узнать близкого). *нар-е тактильной и двиг-й чув-ти. Псевдоамнезии, хар-но для больных с нар-ем лобных долей мозга. нар-н целенапр-й компонент запоминания. Непроиз-е запоминание хорошее. Нар-е внимания. Проблема внимания. Внимание нельзя расс-ть в кач-ве самост-го пс.процесса. внимание –фак-р, который обес-т селективность и избер-ть протекания люб-х пс-х процессов. Внимание- включ-ся в осущ-е любых видов дея-ти. Виды: 1.непроизвольное, то с чепм ребенок рождается. 2.произвольное (вторичное) фор-ся по мере становления всех др-х ПФ и яв-ся соц. опосредованным, связ. с речевой сис-й. Сущ-ют два типа нар-й внимания. Модально-специф-е и модально-неспец-е нар-я. Модально-неспецифические нар-я. Касаются каждого ПП. Локализация: *поражение подкор-х и мтволовых отделов мозга 1 блок. Нар-е непроиз-го внимания. Относятся больные с травмами мозга. симптомы: При поражении ур-ня продолгов-го и среднего мозга. снижение объема внимания, быстрая истощаемость, нар-е концентрации. При пор-и ур-ня диэнцефальных отделов (таламус, гипоталамус и т.д.), не могут сосред-ся на какой-либо дея-ти, их внимание крайне не устойчиво, снижена воз-ть компенсации. *пор-е коры бол-х пол-й. Нар-е произ-го внимания. У лобных больных ярко выражено полевое пов-е (нет цели, просто ходят), чрезвычайно активны (вступают в чужие разговоры). Не могут следовать словесной инструкции (перевести взор направо, налево), за движ-ся объектом. Феномен псих-й паралич взора –крайняя степень нар-я произ-го внимания. Модально-специфические нар-я. Нар=я внимания, которые прояв-ся по отношению к стимулам 1 модальности. (зрит-й, слух-й, сенсорной и т.д.) и описывается как игнорирование тех или иных стимулов. Пораж-е 2,3 зон коры бол-х пол-й. Общая хар-ка нарушений: * прояв-ся в 1 модальности; *при этих пор-х, нет нар-я гнозиса, т.е. нар-я восприятия; *их нельзя расс-ть как интеллек-е дефекты; *этот феномен – неосоз-е опред-х стимулов наб-ся в основном при одновременном предъявлении 2-х стимулов. Нар-я: 1.зрительное невнимание, больному пред-ют расс-ть сюжетную картинку с большим кол-м объектов или дей-х лиц, больные игнорируют одну сторону изображения. Считается, что этот синдром игнорирования –легкая стадия пор-я зрит-го анализатора. 2.Слуховое невнимание. Связано с пор-ем слух-й анализ-й сис-мы. Для выяв-я используется методика дихотонического прослушивание. Есть эффект правого уха – правши на 10-15% слышат лучше правым ухом. 3.Тактильное невнимание. Методика 2-ой тактильной стимуляции –экспериментатор касается с двух сторон кисти рук с одинаковой интенсивностью. Больной дол-н закрыть глаза и определить число прикосновений. Чаще на левой руке – не чув-ет. Если раз-но –чувствует. 4.двигательное невнимание. Нар-е передних отделов, премоторных областей. Вып-е движ-й 2-мя руками. Больной выполняет 1 рукой и гов-т, что все выполняет правильно. Если поочередно то правильно.Нар-е мышления. Психологическая стр-ра мышления: мышление –активная псих-я деят-ть, направленная на мышление. Мышление возникает лишь при наличии соот-го мотива и постановки опр-х задач. Стадии мыс-й дея-ти: 1.пред-й ориентировки в ус-х задач. 2.стадия выработки стратегий. 3.стадия непосредственного осущ-я операций, направ-х на решение задач. 4.стадия слечения конечного рез-та с условиями. Виды мышления: 1наглядно-действенное –конструктивное, осущ-ся с помощью реального преоб-я сит-и или мысленного, пространственного вращения предмета. 2.вербально-логическое, решение ариф-х задач, понимание поговорок, класс-й, аналогий. Нар-е мышления. Выд-т 2 зоны поражения: 1.нар-е задних ассоциативных зон коры. Проис-т дефекты синтеза пост-й инфо в симультанные схемы. 2.при пор-и передних ассоц-х зон. Приводят к грубым интеллек-м дефектам. Нар-ся программир-е, контроль, регуляция интелл-х дей-й. Классификация нар-я мышления по Лурия. I.нар-е мышления при пор-и теменно-затылочной зоны коры мозга. Нар-я связаны с выпадением оптико-пространственным фактором. Страдает синтез отд-х эл-в в группе, нар-ся наглядно- образные формы мышления. Нар-ся вербально-логическая операция, основ-я на простран-х отношениях, поя-ся первичная аккулькулия. Аккулькулия – это отсутствие или нар-е счета и счетных операций. Хар-ки: 1.счет и сче-е операции могут нар-ся при пор-и разных отд-в мозга. 2.аккалькуляция воз-я при пор-и затылочных и височных отделов мозга относ-ся к вторичным нар-ям счета и эти дефекты прояв-ся при оптической и акустической агнозии. 3.аккалькулия, воз-ет при пор-и лобных долей мозга хар-ся тем, что счет нар-ся как дея-ть. 4.при пор-и теменно-затылочных отделов прои-т первичная аккалькулия – нар-ся внут-й счет, осознание ариф-х знаков, направление отсчетов, нар-ся представление о числе. II.при пор-и височной области левого пол-я. Воз-т интеллек-е дефекты при нар-и слух-го гнезиса и слухо-речевой памяти. Нар-ся те смысловые операции, кот-е треб-т участие речевых связей. Трудности в неречевых операциях. У таких больных нар-ны операции счета –возникает первичная аккалькулия. III. Нар-е мышления при пор-и премоторных отделов коры. Первично нар-ся фак-р временной и динамической организации интеллек-й дея-ти. Распад кинетических схем, дв-й, мыслей, появ-е интеллек-х персевераций, стереотипов, штампов. Нар-е внут-й речи –синдром динамич-й афазии, нар-е динамики вербально-логического мышления. IV. Пор-е лобных префронтальных отделов мозга. Распад интелл-й дея-ти, страдает программ-е и контроль. Ф-р активации страдает. У больных есть желание, нет выработки программы дея-ти. Нар-е эмоций. Эмоции- сложные сис-е образования, включенные в разные виды псих-е дея-ти, и базир-еся на разных пот-ях. Эмоции уч-ют в любой познават-й дея-ти и выступают с 1 стороны как запускающие мех-мы –мотив; с др-й сторны –компонент контрол-й и регул-й эту дея-ть в соотв-и с потребностью. Выделяют 3 основные локализации поражения мозга. 1.пор-е гипофизарно-гипоталомической области мозга. поя-ся обеднение эмоций, исчезновение мимики на фоне общего из-я психики. 2. при пор-и височной области, особенно правого пол-я. Хар-ны устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохр-х личн-х св-в. К пароксизмальным аффер-м нар-м относятся –спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода, а также аффекты в ответ на реальную причину, но не адекватные ей. К первым типам пароксизм относятся –сильные приступы страха, ужаса, таски и часто сопров-ся вегетативными нар-ми и галлюцинациями, ощ-е не реального мира. Часто эти симптомы воз-т при эпилепсии. 2 тип параксизмов –разные по сод-ю аффекты, воз-е на фоне эм.-лич-х изменений психики. При пор-и мендальных отделов височных долей –агрессивность, негативизм. 3.при пор-и лобных долей мозга. обеднение эмоций, поя-е «эм-х параличей», эм-го безразличия или наоборот яв-я эйфории, благодушия, не критичности, в сочетании личностных из-й. Бывают демонстративные проя-я характера. Отмеч-ся, что в первую очередь страдают соц-е эмоции (чув-во юмора, любовь к родине). Пробы: *на субъективную оценку собст-х эм-х сост-я. *на ранжирование и оценку эм. выразительных лиц. *тест Люшера.Синдромный анализ. Проблема фак-в. нейропс-й синдром –закономерное сочитание нейропс-х симптомов, в основе которого лежит нар-е или выпадение опред-го фак-ра. Особенности синдромного анализа:1.синдромный анализ предполагает кач-ю квалификацию нар-й псих-х ф-й. Под кач-м анализом поним-ся опред-е формы нар-я пси-й ф-и. Кач-й анализ дефекта подразумевает из-е не только рез-в выполнения тех или иных заданий, но и особенности процесса их выполнения. 2.нужно проводить анализ и сопоставление пер-х нар-й, которые непос-но связ-ны с нвр-м фок-ра и вторичных расс-в, которые воз-ют в рез-те системного строения мозга. 3.необходимо изучать не только нар-е, но и сохраненные ф-и. Осущ-ся синдромный анализ –Луриевской батареей тестов. Понятие фактора. Фактор- конечная цель синдромного анализа и объяс-я причина нейропс-го синдрома. Фактор- то собственная ф-я или ст-ра мозга. Каждая зона мозга ответственна за опред-й фактор. Типы факторов по Лурия: 1. модально-специфические ф-ры. Связаны с работой корковыхэ отделов раз-х анализ-х сис-м мозга. Морфологический субстрат: вторичные поля –сенсорных и двигательных сис-м коры б.п. нар-е ф-й этих полей –следствие корковых поражений и связ-х с ним подкорковых. Нар-е этого ф-ра: различные гностические дефекты и дефекты праксиса. 2.модально-неспец-е фак-ры. Неспец-е срединные стр-ры мозга (гипоталамус, таламус). ?ф-р «инертности –подвижности» нерв-х процессов. Этот ф-р лежит в основе синдрома пор-я передних отделов мозга –примотрных, префронтальных. Персеверация в дв-й сфере. ?ф-р активации и дезактивации. Яв-я аденомии, произ-е внимание. ?ф-р спонтанности и аспонтанности. В основе лежит цель, программа. При нар-и дезорганизации пов-е. 3.ф-ры, связанные с работой третичных полей коры б.п. Эти ф-ры отражают процессы взаим-я различных анализ-х сис-м. ?ф-р программ и контроля за раз-ми видами пс-й дея-ти. ?ф-р симультанной организации. Связан с зоной ТПО, нар-ся анализ и синтез в раз-х операциях. 4.полушарные ф-ры, связ-ны с работой левого и правого пол-й как целого. ?ф-ры, связ-е с абстрактными (л) и конкретными(п) способами перер-ки инфо. ?ф-р произ-й (л) и непроиз-й (п) пс-й дея-ти. ? ф-р осознанности или неосознанности пс-х ф-й и сост-й. При пор-и правого пол-я нар-е осознания эф-та, игнорирование левой половины. ?ф-р сукцессивной (л) и симультанной(п) организации ВПФ. 5.ф-ры межпол-го взаи-я. Синдром расщепленного мозга. Обеспеч. совместную работу левого и правого пол-я. 6. общемозговые ф-ры, которые свя-ны с дей-м различных общемоз-х мех-в. обеспеч-т интегративную целостную работу всего мозга. 7.глубинные фак-ры, связ-е с работой глубинных стр-р мозга.Нейропс-е синдромы поражения корковых отделов б.п. Классиф-я синдромов: ?синдромы пораж-я корковых отделов б.п. и ближ-й подкорки. ?синдромы поражения глуб-х стр-р мозга. корковые нейропс-е синдромы: 1.пор-е задних отделов коры б.п. Общие черты: их основу сос-т гностические, мнестические, интеллектуальные расс-ва связ-е с нар-ем раз-х модально-спец-х ф-в. 1.синдромы пор-я затылочных и затылочно-височных отделов коры. Симптомы:☻зрительные гностич-е расс-ва. ☻нар-е зрит-й памяти, зр-х представлений, втор-е деф-ты рисунка ☻нар-е зр-го внимания. ☻нар-е оптико-простр-го анализа и синтеза. В основе этих синдромов нар-е модально-спец-х зрит-х и зрит-но-пространственного ф-ра (вторичные корковые поля).☻оптическая алексия (неуз-е букв слов). ☻опрактеагнезия (нар-е в танцах) ☻оптико-мнестическая афазия. 2.синдромы пор-я зоны ТПО (третичные зоны) Симптомы: ☻нар-е прост-й ориентировки зрит., двиг., и слух. сфер.☻нар-е сложных интеллек-х ф-й, свя-х с процессами на квази-простр-м ур-не. ☻интеллек-е расс-ва (трудности решения вербально-логических задач и наглядно-образных задач). 3. синдромы пораж-я теменной области. Учас-ют: вторичные поля кожно-кинестетического анализатора и теменные третичные поля. Кожно-кинестетические – модально-спец-й ф-р поражается. Выд-т нижнетеменной синдром. Симптомы:?тактильная агнозия.?афф-я моторная афазия.?тактильное невнимание.?нар-е тактильной памяти. Верхнетеменной синдром, хар-ся нар-ем схемы тела. 4. синдромы поражения височной области Синдромный анализ. Проблема фак-в. нейропс-й синдром –закономерное сочитание нейропс-х симптомов, в основе которого лежит нар-е или выпадение опред-го фак-ра. Особенности синдромного анализа:1.синдромный анализ предполагает кач-ю квалификацию нар-й псих-х ф-й. Под кач-м анализом поним-ся опред-е формы нар-я пси-й ф-и. Кач-й анализ дефекта подразумевает из-е не только рез-в выполнения тех или иных заданий, но и особенности процесса их выполнения. 2.нужно проводить анализ и сопоставление пер-х нар-й, которые непос-но связ-ны с нвр-м фок-ра и вторичных расс-в, которые воз-ют в рез-те системного строения мозга. 3.необходимо изучать не только нар-е, но и сохраненные ф-и. Осущ-ся синдромный анализ –Луриевской батареей тестов. Понятие фактора. Фактор- конечная цель синдромного анализа и объяс-я причина нейропс-го синдрома. Фактор- то собственная ф-я или ст-ра мозга. Каждая зона мозга ответственна за опред-й фактор. Типы факторов по Лурия: 1. модально-специфические ф-ры. Связаны с работой корковыхэ отделов раз-х анализ-х сис-м мозга. Морфологический субстрат: вторичные поля –сенсорных и двигательных сис-м коры б.п. нар-е ф-й этих полей –следствие корковых поражений и связ-х с ним подкорковых. Нар-е этого ф-ра: различные гностические дефекты и дефекты праксиса. 2.модально-неспец-е фак-ры. Неспец-е срединные стр-ры мозга (гипоталамус, таламус). ?ф-р «инертности –подвижности» нерв-х процессов. Этот ф-р лежит в основе синдрома пор-я передних отделов мозга –примотрных, префронтальных. Персеверация в дв-й сфере. ?ф-р активации и дезактивации. Яв-я аденомии, произ-е внимание. ?ф-р спонтанности и аспонтанности. В основе лежит цель, программа. При нар-и дезорганизации пов-е. 3.ф-ры, связанные с работой третичных полей коры б.п. Эти ф-ры отражают процессы взаим-я различных анализ-х сис-м. ?ф-р программ и контроля за раз-ми видами пс-й дея-ти. ?ф-р симультанной организации. Связан с зоной ТПО, нар-ся анализ и синтез в раз-х операциях. 4.полушарные ф-ры, связ-ны с работой левого и правого пол-й как целого. ?ф-ры, связ-е с абстрактными (л) и конкретными(п) способами перер-ки инфо. ?ф-р произ-й (л) и непроиз-й (п) пс-й дея-ти. ? ф-р осознанности или неосознанности пс-х ф-й и сост-й. При пор-и правого пол-я нар-е осознания эф-та, игнорирование левой половины. ?ф-р сукцессивной (л) и симультанной(п) организации ВПФ. 5.ф-ры межпол-го взаи-я. Синдром расщепленного мозга. Обеспеч. совместную работу левого и правого пол-я. 6. общемозговые ф-ры, которые свя-ны с дей-м различных общемоз-х мех-в. обеспеч-т интегративную целостную работу всего мозга. 7.глубинные фак-ры, связ-е с работой глубинных стр-р мозга.