программа работы с одаренными детьми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей «Ступени» г. Хабаровска

«Рассмотрено» на методичес- «Согласовано» «Утверждаю»

ком объединении протокол ____________\ _________ ____________\ _________

№ ___ от зам. директора по УВР директор МОУ Лицей «Ступени»

«__» ______________ 200_ г. «__» ______________ 200_ г. «__» ______________ 200_ г.

Программа

Работы с одаренными детьми

Макаркова Ирина Викторовна

Учитель математики

МАОУ Лицей «Ступени»

г. Хабаровск

Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

 Задачи

изучение природы детской одаренности;

выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

создание базы данных в рамках Программы;

внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;

развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Способность к рефлексии.

Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

Уровень коммуникативной культуры

Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

Метод незаконченного предложения.

Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методики статистического анализа данных, их динамика.

План индивидуальной работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь

Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год,

ноябрь

Участие в общероссийских конкурсах

олимпиада по математике «Кенгуру»

1 раз в год, март

Участие в научно-практической конференции учащихся.

конференция школьников

1 раз в год, март

Конкурсы школьного уровня

- Неделя математики

- лучший проект и др.

В течение года

Конкурсы муниципального и регионального уровней.

В течение года