программа формирования здорового и культурного образа жизни

МОУ основная общеобразовательная школа с. Мильгидун

программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

с. Мильгидун

Всё имеет смысл, пока мы здоровы…

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

пояснительная записка

основные концептуальные положения программы.

актуальность программы

цели программы.

основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы.

этапы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

мероприятия:

организационно-педагогические

санитарно-гигиенические

общеоздоровительные

внутришкольный контроль

работа с родителями.

деятельность ФАП

профилактика заболеваний через здоровое питание.

прогнозируемые результаты.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на:

Конвенцию ООН о Правах Ребенка;

Конституцию РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Национальную Доктрину образования РФ;

Закон РМ «Об образовании».

Культура здорового и безопасного образа жизни младших школьников (как элемент общей культуры человека)- это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала. Состояние здоровья ребенка, его физическое развитие и даже внешний вид- это факторы, тесно связанные с поведением ребенка, его поступками, с формированием индивидуальных черт личности.

Программа сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью,.

Здоровый и безопасный образ жизни детей имеет прямую зависимость от той социальной среды, в которой находится ребенок, а это, как правило, семья и школа. В семье дети самостоятельны, проявляют большую инициативу к осуществлению здоровьесберегающих действий, но взрослые не всегда обладают достаточным опытом и знаниями для решения проблем, связанных со здоровьем. Именно поэтому в основу программы мы положили принцип взаимодействия, который предполагает построение воспитательного процесса таким образом, что обе его стороны- школа и семья- активны, деятельны; в их отношениях проявляются уважение и гуманизм.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»:

Программа призвана реализовывать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В начальных классах дети проводят 4 года, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. Если говорить о нашей школе, то по данным ежегодных медицинских осмотров учащихся среди детей, обучающихся в школе наблюдается стойкая тенденция роста таких заболеваний как сколиоз, понижение зрения, заболевания ЖКТ. Особого внимания заслуживает тот факт, что многие из названных заболеваний приобретаются детьми в школе. Все это свидетельствует о необходимости принятия срочных мер, направленных на изменение сложившейся ситуации.

Педагогический коллектив школы считает, что укрепление здоровья учащихся  будет способствовать более успешному решению основной задачи школы — качественному обучению детей. Поскольку материальный уровень семей наших учащихся невысок, то средства для создания материальной базы для проведения систематической работы, охватывающей весь ученический коллектив по профилактике и предупреждению заболеваемости необходимо изыскать, не привлекая денежных средств родителей.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»:

Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Продемонстрировать многогранную природу здоровья.

Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.

Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранения здоровья.

Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.

Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»:

задачи:

поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно- воспитательной работы;

валеологический анализ уроков;

разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;

содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;

вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья;

оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка;

пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.

направления:

научные, изучающие закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;

прикладные, осуществляющие научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;

практические (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).

виды деятельности: диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

диагностическая деятельность.

диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени зрелости ребенка;

диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

контроль за сбалансированностью питания;

мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояние здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие мероприятия:

прием детей в первые классы, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятий с детьми. Индивидуальная работа с родителями и детьми с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

Консультационная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам ЗОЖ.

В основу процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни мы положили правило: лучше знать и уметь меньше, чем иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанным с совершенствованием здоровья. В данной программе мы выделили 3 направления: «Я и моё здоровье», «Пути- дороги в мир здоровья», «Опасно- безопасно».

Цель направления «Я и моё здоровье»- формирование представлений у детей о нравственном аспекте здоровья, приобщение к валеологической культуре, культуре здорового образа жизни; совершенствовать навыки гигиенического поведения на базе усвоения элементарных анатомо — физиологических сведений.

Задачи- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; формировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, к курению; знакомить с профилактикой некоторых заболеваний.

Цель направления « Опасно-безопасно»-профилактика детского травматизма на улице, в быту, в природе;.

задачи- сформировать умения дисциплинированного поведения на улицах и дорогах; воспитывать ответственность за свою жизнь; предупреждать детский дорожно- транспортный травматизм; углублять знания о ТБ; закреплять навыки безопасного поведения в природе, в быту.

Цель направления «Пути- дороги в мир здоровья»- становление здорового стиля жизни детей, формирование у них валеологической культуры, развитие здравотворчества.

Задачи- расширять знания о способах сохранения здоровья; способствовать приобретению навыков закаливания; воспитывать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки; сформировать представление о правильном питании, режиме дня; научить выполнять правила личной гигиены.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ:

1 этап- анализ состояния и планирование работы ОУ:

организация режима дня, нагрузки детей, физкультурно-оздоровительная работа, рациональное питание, профилактика вредных привычек;

организация просветительской работы ОУ с учащимися и родителями;

2 этап- организация работы ОУ:

внедрение в систему работы дополнительных образовательных программ;

лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

проведение дней здоровья, конкурсов, праздников, направленных на пропаганду ЗОЖ;

привлечение педагогов, мед. работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

просветительская работа с родителями

реализация дополнительных образовательных программ

эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

здоровьесберегающая инфракструктура

Направления реализации программы 

Оптимизация

учебно-воспитательного

процесса

Оздоровительные

мероприятия

Повышение

двигательной

активности

учащихся

Валеологическое

просвещение

участников

образовательного

процесса

МЕРОПРИЯТИЯ:

I. Организационно-педагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов ( 5-дневная учебная неделя, организация облегчённого учебного дня, использование ступенчатого режима обучения (сентябрь, октябрь -3 урока по 35 минут, со 2 четверти 4 по 35 минут, обучение бального оценивания, динамические паузы).

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

2.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения «Преемственность в обучении между начальной и основной школой» (5 классы)

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

3.

Работа школьного ПМПК по разработке совместных психолого – педагогических мероприятий по сопровождению учащихся.

В течение учебного года (по графику)

Зам.директора по УВР

4.

Создание специальных условий для детей – инвалидов, учащихся, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому

В течение учебного года

Зам.директора по УВР

5.

Разработка цикла лекций и методических рекомендаций по проблемам здоровья школьников и профилактике детского травматизма; систематизация материалов по здоровьесбережению, пропаганде ЗОЖ

Ноябрь 2010 г.

Руководитель МО учителей начальных классов

6.

Обучение работников и учащихся школы правилам пожарной безопасности, безопасного поведения; проведение соответствующих тренировок.

1 раз в месяц

Инженер по ОТ и ТБ

7.

Изучение вопросов здоровьесбережения на совещании при зам. директоре УВР:

«Гигиенические условия обеспечения учебного процесса»

«Об организации адаптационного периода учащихся 1,5 классов»

ежегодно

сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР

8.

Анализ результатов медицинского осмотра и их учёт в организации образовательного процесса.

Ежегодно январь

Зам.директора по УВР

9.

Проведение бесед медицинскими работниками для пропаганды здорового образа жизни с учащимися, учителями, техническими работниками, работниками столовой; выпуск санитарных бюллетеней

1 раз в месяц

Медицинские работники

10.

Создание банка данных детей

с пониженной остротой зрения;

освобожденных от занятий физической культурой;

специальной медицинской группы;

подготовительной группы

1 раз в четверть

Зам.директора по ВР

II. Санитарно-гигиенические мероприятия.

Основные задачи:

1. Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья детей.

2. Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.

Мероприятия

Сроки

Ответствен

ные

1

Пополнение образовательного учреждения необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой ученической мебелью

2011-2012

Администрация

2

Осуществление ремонта спортивных залов, площадок, тренажерного зала

Постоянно к началу учебного года

Администрация

3

Осуществление контроля за составлением расписания уроков в целях упорядочения учебной нагрузки школьников

Постоянно

Администрация

4

Осуществление своевременной замены перегоревших ламп

Постоянно

завхоз

5

Смотр — конкурс учебных кабинетов

1 раз в год

Аттестационная комиссия



Страницы: 1 | 2 | 3 | Весь текст