об использовании метода проектов в курсе физики в 5 — 6 классовх

Любят ли наши ученики физику? Как горят глаза ребят, когда ученики впервые приходят в кабинет физики и видят приборы и первые опыты! Сколько разных «Почему?» слышит учитель тогда! Куда же уходит со временем радость обучения и что можно сделать, чтобы ее сохранить? А ведь как хочется учителю учить с удовольствием, а ученику учиться с радостью! С этой целью уроки физики начинают вводить в 5 – 6-х классах. Почему выбран именно этот возраст? С одной стороны, к седьмому классу интересы подростков в основном начали формироваться вокруг одной из школьных дисциплин, с которыми начинают знакомиться уже в пятом классе (возрасте «почемучек»). С другой стороны, значительно возросла сеть информационного образования, что ведет к утрате «новизны» и снижению интереса к вопросам, предлагаемым школьной программой. В школе должно произойти самоопределение личности, ее нравственное, этическое и эстетическое воспитание, вооружение знаниями о природе, обществе и о месте человека в них. Достижению этих целей способствует введение развивающего пропедевтического курса на основе физики. Основными целями пропедевтического курса являются: развивающая цель понимается как развитие мыслительных навыков ребенка. Вторая цель пропедевтическая, подготовка школьников к восприятию всего естественнонаучного цикла дисциплин. Третья цель обучение школьников языкам природы и науки, учить детей наблюдать явления. Четвертая цель формирование интереса к познанию окружающего мира, к процессу узнавания нового вообще, создание устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии. Пятая цель создание педагогических условий для самореализации личности школьников 5 — 6-х классов и их социальной адаптации путем создания на уроках ситуации обучающего и воспитывающего общения.

В настоящее время пропедевтические курсы физики уже существуют (М.Д. Даммер; Г.Н. Степанова; Е.А. Гуревич; Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, и другие). Однако методика обучения этим курсам весьма молода и поэтому есть множество еще нерешенных проблем. Одной из таких является реализация метода проектов в 5 — 6 классах.

Поскольку физика изучает самые простые и общие формы движения материи, именно с нее и следует начинать цикл естественнонаучных предметов в школе. Следом за физикой следует изучать химию, а после этого — физическую географию и биологию. Такая последовательность школьных предметов в полной мере будет отражать логику изучения закономерностей природы.

Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается еще в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками в начальной школе.

Физика является для пятиклассников совершенно новым предметом с неизвестной для них логикой построения материала. Поэтому учитель должен выяснить для себя, какие предъявлять требования ученикам по усвоению основного теоретического материала.

Необходимо научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов.

По определению проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 — 1952) утверждающим следующее: детство ребенка — не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами; найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта; таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Роль учителя и учащихся.

УчительУченик

УчительУченик

УчительУченик

Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Основные требования к использованию метода проектов. Основные требования к использованию метода проектов, которыми необходимо руководствоваться:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений);

обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке).

Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Этапы проектной деятельности в 5 – 6 классах

Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Начинание

(погружение в тему проекта)

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Выполняют указания учителя

Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

В пропедевтическом курсе физики 5 – 6 классов целесообразно проводить следующие виды проектов:

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной ли им жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Например, стихи или сказки на определенную тему, разработка изделий.

Ролевые, игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

Из опыта работы.

Методика проведения и результаты педагогического эксперимента

Цели педагогического эксперимента:

Проверить разработанную методику проведения метода проектов на практике;

Проверить эффективность метода проектов в пропедевтическом курсе физики 5 – 6 классов;

Задачи педагогического эксперимента:

Проверить, соответствует ли разработанная методика возрастным особенностям и познавательным интересам учащихся 5 – 6 классов;

Проверить, соответствует ли разработанная методика этапам формирования у учащихся 5 – 6 классов основных физических понятий и экспериментальных умений;

Проверить, эффективно ли применение метода проектов в пропедевтическом курсе физики;

Посмотреть, будет ли интересно выполнение проектов учащимся 5 – 6 классов.

Чтобы определить влияние метода проектов в пропедевтическом курсе физики в 5 классе на формирование экспериментальных умений учащихся, мы провели две лабораторные работы. Одна работа была проведена до применения метода проектов, а вторая – после применения данного метода.

На основе таблиц, с помощью которых оценивались лабораторные работы, был построен график для сравнения результатов этих работ и для оценки эффективности введения метода проектов. На графике представлены действия, которые учащиеся выполняли в ходе лабораторных работ, и коэффициенты полноты выполнения этих действий.

Из диаграммы видно, что во второй лабораторной работе коэффициент полноты выполнения действий увеличился практически по всем показателям. Можно сделать вывод, что даже за малое время использования метода проектов у учащихся 5 класса улучшились исследовательские умения. Учащиеся стали более осознано выполнять лабораторные работы.

Чтобы определить, повысился ли интерес к изучению физики, было проведено анкетирование. Для анализа каждого вопроса были построены диаграммы. Вопросы анкеты и результаты анкетирования приведены ниже. В анкетировании принимали участие 11 учащихся.

Интересно ли вам было выполнять проекты?

Да

Нет

Были интересны не все этапы выполнения проекта

Что больше всего понравилось при выполнении проекта?

Находить необходимую информацию

Изготавливать проект (изделие)

Защищать свой проект

Какие трудности возникли при изготовлении проекта?

Не хватало литературы

Не было материала для изготовления проекта

Было не понятно, как необходимо выполнять проект

Хотите ли вы выполнять другие проекты?

Да

Нет

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что у большинства учащихся трудности возникали с нахождением материала для изготовления проекта. Также можно сделать вывод, у учащихся повысился интерес к изучению физики, так как почти все учащиеся хотели бы еще выполнять проекты и большинству учащихся понравилось выполнять проект.

Если метод проектов применять в пропедевтическом курсе физики 5 – 6 классов регулярно, то к седьмому классу, когда начинают в школе изучать основной курс физики, у учащихся будет сформирован устойчивый интерес к изучению физики. Также это поможет учащимся применять свои знания, полученные в пропедевтическом курсе физики, при изучении и других наук естественнонаучного цикла (химии, биологии, географии).

Метод проектов – метод, который отвечает современным требованиям образования. Он позволяет применять знания из различных школьных предметов, знания из жизненного опыта, находить различные пути решения проблемы.

Применять метод проектов необходимо начинать в начальных классах либо в 5 – 6 классах. В этом возрасте учащимся очень интересно выполнять необычные задания, у них развивается креативное мышление, учащиеся хотят получать новые знания. Со временем, проекты учащихся должны усложняться. Это приводит к становлению школьника как личности, которая имеет мировоззрение, умеет применять свои знания на практике, умеет отстаивать свою точку зрения.

Применяя метод проектов не только в старшей школе, но и в начальной и младшей средней школе, мы можем вывести наше образование на достойный уровень.