конспект открытого урока — зима

Конспект комбинированного урока литературного чтения в 3 классе.

Тема урока: Здравствуй, Зимушка — зима

Тип урока: Комбинированный урок

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с явлениями природы характерными для зимнего времени года. Расширить представление учащихся об образе жизни животных и растений в зимнее время года.

Задачи урока:

Образовательные задачи: формировать у учащихся представления о зимнем времени года, об особенностях природы связанных с наступлением зимы. Расширить знания учащихся об изменениях, происходящих в природе с наступлением зимы. Проверить знания учащихся о зимующих птицах и их образе жизни; Продолжать знакомить учащихся с художественной литературой на тему зимы.

Коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие памяти (долговременной); коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия; коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза; установление логических и причинно следственных связей; коррекция и развитие личностных качеств учащихся;

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учебе, к предмету; воспитывать нравственные качества, такие как: любовь к природе, к окружающему миру, умение работать над художественными произведениями.

Методы обучения: работа с книгой; практическая работа; объяснение;

Этапы урока:

1.Организация начала урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Здравствуйте ребята. Начинаем наш сегодняшний урок!

Ученики садятся на свои места и готовятся к уроку.

2.Проверка домашнего задания

3.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Итак, давай с вами вспомним, о каком времени года мы говорили на прошлых уроках чтения? Посмотрите на улицу, чем покрылись на улицы? Правильно, снегом, а значит, какое время года наступило? Правильно, зима!

Но прежде чем мы продолжим разговор о зиме, давай внимательно посмотрим на доску, что на ней изображено? (Названия месяцев.)

- Правильно, на доске у нас с вами изображены названия разных месяцев, давайте прочитаем их: Апрель; Февраль; Март; Январь, Октябрь, Декабрь;

- Давайте прочитаем их вслух. Все ли месяцы зимние? Есть ли здесь лишние месяцы? Нет ребята, не все. Давайте уберем с вами лишние месяцы. Я буду называть месяц, а вы скажете, подходит он нам или нет. (учитель называет все месяцы обращаясь индивидуально к тому или иному ребенку, с просьбой пояснить почему этот месяц подходит/ не подходит к теме урока). Молодцы! — Теперь давайте посмотрим, а правильно ли расположены зимние месяцы? Нет, давайте выстроим их в правильной последовательности. (учитель вызывает определенного ученика, которому предлагается расставить месяцы в правильном порядке). Декабрь, Январь, Февраль.

Молодцы! Все верно!

- Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Время года – зима.

Учащиеся смотрят на доску и работают с названиями разных месяцев. Учащимся необходимо оставить только зимние месяцы, затем расставить зимние месяцы в нужной последовательности.

4.Изучение нового материала

5.Первичная проверка усвоения знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(Учитель открывает створки доски, после чего открываются три рабочих поля (смакет 1). Учащимся предлагается выбрать изображение соответствующее текущему времени года и обсуждаемой темой. После того, как учащиеся самостоятельно или с подсказкой учителя выбрали нужно изображение, им предлагается посмотреть на левую часть доски, где изображены явления природы, характеризующие разные времена года.

- Давайте прочитаем с вами. что же у нас написано. (холодно, распускаются цветы, падает снег, листопад, метель, созревает урожай). Учитель проговаривает с учениками каждую фразу и задает следующие вопросы:

- Можем мы эту фразу отнести к зиме? Почему? Правильно, потому что зимой холодно, падает снег, и возможно метель. А что такое метель? Метель это сильный сильный ветер со снегом.

(варианты для фраз, соответствующих зиме).

- Можем мы эту фразу отнести к зиме? Почему? Правильно, конечно нет. Когда у нас распускаются цветы? Весной или летом. А когда у нас листопад? Когда листья падают с деревьев? Осенью. А когда созревает урожай? Летом!

(варианты для фраз, не соответствующих зиме).

Итак, ребята, вот у нас с вами изображение зимы, и природные явления, которые происходят зимой.

Давайте приступим к следующему заданию.

(Учитель вывешивает на доску следующий блок картинок (смакет 2). Блок картинок посвящен растениям и животным).

- Ребята, посмотрите на доску, справа у нас с вами появились изображения деревьев. Давайте подумаем, как деревья и растения подходят нам, а какие нет.

Учитель обсуждает с учащимися кратко каждое изображения, уточняя наводящими вопросами, почему дана картинка подходит или не подходит к теме урока. Например:

- Посмотрите, а это у нас, что за деревья? Это березы, подходят ли нам березы? Конечно, нет. У них зеленые листики и они еще не покрыты снегом. А что случается с листьями, когда зима уже совсем близко? Правильно, они опадают.

После того, как все необходимые изображения деревьев и растений вывешены, учитель обращает внимание детей на правую часть доски, где изображены различные животные.

- Давайте выберем с вами нужных нам животных, которых можно встретить зимой.

Учитель кратко анализируют каждую картинку, обращая внимание детей на особенности того или иного животного. Например:

- Посмотрите, а это кто изображен? Медведь! А встретим ли мы медведя в лесу зимой? Кончено, нет. Ведь что делает зимой медведь? Спит, в своей берлоге молодцы!

После того, как все изображения животных вывешены, учитель переходит к третьему блоку заданий (смакет 3).

- Ребята, а сейчас у нас с вами появились различные занятия людей. Но не всеми делами можно заниматься зимой, и наоборот, есть такие дела, которые можно делать только с наступлением зимы и снега. Давайте внимательно посмотрим на доску и выберем нужные нам изображения.

Учитель коротко проговаривает с учащимися каждую картинку, делая акцент на том или ином изображенном действии. Можно ли его осуществлять только зимой, если да, то почему? Например:

- Посмотрите, что делают ребята на этой картинке? Лепят снеговика. А можно ли лепить снеговика летом? Конечно, нет. А почему? Потому что летом нет снега. Подходит нам эта картинка. Правильно, подходит.

- А что здесь делают ребята? Ловят рыбу в пруду. А можно ли рыбу в пруду ловить зимой? Что с водой происходит? Чем она покрывается? Правильно льдом! А значит, подходит ли нам эта картинка? Нет, не подходит!

- Итак, ребята посмотрите на доску, мы с вами повесили все, все картинки и у нас с вами получилось настоящая зима. Давайте еще раз вспомним и проговорим, что же здесь изображено и почему.

(смакет 4).

Учитель проговаривает с учащимися, что с наступлением зимы все покрывается снегом и опадают последние листья, поэтому все наши деревья «белые». Животные тоже изменяются с наступлением зимы, например заяц меняет цвет шерсти, что бы прятаться от хищников, а медведя и вовсе не встретишь зимой, т.к. он впадает в спячку. Зимой можно играть в разные игры, лепить снеговиков, кататься на коньках и на санках. Даже дворник зимой меняют свой трудовой инструмент, и берет вместо веника – лопату!

Физинутка

Белый снег. Белый снег пушистый В воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой) И на землю тихо Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол) И под утро снегом (встали, покружились на месте) Поле забелело, (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) Точно пеленою Всё его одело. (присели, руки опустили на пол) 

- Ну что же, мы большие молодцы, и теперь давайте продолжим читать про зиму и откроем наши учебники на странице 82.

- Как называется наше стихотворение? Здравствуй, Зимушка – Зима! Давайте прочитаем это стихотворение. Сначала прочитаю я, а потом прочитаем все вместе.

Итак ребята, давайте посмотрим на доску, какое же изображение больше всего подходит к нашему стихотворению, где же настоящая зима изображена?! Правильно, вот она: самая верхняя и самая главная наша картинка. Смотрите, все покрыто белым, белым снегом. Давайте найдем в нашем стихотворении, кто приветствует Зиму? Правильно, это ветер! Что он свищет зиме? «Здравствуй, Зимушка – зима!». А помните, на этом и на прошлом уроке, мы уже говорили с вам о природном явлении, когда дует сильный, сильный ветер и идет снег, как это все вместе называется? Метель. Сейчас мы с вами послушаем как же звучит метель. (включается аудиозапись – звук метель/вьюга)

- Давайте продолжим разбор нашего стихотворения. Скажите, а какой зверь появляется в нашем стихотворении? Правильно заяц. Что же сделал, давайте прочитаем этот фрагмент. Скажите, а на нашей доске есть заяц? Конечно, вот он. А почему он белого цвета? Он поменял шерстку, что бы его не поймали хищники. Что напечатал заяц на низине холма?

- Давайте двигаться дальше. О ком говорится в последней части стихотворения? О птичках Давайте прочитаем. Что делают зимой для птичек? Правильно, ставят кормушки и скворечники. А зачем это делают?! Правильно, что бы птички не умерли с голоду. Сейчас мы проверим, как хорошо, вы знаете зимних птиц. Итак, на столах у вас лежат карточки, там изображены птицы, остающиеся с нами зимовать. Давайте подпишем названия каждой птички. (учащиеся выполняют задания в карточках). Но это еще не все. Ведь птичек зимой необходимо еще и кормить. Давайте вспомним, чем мы можем покормить наших птичек? (семечки, хлебные крошки, яблочные семечки). А какое особое угощение нам встретилось на одном из прошлых уроков? Правильно, сало. Кого ребята кормили салом? Синичек. Давайте теперь покормим каждую из птичек, и присоединим к каждой птичке в таблице свое угощение.

Ну что же ребята молодцы, вы справились со всеми заданиями, и мы собрали полноценную картину зимы.

Учащиеся анализируют совместно с учителем изображения, выбирая изображение, соответствующее изучаемому времени года.

Далее учащиеся выбирают те природные явление, которые соответствующие зиме:

(холодно, падает снег, метель).

Учащиеся анализируют совместно с учителем изображения, выбирая изображение, соответствующее изучаемому времени года.

Учащиеся анализируют совместно с учителем изображения, выбирая изображение, соответствующее изучаемому времени года.

Учащимся необходимо пояснить самостоятельно или с помощью учителя, почему то или иное животное не подходит к теме урока, а именно к зимнему времени года.

Учащиеся анализируют совместно с учителем изображения, выбирая изображение, соответствующее изучаемому времени года.

Учащиеся проговаривают каждый блок изображения, самостоятельно или опираясь на наводящие вопросы и уточнения учителя.

Учащиеся работают с художественным произведением, опираясь на вывешенные иллюстрации. Отвечают на вопросы учителя по тексту, приводят примеры из текста.

6.Обощение и систематизация знаний.

7.Подведение итогов урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Давайте еще раз скажем, какое время года мы проходим? Что происходит в природе с наступлением зимы? Что происходит с растениями и животными?

А появляются ли у людей новые игры и развлечения с приходом зимы? Давайте назовем их.

Ребята, а что нужно людям делать зимой с птицами? Надо ли им помогать? Почему?

Молодцы, вы справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок.

Учащиеся систематизируют полученные на уроке знания. Отвечают на итоговые вопросы учителя. Записывают домашние задание.