Стимуляция речи детей 1 младшего возраста

Стимуляция речи

детей 1 младшего возраста

Подготовила:

воспитатель группы №9 «Мишутка»

Качало Мария Васильевна

Одним из направлений образовательных областей «программы 2100″ является «Познавательно-речевое развитие». Направление «Познавательно-речевое развитие» включает в себя образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Мне бы хотелось уделить внимание образовательной области «Коммуникация» в развитии детей 1 младшего возраста.

К 2,5 годам ребенок осваивает основные вопросы, интересующие его «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?». Количество понимаемых слов значительно возрастает. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно.

В этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Стимулировать означает, выступать в качестве стимула, раздражителя означает то, что побуждает к деятельности.

Я использую в своей практике следующие приемы стимуляции речевой активности:

Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко».

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: ребенок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой».

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к 2 годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек, рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Продуктивные виды деятельности. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять.

Замещение. В возрасте 2 лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т.д. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать можно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!

Игры для стимуляции речи:

- игры-забавы

Для стимуляции речевой активности широко используются игры-забавы: например, игра в «Козу», «Сорока-ворона», «Ку-ку», «Ладушки».

- подвижные игры с текстом стихотворений, например, «Мишка косолапый», «Идет бычок качается», «Шалтай-болтай» и др. Эти игры способствуют развитию ритма речи, стимулируют активную речь.

- игры с объектами и предметами.

Показывая игрушки изображающих животных, имитируйте голосом звуки, издаваемые ими. Киска говорит: «Мяу-мяу», собачка: «Гав-гав», мышка: «Пи-пи-пи» тоненьким голосом, мишка: «У-у-у» низким голосом, лошадка: «И-го-го» или щелкаете языком, изображая цокот копыт, коровка: «Му-у» и т.д. Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и, конечно же, для понимания речи.

- инсценировки

Большое внимание уделяется инсценированию знакомых сказок с помощью игрушек. Взрослый показывает ребенку небольшие инсценировки с куклой, матрешками, включает по ходу действия игрушки, изображающие животных, средства передвижения, показывает движущиеся и заводные игрушки. В процессе игры следует сравнивать различные предметы по величине, форме, цвету, специально подбирая их по различным признакам, тем самым, расширяя его пассивный словарь.

игры с мимикой

Например, игра «Язычок-проказник», где взрослому необходимо взять ребенка на руки, посмотреть ему в глаза и, высунув язык, издавать разные смешные звуки и спрятать язык. Затем повторить те же действия, издавая уже другие звуки.

речевая беседа

Речевая беседа должна проводиться постоянно. Рассказывать ребенку все, что происходит (моем руки после прогулки, одеваемся и т.д.)

язык знаков

Например, если при чтении книжки встречается рисунок кота, то можно отобразить его с помощью рук. Это поможет связать слово и картинку. Вот три простых знака, которым можно научить ребенка:

- кот — ладонью одной руки погладьте тыльную сторону другой;

- рыба — откройте и закройте рот, как это делают рыбы;

- птица — помашите руками в воздухе.