ШПОРЫ-политология

Политология: предмет и функции.

Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии.

Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.

Политическая мысль Беларуси: история становления и развития.

Политика: сущность и роль в развитии общества.

Современная зарубежная политология: основные течения и концепции, ведущие центры и школы.

Политическая власть: господство и его типы.

Субъекты политики.

Легитимность и эффективность политической власти.

Теория разделения властей.

Политическая система общества: сущность, структура, функции и типы.

Государственная власть: ее ресурсы и функции.

Генезис, признаки, структура и функции государства.

Сущность и принципы правового государства.

Гражданское общество: сущность и принципы организации.

Глава государства и его полномочия. Институт президентства.

Парламент в политической системе: структура и полномочия.

Высшие органы государственнойвласти в Республике Беларусь.

Местное управление и самоуправление: главные признаки, механизмы формирования и направления деятельности.

Правовое положение и полномочия правительства.

Место и роль судебной власти в государственном механизме.

Сущность и характеристика политических режимов.

Основные черты и формы демократических режимов.

Тоталитарный политический режим.

Авторитарный политический режим.

Генезис, понятие и функции политических партий.

Партийные системы и их характеристика.

Становление многопартийной системы в Республике Беларусь.

Общественные движения и организации: причины возникновения, стадии развития и функции.

Типы и стили политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства.

Политическое лидерство: понятие, основные теории и функции.

Формы государственного правления: монархия и ее разновидности.

Формы государственного правления: республика и ее разновидности.

Формы территориального устройства государств.

Конституция Республики Беларусь о формах государственного правления и устройства страны.

Политическая элита: концепции и типология.

Структура и механизмы формирования политической элиты.

Политическая культура: сущность, структура и функции.

Типология политической культуры. Политическая субкультура.

Политическая социализация: сущность, этапы и типы.

Избирательное право: сущность, основные принципы и виды. Абсентеизм.

Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.

Пропорциональная избирательная система.

Сущность и виды референдумов: достоинства и недостатки.

Избирательная система и избирательная практика в Республике Беларусь.

Социальное государство РБ: сущность, направления развития, приоритеты.

Глобальные проблемы современности.

Политическое поведение, основные характеристики, типология.

Понятие, сущность и истоки геополитики.

Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения.

Политическая идеология: понятие и функции.

Консерватизм и неоконсерватизм.

Либерализм и неолиберализм.

Современная социал-демократия: теория и практика.

Международные политические институты (ООН, ОБСЕ и др.).

Роль средств массовой информации в политическом процессе.

Современные концепции международных отношений.

Внешняя политика Республики Беларусь: сущность, приоритеты и принципы.

Политический процесс: сущность и структура.

Политическая модернизация: сущность, основные этапы.

Политология: предмет и функции.

С середины 1 тыс. н.э. начинает складываться направление, названное политической философией, основным предметом внимания которого было государство.

К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ).

Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Политическая наука обобщает знания о фактах, делает выводы, дает объяснения политическим явлениям, институтам, процессам; устанавливает их связи и тенденции развития.

Т.о., современная политология является интегрирующей наукой о политике во всех ее проявлениях, закономерностях развития политической сферы. Она интегрирует отрасли научного знания, которые изучает различные аспекты политической действительности.

ПОЛ. ИСТОРИЯ – изучает политическую жизнь общества в историческом обзоре.

ПОЛ. СЕМИОТИКА – принципы, свойства и функции политического языка как средства политики.

ПОЛ. ФИЛОСОФИЯ – изучает ценностные мировоззренческие аспекты политико – властных отношений

ИСТ. ПОЛ. УЧЕНИЙ – изучает процесс становления и развития политической науки.

ПОЛ. ПСИХОЛОГИЯ – механизмы политического поведения людей, их установки, чувства, интересы, убеждения и др.

ПОЛ. ГЕОГРАФИЯ – влияние географических факторов на политическую действительность.

ГЕОПОЛИТИКА – изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики государства, геополитические изменения в мире.

ПОЛ. АНТРОПОЛОГИЯ – изучает природные свойства и естественное право человека как субъекта политического творчества, влияние этнических факторов на политическое поведение людей.

ПОЛ. ЭТИКА – изучат моральные нормы политических отношений.

Объект современной политологии – политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы.

Предмет политологии – пол. власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения. Политическая власть – основа политики, главное средство, обеспечивающее жизнедеятельность политической системы.

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ:

- познавательная

Исследует и объясняет политические явления и процессы, обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями навыками политического учения.

- инструменталистская

Овладев политическими знаниями, практическими знаниями политического учения люди обретают способность свободно и сознательно оценивать и изменять политическую действительность, достаточно легко в ней самоопределяться. К тому же она вырабатывает рекомендации для властных структур и других субъектов политики. Они используются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий и политического правления общества.

- прогностическая

Прогнозирует развитие и последствия в политических процессах, предвидит перспективы политических систем и отношений

- воспитательно – мировоззренческая

Способствует приобщению личности и общества к демократическо – политической культуре

- методологическая

Теории или учения, обращенные к научным исследованиям.

Политология как сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать арсенал методов и способов познания своего предмета. Ее категории, выводы, идеи используются другими науками (гуманитарные), если они затрагивают проблемы политической жизни общества.

- управленческая

Термин политика (с греческого) означает искусство управления государством. Основой политики выступает политическая или государственная власть, а реализуется политическая власть через государственное управление.

Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии.

Задачи политологии – формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов. Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоко их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

Античные истоки политической науки

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений.

Платон (427 – 347 до н. э.) — величайший мыслитель Древней Греции, вечная загадка мировой культуры, создатель системы объективного идеализма, основатель первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человек, чей образ стал символом и легендой.

Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе. Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия. Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана).

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью.

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предназначены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовладения справедлива.

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию

Политическая мысль Средневековья. В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу.

Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

Наиболее ярким представителем всей средневековой западноевропейской философии и политической мысли был Аврелий Августин (354-430). Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной.

Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274).

Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога. Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации.

Формирование основ политической науки в Новое время

К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза.

Во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности.

Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы свести политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов.

ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Завершение процесса формирования и утверждения политологии

Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ – начале ХХ в.

Постепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли представители германской политической науки и политической философии М.Хасбах, М.Вебер, К Шмитт и др. Формирование политической науки во Франции заняли примерно полвека между двумя символическими датами 1871г., когда Э.Бутли основал «Свободную школу политических наук» и 1913г. когда была опубликоана книга А.Зигфрида «Политическая карта западной Франции при третьей республике. Между этими датами было опубликовано множество работ, составивших основы французской политической науки.

Политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). Политика и ее носитель – государство, по его мнению, учреждаются людьми путем договоренности между собой, когда индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Гоббс утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия.

Политическая теория английского философа Дж. Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Поддержание режима свободы требует четкого разграничения публично-властных полномочий государства. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой – могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.

Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Его книга «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли. Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права, а следовательно, и «государство разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда — «разрешено все, что не запрещено законом».

Теория разделения властей — второе достижение Монтескье. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.

В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и его произведение «Об общественном договоре, или принципы политического права».

По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли, Руссо считал необходимым также три внешних условия: социальное равенство, фундаментальное политическое единство, прямая форма демократии. В противоположность либеральной идеи компромисса интересов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

Продолжая разработку концепции либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1727-1804) отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти. В работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола.

Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В работе «Философия права» он излагает идеалистическую теорию государства и права как ступеней развития духа в его объективной форме.

Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рассматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.

Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом своим Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:

1) теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII — XIX вв. на базе теории происхождения общественного договора

2) теория правового государства:

а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;

б) необходимость гарантий прав личности;

в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;

г) связь с доктриной разделения властей.

3) теория разделения властей:

а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;

б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;

в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд — независимый.

Таким образом, в процессе развития политической мысли происходил процесс накопления теоретических знаний в области понимания политических отношений в период буржуазно-демократических революций, но он не привел к созданию системы политических отношений, хотя и были накоплены определенные элементы для ее формирования.

Политическая мысль Беларуси: история становления и развития.

В конце IX в. Киевская Русь распалась на удельные земли, среди которых большой вес имели Полоцкое и Туровское княжество. Уже в XII в. появились первые социально-политические мыслители Бел.

Евфросиния Полоцкая, выдающаяся просветительница белорусского народа, призывает к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость объединения восточных земель перед внешней угрозой.

Кирилла Туровский – крупнейший оратор и мыслитель Киевской Руси. Его «Слова» посвящены в основном философско-бытовой проблематике. Ради человека Бог сотворил небо и землю, и солнце и луну, реки и пустыни со всеми обитателями. Защищал слабых и обездоленных.

Объединение белорусских земель в составе ВКЛ означало новый этап развития общественно-политической мысли. «Песня о зубре» М. Гусовского пронизана гуманистическим мировоззрением, демократической направленностью, идеей национального патриотизма. Ф. Скорина в своих произведениях ставил проблему соотношения права и закона, разделял законы на писаные – созданные людьми и неписанные – естественные, прирожденные, вытекающие из природы.

Развитие общественно-политической мысли связано с именами таких политических деятелей сер. XVI-XVII стст. как Андрей Волан, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Михаил Литвин, Якуб из Калиновки, связано с созданием политико-правовых документов и статутов ВКЛ.

Два политических направления:

умеренно-гуманистическое (Ф. Скорина, М. Гусовский, Л. Сапега)- выражали интересы феодальных сословий и мещанства, сознавали необходимость определенных общественных перемен.

радикально-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Петр из Гонендза)- выражали интересы народных низов, за радикальные социально-политические перемены

Полемика С. Будного осуждает правительство поддерживающее разделение общества на богатых и бедных, требует раздачи имущими христианами своих денег бедным, Будный оправдывает существование различных социальных групп, защищает правительство и признает право каждого подданного защищать государственную должность.

Канцлер ВКЛ Лев Сапега определяет понятие «свобода» как неотъемлемое право человека на собственную личную безопасность, свободный религиозный и политический выбор.

Политическая мысль периода Речи Поспол. все больше обращает внимание на идею национ. развития. Симеон Полоцкий утверждал необход объед. бел., украин. и рус.в виду общей исторической платформы.

Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобрела революционно-демократическую направленность. Со второй половины XIX в. на первый план выходит крестьянский вопрос: передача земли в собственность крестьян.

К. Калиновский посвятил свою жизнь освобождению белорусского и литовского крестьянства. Его идеал – крестьянский социализм. Важнейшее положение – освобождение от российского самодержавия и создание демократического государства

Ф. Богушевич способствовал оформлению в общественном сознании идею самобытности Беларуси, её народа и её языка.

Революционно-демократические традиции начала ХХ в. предоставлены творчеством Элоизы Пашкевич (Тетки), М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа. В 1905-1915 гг. выходит газета «Наша ніва», пропагандирует идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала законные их культурные и социальные права.

В период Февральской революции на территории Беларуси сложились три идейно-политических течения:- революционно-демократическое;- буржуазно-либеральное;- монархическо-консервативное;

В декабре 1902 г. создается Белорусская социалистическая громада – БСГ, которая ставила перед собой цели ликвидации самодержавия, установления демократической республики, упразднения помещичьего землепользования, права нации на самоопределение, социалистического развития страны.

Падение самодержавия и распад Российской империи способствовал становлению белорусского национального государства 25 марта 1918 г. – создана Белорусская народная республика (БНР), первая попытка национального самоопределения. 1 января 1918 г. провозглашена БССР

Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе СССР оставило особую страницу в её истории. 27 июля 1990 г. сессия Верховного Совета БССР провозгласили государственный суверенитет страны.

По сей день существует два подхода в воззрениях на Беларусь: национально-белорусский и западнорусский. С одной стороны, белорусы – самобытный народ, с другой одна из трех славянорусских этнических ветвей. С 90-х гг. новый этап развития государственности Беларуси: усиление роли и места нашего государства в мировом сообществе, становление демократического общественного устройства.

Политика: сущность и роль в развитии общества.

Политика — это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством.

Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство. Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы.

Существуют различные понимания политики:

1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика — это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии.

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5.Целеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией.

Роль политики в функционировании и развитии общества

Важной характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Так, политика выступает в качестве всеобщего инструмента социальной организации: она изначально связана с организованной деятельностью людей, функционированием государственных и иных политических институтов, с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни.

Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:

политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп.

политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Политической может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике.

Политическая система — часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

Политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается, прежде всего, в определении целей развития общества, каждой из его сфер.

Современная зарубежная политология: основные течения и концепции, ведущие центры и школы.

Ведущая роль современной зарубежной политики: школа политологов США. Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина. Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с кон. XIX в., прошла ряд этапов. Хронологически их можно выделить следующим образом:

1. период — с кон. XIX в. до Первой мировой войны.

2. период — между двумя мировыми войнами.

3. период — после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.

Первый период характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения политологической науки. А. Бентли, В. Вильсон.



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 |... 5 |... 6 |... 7 ... | Весь текст