Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пятибратова С.А.

МБДОУ «Детский сад №109», воспитатель

Период дошкольного детства является возрастом наиболее стремительного общего развития ребенка. Благодаря своему природному любопытству, которое позднее переходит в любознательность, он овладевает определенными знаниями. Мы привыкли, что процесс обучения дошкольников строится по принципу «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление, свой ум. Это репродуктивное обучение. И совсем по-другому происходит процесс усвоения знаний при продуктивном, или развивающем обучении. В этом случае ребенок САМ добывает знания, САМ находит ответы на поставленные вопросы. Преимущество такого обучения очевидны.

Известно высказывание А.С. Макаренко: «даже у самого творческого человека, работа мысли, работа синтетических и аналитических приборов вызывает наибольшее сопротивление. Нужно заставит себя видеть, смотреть, находить, размышлять».

Действовать свойственно натуре ребенка, соответствует его потребностям. Следовательно «чувственное познание составляет первейшее и необходимое звено любого процесса познания». Об этом же писали ученый-физиолог И.М. Сеченов и великий поэт и философ Гете, который говорил: «Руки ведут глаза в мир».

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера» (А. Шапиро).

Вот уже несколько лет мы работаем над формированием познавательной активности дошкольников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, которая является средством познания окружающего мира.

Работа проводится всоответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей.

Начиная со второй младшей группы, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группу мини-песочницу. Мини-песочница — идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. С чего мы начали? Приготовили водонепроницаемый ящик, нашли ему удобный уголок в группе, чистый просеянный песок прокварцевали, заполнили им ящик. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным. Подобрали формочки и совочки, камешки и ракушки. Эту коллекцию постоянно пополняем.

В средней группе для практической деятельности детей выбрали темы: «Волшебница-вода», «Смешивание красок», «Плучение новых цветов и оттенков», «Что нужно растению для жизни» и другие. Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений. Во время исследований используем театрализованную деятельность. Так, чтобы ознакомить детей со свойствами воды, использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка « Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросенка».

Проводя экспериментально-исследовательскую работу, стараюсь закрепить ее дидактической или подвижной игрой.

Вместе с детьми создали коллекции: «ткани», «бумага», «пуговицы». Собрали природные материалы (желуди, шишки, семена, листья, крупа, зерно). Провели выставки: «Предметы из стекла и дерева»,»Воздух-невидимка» и др.

С детьми 5-6 лет основным структурным компонентом экспериментирования становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос.

Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:

- выделение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решений /гипотеза/;

- сбор материала;

— обобщение полученных данных:

- формулировка выводов.

Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определенную последовательность. С детьми был проведен проект «Удивительные камни». Дети любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. В группе оборудован большой уголок экспериментирования, который постепенно пополняется все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Работу с родителями вели параллельно с подготовкой детей к исследованию. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Для наглядной агитации приготовили:

- папку-ширму «Игры с песком круглый год»- (в ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей);

- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей» — ( чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, и дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей);

- рекомендации: «Проведите с детьми дома» — (предложили картотеку занимательных опытов и экспериментов).

Целевым ориентиром в нашей работе является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познавательно- исследовательской деятельности ребенка к концу дошкольного возраста:

- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах (почему? зачем? как?);

- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что…);

- стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

- проявляет интерес к познавательной литературе;

- проявляет интерес к символическим языкам: самостоятельно берется «читать» схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Практика показывает. Что познавательно-исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Систематизация знаний позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира, сформировать представления о себе, познакомить с рукотворным миром, уточнить знания о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Поэтому считаем, исследовательская деятельность в детском саду очень важная ступень при подготовке ребенка к обучению в школе.

http://109kurgan.detkin-club.ru/articles/7939