Программа Семейный клуб Мы вместе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Афанасовская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

Региональный конкурс на лучшую программу «Семья»

(по вовлечению родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс)

Номинация:

«Реализация семейной политики в общеобразовательных

организациях»

ПРОГРАММА «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «МЫ ВМЕСТЕ»

Авторы программы:

Медведева Т.Н.-

учитель начальных классов

Семенова Т.М.-

учитель начальных классов

с. Афанасово, 2013

Содержание:

1.Пояснительная  записка…………………………………………………. 3-5

 

2. Концептуальные основы программы………………………………… 6-9

 

   2.1.  Цель программы

   2.2.  Задачи программы

   2.3.  Основополагающие принципы

2.4. Идеи, на которых развивается программа

2.5. Мотивация родителей к совместной деятельности

2.6. Критерии эффективности

2.7. Условия работы клуба

2.8. Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

   2.9. Дальнейшее развитие программы

2.10. Нормативно-правовая основа программы

3. Содержание программы………………………………………………… 10-15

   3.1 Основные направления реализации программы

   3.2  План мероприятий

4.Оценка эффективности реализации программы………………………16-18

4.1  Мониторинг реализации программы

4.2  Контроль реализации программы «Семейный клуб «Мы вместе»

4.3  Диагностирующий инструментарий

 

5. Приложения…………………………………………………………………19-35

6. Литература………………………………………………………………….36

Пояснительная записка

Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.

Каждая школа располагает сегодня немалыми возможностями для полноценного воспитания детей. При этом наибольшего успеха добиваются те педагогические коллективы, в которых постоянно укрепляются и совершенствуются контакты педагогов с родителями учащихся.

         Жизнь учит, что семья может стать активным помощником школы лишь при условии заинтересованности и осознании своей высокой ответственности за воспитание детей. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, два – три энтузиаста всегда находятся. Но как добиться того, чтобы единство в важном деле воспитания нового человека было наиболее действенным? У школы для решения этой задачи путей немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение воспитательных возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании; тесное сотрудничество с родительской общественностью; умение координировать усилия семьи в воспитательной работе.

         Социально-педагогическим пространством, укрепляющим таковую связь между семьей и школой, необходимой, как в интересах детей, так и их родителей, должна выступать школа.

   Изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков образования, активно изучаем позицию родителей, учитываем ее при выборе воспитательной работы. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Союз семьи и школы – важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь многие проблемы не могут в принципе быть решены без участия семьи. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.

Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника .

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Практика работы педагогического коллектива школы выдвинула новую форму работы с родителями по повышению их педагогической культуры и привлечению их к активной жизни класса и школы. Это – Семейный  клуб. Отличная особенность клуба заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Целесообразность программы

Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается ее структура, изменяется система власти и подчинения, появляются новые формы работы школы с семьей – семья и школа все больше становятся психологическим убежищем человека. И помочь семье в решении этой задачи призван Семейный клуб.

Работа такого Клуба эффективна особенно в сельской местности. Сегодня на плечи сельской женщины – матери ложиться множество проблем: накормить семью, заработать средства, найти время для занятия с ребенком. Единственным верным ее помощником остается школа. Это место, где постоянно светятся окна, здесь и обучают, и воспитывают, и готовят детей к предстоящей жизни. И родительская общественность, понимая это, старается чем может помогать школе.

Но работа семейного клуба, основанного на особенностях сельской местности, имеет свои преимущества и некоторые сложности.

Преимущества Семейного клуба:

а) все знают друг друга, значит у обладающих уважением среди населения учителей, появляются союзники – родители, и такое отношение передается следующему поколению учеников от родителей;

б) можно заранее узнать, кто из детей будет учиться в твоем классе, и установить связь с воспитателем детского сада, от которых берешь детей, тем самым решишь вопрос преемственности воспитательной работы;

в) работу Клуба можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейные традиции;

г)  малая наполняемость классов (у нас в классах до 16 учащихся);

д)  у детей надолго сохраняется уважение к старшим по возрасту;

е) время работы Семейного клуба выбирается с учетом окончания работ по хозяйству (вечернее).

Сложности:

а) в основном, заинтересованность родителей в воспитании и образовании детей низкая;

б)  материальное благосостояние невысокое;

в) многие личные связи с семьями своих воспитанников настраивают на сохранение необходимой дистанции, позиции, позволяющей ему предъявить к родителям требования, дать им указания, в условиях, когда сложились неофициальные отношения.

Концептуальные основы программы

Программа «Семейный клуб «Мы вместе» составлена на основе школьной программы «Семья» и Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.

2.1 Цель программы: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

 2.2  Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).

Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

Консультативнаясовместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативнаяобогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями. Опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

2.3 Основополагающие принципы

1) Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие;

Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;

Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;

Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

2.4. Идеи, на которых развивается программа

Идея патриотизма

Идея гуманизации

Идея деятельностного подхода

Идея природосообразности

Идея творчества и успеха

Идея адекватного восприятия действительности и самого себя

2.5. Мотивация родителей к совместной деятельности

         »Совместная деятельность разных людей — это проблема, напоминающая эффект Вавилонской башни» (Г. П. Щедровицкий), с попыткой выстроить систему взаимопонимания и продуктивного взаимодействия. А это требует если не прямого совпадения мотивов, то хотя бы их гармонии.

         Обратим внимание на несколько важных моментов взаимодействия психолога с родителями, учёт которых позволяет повысить заинтересованность родителей в совместной работе.

Равноправные партнерские отношения. Когда и та и другая стороны вместе  исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование.Основная функция психолога в работе с семьей — поддержка и помощь. Преобладание контрольно-оценочных действий психолога может оттолкнуть родителей от взаимодействия с психологом.

Позитивная информация. Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересованно. Любой из родителей, внесший свой вклад в осуществление какого-либо проекта или идеи, имеет право на признание и поощрение. Родителям требуется информация о качестве вложенного труда, к тому же она должна быть своевременной и оперативной.

         Психолог может дать родителям достоверную информацию о позитивных изменениях в поведении ребенка, об улучшении его взаимоотношений с классом, педагогом… Именно такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение отношений с ребенком и психологом. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе.

2.6. Критерии эффективности

В начальной школе — сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу. 

В среднем  звене- сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение  к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

2.7. Условия работы клуба

1. Заседания клуба по согласованию с родителями детей, проводится 2 раза в месяц (по субботам).

2. Работа клуба проводится согласно плана мероприятий.

3. Тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей.

4. Формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др.

2.8 Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

 

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

2. Улучшение микроклимата в семье.

3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

Ни для кого не секрет, что для успешного формирования личности воспитанников большое значение имеет семейное воспитание.

Главная цель программы «Семейный клуб «Мы вместе» — способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. 

 

2.9. Дальнейшее развитие программы

В школе накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями. Но, к сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.

2.10. Нормативно-правовая основа программы

1. Конституция РФ

2. Семейный Кодекс РФ

3. Декларация Прав Человек

4. Конвенция ООН о правах ребёнка.

5. Закон Российской Федерации «Об образовании»

6. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей

7. Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики»

8. Долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011 — 2013 годы»

9. Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» (принят Белгородской областной Думой 20 января 2005 г

10. Устав МБОУ «Афанасовская СОШ»

3. Содержание программы

3.1. Основные направления реализации программы

Для вас родители:

расширение кругозора в области воспитания детей;

лектории, беседы, диалоги, споры, семинары – практикумы

дискуссии, круглые столы;

родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

тренинги;

индивидуальные консультации

Здоровый образ жизни:

спортивные соревнования «Папа, мама и я — спортивная семья»;

экскурсии, походы

общественно-полезная деятельность

Семейные традиции:

пропаганда и возрождение семейных традиций;

воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

предоставление возможностей для самореализации в творческом процессе;

создание условий для неформального общения

совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности,

дни творчества для детей и их родителей

4. Семья семье:

обмен опытом по вопросам воспитания детей

5. Содружество семьи и школы:

планирование системного подхода школы и семьи;

изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей;

удовлетворение потребностей в общении родителей и учителя;

оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).

3.2.  План работы клуба

Направление

Тема и форма общения

Цель

Ответственные

СЕНТЯБРЬ

Для вас родители

Дискуссия «Дети для родителей и родители для детей?»

1.Выявление и анализ семейных отношений.

2.Создание условий для развития личности ребенка в семье.

3.Пропаганда здорового образа жизни.

Классный руководитель,

психолог

Здоровый образ жизни

Экскурсия в природу «Золотая осень»

создание условий для неформального общения

Родительский комитет

ОКТЯБРЬ

 Семейные традиции

Семейный вечер

«Мама – хранительница тепла и семейного очага»

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

2.Определить роль детского участия в заботах по дому, в помощи маме и в создании теплых семейных отношений.

3.Развивать способности коммутативного общения.

4.Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

Классный руководитель,

группа родителей 

 

 



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 |... 5 ... | Весь текст