Программа Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка

Роль игры в интеллектуальном развитии ребёнка

Развивающие игры являются эффективным средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения и постепенный переход от игр — забав через игры — задачи к учебно-познавательной деятельности;

постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;

органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

единство обучающих и воспитательных воздействий;

Развивающие игры увлекают детей, делают их жизнь богаче и

разнообразнее. Участие в таких играх облегчает детям обучение на занятиях в детском саду и подготавливает их к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.

Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, как бы не замечает, того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится центром притяжения в игре.

В то же время взрослый организует игру и направляет её, он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.

Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом осознаёт и свои собственные просчёты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм.