Программа Дорогою туриста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Именно туризм, как не одно другое направление дополнительного образования решает проблему оздоровления и формирования привычки здорового образа жизни. В туристско-краеведческой деятельности с учащимися чрезвычайно важно взвешенное сочетание туризма и краеведения. Туризм, по своей природе всегда содержит элементы познания края. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике.

Туристские походы являются самым универсальным инструментом в системе воспитания подрастающего поколения. Занятия туризмом способствуют укреплению физического здоровья ребенка, являются лучшей пропагандой здорового образа жизни, формированию устойчивого неприятия вредных привычек, поэтому основные занятия – это практика – походы, путешествия, соревнования, слеты, учебно-тренировочные сборы.

Овладение основами туризма дает возможность каждому ребенку перейти на качественно новый уровень – пониманию законов природы, раскрытию собственных способностей, вырабатывает умения и навыки выживания в природной среде. Туризм обладает большим воспитательным потенциалом. В процессе занятий у ребят воспитываются целеустремленность, ответственность, трудолюбие взаимовыручка, сила воли.

Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит, дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить страсть к путешествиям.

Программа составлена на основании примерных (типовых) программ: Программы «Туризм и краеведение» — М.: Просвещение, 1982.; Программы для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели», «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные ориентировщики» — М.: ЦДЮТиК, 2000-2006 гг.). Модифицированная программа «Дорогою туриста» мною разработана в 2004 учебном году. В 2011 году в программу внесены изменения и дополнения.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно — развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Программа рассчитана на 5 — летнее обучение для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Объем программы 1224 часов, которые распределяются следующим образом:

1 г.о. – 144 ч.(2 раза в неделю по 2 часа)

2 г.о. – 216 ч. (2 раза в неделю по 3 часа)

3 г.о. – 216 ч(2 раза в неделю по 3 часа)

4 г.о. –324 ч (3 раза в неделю по 3 часа)

5 г.о. – 324 ч (3 раза в неделю по 3 часа)

Задачи 1-го года обучения:

1. Знакомство воспитанников с видами туризма и спортивного ориентирования, как массового вида спорта для всех возрастов.

2. Приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;.

3. Укрепление отношений через уважительное, доброжелательное и дружеское отношение друг к другу.

Задачи 2-го года обучения:

1. Углубление знаний по общеобразовательным дисциплинам, дополнительное образование по разделам: топография, экология и краеведения;

2. Овладение основными туристско-бытовыми, походно-спортивными навыками и приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

3. Формирование сплоченного коллектива (команды) единомышленников, способных решать общественно — ценные и личностно — значимые цели и задачи, воспитание чувства ответственности за коллектив,

Задачи 3-го года обучения:

1. Углубление знаний по разделам: гигиена и санитария.

2. Овладение основными туристско-спортивными, прикладными навыками и умениями по пешеходному, спортивному ориентированию.

3. Формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке; гуманное отношение к окружающему миру;

Задачи 4-го года обучения:

1. Научить детей использовать в практической деятельности тактико-техническую подготовку в ТПТ.

2. Развитие выносливости, быстроты, ловкости, чувства времени и ориентирование в пространстве.

3. Воспитание товарищества и коллективизма, организованности, чувства долга и ответственности.

Задачи 5-го года обучения:

1. Совершенствование туристско-спортивной и тактико-технической подготовки.

2. Подготовка спортсменов — разрядников, судей.

3. Развитие морально — волевых качеств.

Состав туристского объединения. Комплектовать состав первого  года обучения следует из учащихся IV-V классов (возраст 10-11 лет). Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения – 15 человек, второго года – не менее 10 человек, в последующие годы – не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. В период комплектования объединения следует организовать медицинский осмотр детей и получить на каждого члена группы медицинскую справку — разрешение врача заниматься туризмом и спортивным ориентированием. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность, ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах.

Первый год обучения является базовым, т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения. Комплектовать состав кружка 1-го года обучения следует из ребят 10-11 лет. Это младший школьный возраст, самый благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Отличительной особенностью этого возраста является желание, большой интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность.

Учебный план и программа первого года на занятии предусматривают обучение ребят азбуке туризма — сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятии об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов — умелых и трудолюбивых.

Подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры.

Учебный план и программа второго года обучения предусматривают дальнейшее углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к ранее изученным темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма, с современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.

Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

Учебный план и программа третьего и четвертого года обучения строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижение спортивных результатов. Значительное внимание уделяется общей и специальной физической подготовке, туристской подготовке. При изучении тем по краеведению надо раскрыть перед ребятами все многообразие природы, экономики и культуры края, обогатить их знаниями всех достопримечательных мест области. Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, переход через реку по бревну и вброд, ориентирование по карте, компасу и звездам, ходьба по заболоченной местности, определение сторон горизонта по местным признакам и по Солнцу.

Вопросы техники безопасности по туризму рассматриваются в каждом разделе программы — в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам должны проводиться и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов. Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами самостоятельно. Хорошие результаты может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, топографов и т. п.

На пятом году образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, спортивное совершенствование всех тактико-технических приемов в туризме и спортивном ориентировании, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но, по мере роста опыта занимающихся, следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников.

В программе используются фронтальная, индивидуальная и групповая форма учебной работы с обучающимися.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение)

практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков,

самостоятельная работа,

подвижные игры,

соревнования,

экскурсии,

викторины

походы.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам.

текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляет знания по данной теме (соревнования, эстафеты)

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы (турслеты, соревнования, походы)

В течение года один раз в четверти проводится совместное мероприятие с родителями в целях укрепления взаимоотношений родителей и детей, совершенствование опыта проведения совместного досуга, а такжепропаганда совместного семейного отдыха и семейного туризма.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.

Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит, дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить страсть к путешествиям.

ПРИНЦИПЫ НАБОРА, КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ОБЩЕНИЯ

Согласовать с администрацией школы место и часы проведения занятий (кабинет, спортзал)

Вывесить красочное объявление в школе (указать дни и часы занятий)

Побеседовать с воспитанниками, чтобы пригласили своих знакомых, друзей, младших братьев и сестер.

Привлекать к занятиям в секции ребят 4-8 классов (лучше, чтоб еще занимались в других спортивных секциях)

На собрании, при первом знакомстве объяснить свои требования ( не пропускать занятия, принести мед. разрешение врача для занятий спортом , приобрести спортинвентарь и форму)

В течение года познакомиться с родителями ребенка.

Комплектовать группы из детей – учащихся одной школы (для создания коллектива)

В случае несерьезного отношения ребенка к занятиям( не старается, не ездит на тренировки на местность, пропускает занятия) после2-3 бесед и предупреждений отчислить для поддержании дисциплины

С одаренными детьми работать индивидуально

Стремиться к демократическому стилю отношений с воспитанниками

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

П/н

Наимено Наименование темы занятий занятий

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

1 Введение

2

2

2

Тема 2. Природа родного края, его история.

Краеведческая работа.

10

6

4

3

Тема 3. Подготовка похода.

6

6

4

Тема 4.Туристическая группа в походе. Обеспечение безопасности.

18

6

12

5

Тема 5.Проведение походов.

8

2

6

6

Тема 6.Подведение итогов похода.

6

6

7

Тема 7.Ориентирование по компасу.

14

4

10

8

Тема 8. Топографическая подготовка.

14

4

10

9

Тема 9.Физическая подготовка.

40

4

36

10

Тема 10. Туристическое снаряжение.

8

4

4

11

Тема 11. Туристический бивак.

8

4

4

12

Тема 12.Доврачебная помощь пострадавшему. Гигиена туриста.

8

4

4

13

Тема 13. Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО:

144

52

92

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

ТЕМА

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Тема 1. Введение.

4

4

-

2

Тема 2 .Краеведческая подготовка.

18

18

-

3

Тема 3.Топографическая подготовка и ориентирование.

12

6

6

4

Тема 4. Медицинская подготовка.

16

6

10

5

Тема5.Туристическое снаряжение, хозяйство.

16

-

16

6

Тема 6. Снаряжение и питание в походе.

8

4

4

7

Тема 7.Привалы и биваки.

6

1

5

8



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 |... 5 ... | Весь текст