Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слух_35982

Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слуха.

В 2011-2012 учебном году начальная школа перешла на работу по новому Федеральному государственному стандарту начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: личностным, метапредметным и предметным.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека, т.е. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач (сбор, обработка, анализ и передача информации), т.е. овладевать информационной грамотностью;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в обществах разного типа (класс, школа, семья, учреждений культуры)

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Перечисленные метапредметные результаты возможно достичь в процессе освоения учащимися различных видов деятельности. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка педагога ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность, подрывает основы здорового развития ученика, воспитания его личных свойств и качеств.

Новый стандарт предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, ориентацию на развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий.

Программа формирования УУД для обучающихся на ступени начального образования включает познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные учебные действия.

Организация перечисленных видов деятельности учащихся в образовательном процессе требует от учителя использования различных методов обучения, как традиционных, так и инновационных. Большими возможностями формирования УУД младших школьников и достижения метапредметных результатов в целом обладает метод проектов.

Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный метод – это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной). В проектной деятельности у школьников развиваются общеучебные умения, которые в настоящее время получили название универсальных учебных действий.

Дети, обучающиеся в школе-интернате II вида, — особые дети. Нарушение слуха и отклонение в развитии словесной речи тормозят развитие всех познавательных процессов у слабослышащего ребёнка, накладывают отпечаток на развитие его социальных потребностей, ограничивают общение с окружающими. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

Поэтому роль специальной (коррекционной) общеобразовательной школы II вида в деле образования, воспитания, развития глухих детей, подготовки их к жизни в современном обществе и к трудовой деятельности чрезвычайно важна.

Традиционное обучение в отечественной коррекционной школе 2 вида является по сути достаточно консервативным, в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия новым реалиям. Именно поэтому необходимо применять в своей работе новый метод проектов.

Следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе II вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками слуха и в качестве приоритетной на коллективную деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ II вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением слуха научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.

Но тут возникают вопросы. А достаточно ли детям с нарушениями слуха способностей творчества, необходимого для реализации проекта? Как их организовать и подготовить к проекту? Как грамотно сформулировать цели и достичь их? Эти вопросы может решить только хорошо организованная подготовительная работа. Безусловно, для таких детей, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:

- он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся;

- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

- на всех этапах учитель выступает как консультант и помощник,

- задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками слуха.

Работа с применением метода проекта должна строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:

- постепенное увеличение объема знаний и навыков;

— выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых ( школа, места отдыха, родной край и др.);

— постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;

Учитель должен помочь школьникам:

— получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д.

— обсудить способы преодоления трудностей;

— контролировать различные фазы рабочей процедуры;

— дать краткий анализ проекта.

По нашему мнению, тематика проектов должна определяться в зависимости от изучаемого программного материала.

Каждый проект реализуется поэтапно.

1 этап – погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2 этап — Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3 этап – осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, учитывать позиции партнеров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, использовать разные средства фиксации информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого и др.).

4 этап – оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные ( стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.).

5 этап – презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. На данном этапе обучающиеся демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности).

Данная система работы по реализации творческих проектов на уроках и внеурочной деятельности создает возможности для формирования личностных(какое значение и какой смысл имеет для меня учение?), регулятивных (что делать? как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что нужно еще усвоить?), познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на различных этапах работы над проектом, как основы умения учиться.

Овладение комплексом таких действий очень важно для детей с нарушением слуха. Проектная деятельность учит слабослышащих детей изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В ходе разработки проекта у таких учащихся развиваются коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и способен повысить самооценку и веры в свои силы. Проектная деятельность является одним из условий успешной социализации и адаптации слабослышащего ребёнка в современном мире, поскольку она способствует формированию ключевых компетенций (умений работать с научно-популярной и справочной литературой, с компьютерной и цифровой техникой, анализировать, обрабатывать информацию, обобщать, делать выводы).