Проект Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения

Конкурс проектов развития образовательных учреждений Амурской области, реализующих инновационные программы

ПРОЕКТ

Школьное лесничество
как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения

МОУ Снежногорская СОШ

п. Снежногорский

2010г

1. Название организации: муниципальное общеобразовательное учреждение Снежногорская средняя общеобразовательная школа.

2. Название проекта: «Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения».

3. Адрес юридический, фактический: 676224, Россия, Амурская область, Зейский район, п. Снежногорский, ул. Набережная, д. № 1.

4. Команда проекта:

Бахтина Ольга Валентиновна директор школы, учитель химии-биологии (автор проекта).

Мартыненко Марина Владимировна – заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

Белова Инна Леонидовна – руководитель школьного лесничества «Лесные Берендеи».

Щербакова Лидия Степановна – директор ГУ «Снежногорский лесхоз».

Борисов Игорь Владимирович — руководитель школьного лесничества со стороны лесхоза.

Галепо Анастасия Евгеньевна – учитель информатики и ИКТ.

Краткое описание проекта:

Создание модели предпрофильной подготовки, профильного обучения на базе школьного лесничества как интегративной системы дополнительного экологического образования в условиях современной школы.

5. Сроки:

Продолжительность проекта 1 год.

Начало проекта 01.01.2010.

Окончание проекта 31.12.2010.

6. Запрашиваемая сумма гранта: 200000 руб.

Настоящим я подтверждаю достоверность представленной мной информации.

Подпись руководителя организации:О.В. Бахтина

м.п.

Актуальность проекта

Школа в системе дополнительного образования – это система взаимосвязанных преемственных программ одного профиля, позволяющих учащимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Школа может, таким образом, решать комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной подготовки. Данное обстоятельство приводит к возможностям перехода наиболее способных школьников к профессиональным занятиям и к сопутствующей профессиональной подготовке.

Муниципальная общеобразовательное учреждение Снежногорская средняя общеобразовательная школа располагается в 105 км от районного центра г. Зея. В поселке Снежногорский насчитывается 200 дворов с населением 493 человека.

Характеристика социального статуса семей учащихся

Количество семей детей, обучающихся в образовательном учреждении 53

Из них:

Полных

40

Неполных

13

Многодетных

6

Имеющих детей под опекой

3

Семей «группы риска»

4

Детей-инвалидов

2

Малообеспеченных

12

Характеристика социума

Население поселка

Окружение школы

1. Рабочие — 80%

2. Служащие – 20 %

ООО «Селяне»; Ч.П. Войков С.Я., РУПЧС, сельская администрация, СКК, МУП ЖКХ.

ГУ Снежногорский лесхоз; ФАП, детский сад.

Основной род занятий жителей нашего поселка связан с лесом: работа в Снежногорском лесхозе, Зейском лесоперевалочном комбинате, у частных предпринимателей по лесозаготовке на территории лесхоза. Дети с самого рождения имеют представления о лесе на деле, лесниками являются их родители, старшие братья и сестры. Такие профессии, как водитель лесовоза, инженер леса, инспектор по охране лесов, охотовед, сегодня пользуются спросом на рынке труда в нашем районе по данным службы занятости Зейского района. Нынешнее время требует возрождения села, а чтобы это случилось, нужны люди, которых надо обучить востребованным специальностям. Молодежь должна оставаться на селе, ее надо превратить в мощную квалифицированную силу. Если есть такая возможность, то ее надо реализовывать.

В рамках реализации программы развития МОУ Снежногорской СОШ «Школа как социокультурный центр» в период 2006-2009 годов в школьном пространстве было организовано дополнительное образование экологического направления. Основным структурным компонентом стало школьное лесничество «Лесные Берендеи». Прежде всего, школьное лесничество – это объединение школьников, увлеченных единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. На базе школьного лесничества сложилась интегративная система дополнительного экологического образования в школе, в которой численность детей составляет немногим более 50 человек. Снежногорский лесхоз стал не только социальным партнером, но и равноправным участником образовательного процесса школы. Работа ведется при наличии двустороннего договора, в котором приоритетным направлением является воспитание у учащихся бережного отношения к природе, углубление знаний детей в области лесного хозяйства и экологии, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сохранение природных функций леса. Большое количество грамот и призов районного, областного, российского уровня говорят только о большой целенаправленной работе школы и лесхоза. Наши школьники занимаются просветительской работой, направленной на пропаганду сохранения леса и его защите. Об этом говорят ежегодные заметки в районной газете «Зейский Вестник», школьной газете «Крепкий орешек». Работа в школьном лесничестве не заканчивается с окончанием учебного года, летом наших детей ждет питомник Снежногорского лесхоза, где имеются свои гряды саженцев сосны обыкновенной, с которыми проводится исследовательская работа: дети пишут рефераты, экспериментируют, составляют проекты.

Родители наших учеников, работники Снежногорского лесхоза, учителя и сами ученики, проанализировав ситуацию совместной работы школы и лесхоза, решили использовать созданную образовательную среду для разработки модели предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Современный этап социально-экономического развития государства привел к резкому и глубокому распаду лесных хозяйств, усилились экологические проблемы окружающей среды, поэтому сложность современного и особенно перспективного развития лесного хозяйства заключается в необходимости решения вопросов профессиональной подготовки, профильного обучения учащихся, развития творческих, исследовательских способностей, привития любви к лесному хозяйству. Работа школьного лесничества построена на программе развития «Я — гражданин России, малой своей Родины», которая была рассмотрена методическим советом Государственного учреждения дополнительного образования детей областного эколого – биологического Центра и отмечена как актуальная для дальнейшего совершенствования работы лесничества (выписка из решения методического совета областного эколого – биологического Центра от 01 марта 2010 года № 1). Распоряжением главы Зейского района от 28 апреля 2010 № 214-р на базе школы открыта районная экспериментальная площадка по апробации модели предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе программы развития «Я – гражданин России, малой своей Родины».

Анализ образовательных возможностей школы

Педагогический персонал школы обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалифицированным ресурсом для работы в современных условиях. В школе получает распространение модель внутришкольного повышения квалификации — диссиминация опыта. Снежногорская СОШ с 2006 года работает как социокультурный центр, социальные партнеры школы стали участниками образовательного пространства. В школе имеется оборудованный автокласс для изучения автодела, автодром для отработки практических навыков вождения. Снежногорская школа – единственная в районе и городе Зее, в которой изучается китайский язык как иностранный. Сегодня на территории Зейского района работает большая группа граждан Китайской Народной Республики, которые заняты в лесной промышленности. Специалисты лесхоза, родители приняты на работу в центр дополнительного образования детей районного отдела образования администрации Зейского района. Информационные ресурсы школы позволили создать ИКТ — насыщенную среду, они находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям. Изучается опыт работы дистанционного обучения в режиме он-лайн. Учителя школы занимаются самообразованием, открывают личные сайты, посещают курсы, участвуют в областных семинарах, многие из них осваивают модульно-накопительную систему повышения квалификации. В тоже время имеются определенные проблемы, с которыми сегодня сталкивается школа:

Уменьшение количества детей в школе из-за оттока населения из поселка.

Финансовые проблемы многих семей.

Оторванность школы от районного центра и других населенных пунктов.

Недостаток квалифицированных педагогических кадров для проведения элективных курсов и профилей.

Недостаточная материально-техническая база для проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности.

Недостаток авторских элективных курсов, которые будут отвечать всем требованиям.

В школе нет психолога.

Отток специалистов из Снежногорского лесхоза.

Некоторые из этих проблем преодолимы при планомерной и целенаправленной работе администрации школы, всего педагогического коллектива в сотрудничестве с родителями, социальными партнерами. Владение знаниями в области естественных наук становится социально необходимым, и школа должна создавать все возможные условия для реализации потребностей школьников в их получении.

Ресурсные возможности школы для реализации проекта

К ресурсам образования мы относим: квалифицированный ресурс персонала, систему школьного управления, информационные ресурсы, возможности образовательной среды, материально-техническую базу школы и финансовые ресурсы.

Цель проекта

Создать модель предпрофильной подготовки, профильного обучения на базе школьного лесничества, как структурного компонента дополнительного экологического образования в условиях современной школы.

Задачи проекта

1.Создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями окружающего общества.

2.Создать систему специализированной подготовки обучающихся 5-11 классов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в единой образовательной среде, созданной школой и школьным лесничеством, как компонента дополнительного образования.

3.Создать условия для осознанного раннего профильного самоопределения учащихся 2 ступени на основе индивидуальных карт развития.

4.Разработать положение о портфолио лесника.

5.Открыть в 2010-2011 учебном году профильный 10 класс естественно — научного направления. Разработать индивидуальные учебные планы для учащихся 11 класса.

6. Повысить мотивацию обучения школьников через применение в процессе предметного преподавания в школе специфических приемов школьного лесничества (экскурсия, мозговой штурм, исследование, эксперимент).

6..С помощью лесхоза приобрести специализированную форму для лесников школьного лесничества.

7.Создать совместно с работниками лесхоза и участниками школьного лесничества «Зеленый патруль», звено лесоводов для практической деятельности на территории Снежногорского лесхоза.

8.Создать сайт МОУ Снежногорской СОШ «Юный лесник».

9. Повышать престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

Участники проекта

Профориетационная подготовка — обучающиеся 5-7 классов.

Предпрофильная подготовка — обучающиеся 8- 9 классов.

Профильное обучение — обучающиеся 10- класса.

Статус проекта – экспериментальная площадка муниципального уровня.

Тип проекта– социальный.

Партнеры

Государственное учреждение Снежногорский лесхоз, Государственное учреждение дополнительного образования детей областной эколого-биологический Центр, Малая сельскохозяйственная академия при ДальГАУ, ГУ Амурской области «Центр занятости города Зеи», районный отдел образования администрации Зейского района.

Ожидаемый результат

Разработанная на базе школьного лесничества модель предпрофильной подготовки и профильного обучения, расширяет возможности учеников для осознанного профессионального самоопределения в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, повышает социальную значимость и престиж профессий лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Развивая дополнительное образование в рамках школьного лесничества, школа станет по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики. У родителей появятся гарантии будущего своих детей, успешного их трудоустройства.

План действий

Диагностико — организационный (январь- февраль 2010):

Создание команды по разработке и реализации проекта.

Проведение общешкольного родительского собрания, заседания Управляющего совета.

Проведение общего собрания членов школьного лесничества и работников лесхоза.

Утверждение плана работы по проекту.

Выбор руководителей проекта.

Проведение диагностик с учащимися, с целью определения предпрофильной подготовки в 8-9 классах.

Работа с картами индивидуального развития учащихся 1 ступени для выявления степени развития ребенка по направлениям.

Подбор детей в школьное лесничество по рекомендациям классных руководителей 4 класса, классных руководителей 5-11 классов, желанию родителей, желанию самого ребенка.

Разработка положения о портфолио лесника.

Практический (март-ноябрь 2010):

Подготовка учителями школы, работающими в 8-9 классах, программ элективных курсов, до 1 июня 2010 года.

Экспертиза программ в отделе образования, до 1 августа 2010 года.

Предпрофильная подготовка: определение профиля учащихся 9 класса совместно с классным руководителем, учащимися, педагогами, родителями, работниками лесхоза, до 1 июня 2010 года.

Создание учебного плана для профильного класса. Создание индивидуальных учебных планов для учащихся 11 класса, до 1 сентября 2010 года.

Определение плана школьного лесничества на основе программы развития «Я — гражданин России, малой своей Родины», до 1 сентября 2010 года.

Приобретение специализированной формы для членов школьного лесничества, до 1 сентября 2010 года.

Расширение сети дополнительного образования в школе: создание клуба «Юный турист», до 1 июня 2010 года.

Создание отдельного сайта «Юный лесник», до 1 сентября 2010 года.

Практическая деятельность лесников на базе Снежногорского лесхоза.

Привлечение сотрудников лесхоза в качестве руководителей кружков на базе школьного лесничества: «Юный лесовод».

Аналитический (декабрь 2010):

Проведение мониторинга работы.

Результаты предпрофильной подготовки.

Определение эффективности профильного обучения на 3 ступени.

Диагностика предпрофильной и профильной подготовки учащихся 2 и 3 ступени обучения.

Риски проекта

Реструктуризация Снежногорского лесхоза.

Уменьшение количества детей в школе.

Отсутствие психолого-педагогического сопровождения в профильном классе, при организации предпрофильной подготовки, создании индивидуальных учебных планов.

Снижение социальной значимости профессии лесника.

Содержание проекта

Проект включает следующие направления деятельности:

Профориентационная работа, ранняя предпрофильная подготовка.

Предпрофильная подготовка.

Профильное обучение.

Проект реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной работы на базе школьного лесничества «Лесные Берендеи» как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, Снежногорским лесхозом, Малой сельскохозяйственной академии при ДальГАУ, областным эколого-биологическим Центром, ГУ Амурской области «Центр занятости города Зеи», отделом образования администрации Зейского района, предприятиями, нуждающимися в специализированных кадрах. Проект осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей обучающихся, социальным заказом общества поселка, Зейского района, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Набор учащихся в школьное лесничество начинается с 5 класса. Ученики 5 класса пришли из начальной школы, где учителя работают с учащимися по индивидуальным картам развития. Функции индивидуальных карт развития состоят в том, что происходит отслеживание общеучебных умений и навыков, воспитанности, социального становления, физического развития и здоровья учащихся, а также развития творческих способностей детей. Создавая такую карту индивидуального развития, учитель ориентируется на сравнение ребенка с самим собой, фиксацию индивидуальной динамики продвижения от неумений к умению. Классный руководитель 5 класса и учителя — предметники имеют возможность получить полную информацию о каждом ребенке, дать рекомендации по итогам обучения на 1 ступени. Продолжается работа по индивидуальным картам и на 2 ступени, учителя отслеживают рост индивидуального маршрута каждого ребенка в классе. Детей 2 ступени также рекомендуют классные руководители и родители. Последнее слово остается за ребенком, он принимает самостоятельное решение о зачислении в школьное лесничество. Учащиеся 10 класса, выбравшие естествен – научный профиль, автоматически зачисляются в школьное лесничество. Для учащихся 11 класса разработаны индивидуальные учебные планы. У тех ребят, у которых ориентир сделан на профессии, связанные с лесом, появится возможность быть зачисленными в лесничество.

Раздел в индивидуальных картах развития учащихся 1-2 ступени «Профориентационная работа».

1-2 классы

Профессии наших родителей

- Знакомства с профессией родителей.

- Классные часы – встречи.

- Рассказы о профессиях родителей.

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

- Экскурсии в Снежногорский лесхоз

- профориентационные игры.

- Беседы о труде.

- Внеклассные мероприятия.

3-4 класс

Мир профессий

- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессии. Кто такой лесник?

- Составление каталога профессий, связанных с лесом.

- Классные часы – встречи.

- Экскурсии на предприятия, учреждения.

- Профориентационные игры, путешествие по миру профессий

5 класс

Кем я хочу быть?

- Формирование основ профессиональной направленности.

- Анкетирование обучающихся.

- Психологическое тестирование.

- Осознание обучающимися своих интересов

- Игры.

- Классные часы.

6 класс

Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?

- Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.

- Психологический тренинг, тестирование.

- Классные часы.

- Профессиональные игры.

7 класс

Самоопределение в области « Человек – труд – профессия»

- Формирование профессионального самосознания.

- Определение личностного смысла выбора профессии.

-Классные часы.

- Психологический тренинг, тестирование.

Одновременно у учащихся школы появится поле выбора и во внеклассной работе: посещение кружков и клубов по интересам, в том числе кружки школьного лесничества «Юный лесовод», «Юннат», которые ведут специалисты лесхоза, принятые на работу в центр дополнительного образования детей отделом образования администрации Зейского района. Для этих детей созданы условия ранней предпрофильной подготовки. Учащиеся 5-7 классов, как показала практика, приходят в школьное лесничество осознанно.

Для учащихся 5-7 классов разработано направление «Я и Я», задачами воспитательной работы которой определены следующие:

1. Формировать правосознание и гражданскую ответственность. 2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности, соблюдение правил поведения в школе, дома, в лесу.

3. Формировать потребность самообразования, исследовательской, проектной деятельности, воспитания морально-волевых качеств.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, любви к природе, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к самопереживанию. Приобретения навыка проведения исследований, написания проектов. Получение опыта публичного выступления, самопрезентации.

Мероприятия по реализации программы:

Беседы: «Значение леса в природе», «Я, другие «Я» или правила поведения в лесу».

2.Викторины «Отгадай, кто наследил?», «Краснокнижные растения школьного двора».

3. Игры, тренинги на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.): «Экологический капустник», «Кто заселит биотоп», «Птичьи трели», «Экологические кубики».

4.Конкурсы: «Юные Робинзоны», «Краски леса», «Что в лукошке?», «Съедобный — несъедобный».

5. Исследовательские проекты на базе школьного питомника.

6. Дискуссии, диспуты: «Что мы оставим после себя?», «Прости, Земля!», «Хозяин на планете?».

7. Акция милосердия: «Покормите птиц», «Пожарам — заслон», «Берегите ель», «Чистое побережье».

8. Общешкольные мероприятия: День птиц, День Земли, День защиты окружающей среды, осенний бал.

9. Встреча «за круглым столом»: с работниками лесного хозяйства — «Профессия романтиков», с работниками правоохранительных органов «Закон и порядок».

Для обучающихся 8-9 классов предлагается на выбор элективные курсы. Обучение построено по круговой системе: обучающиеся посещают занятия элективов, основываясь на принципах поверхностного ранжирования:

1 четверть – «очень интересно».

2 четверть – «интересно».

3 четверть- «это в жизни пригодится».

4 четверть- «лес — мое призвание?».

В течение года каждый ребенок «примеряет» на себя ту или иную профессию, изучает особенности сфер и видов деятельности, познает себя: определяет ту профессиональную область, которую он бы хотел изучать более глубоко с целью профессиональной ориентации, а открытость образовательной системы школьного лесничества, дает ему эту возможность.

Основные задачи:

Расширение, углубление знаний о мире профессий лесников.

Формирование умений соотносить цели выбора сферы деятельности со своими личностными возможностями.

Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения естественно-технического направления.

Знакомство с достижениями профессионального успеха работников на примере Снежногорского и Зейского лесхозов.

Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса учащихся.

Основой воспитательной работы учащихся 8-9 классов является направление программы развития школьного лесничества «Я и наши дела в лесничестве», которое решает задачи:

Воспитание бережного отношения к «зеленому другу», родной природе.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст