Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме Занимат_32845

Отчёт по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

План.

Изучение проблемы: « Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста».

Значение психофизиологических особенностей познавательной деятельности младших школьников.

Игры способствующие развитию познавательной деятельности (из личного опыта)

Заключение.

Список изученной литературы:

1.Валина В. «Праздник числа» -М1993

2.Сорокин П.И. «Занимательные задачи по математике в начальных классах» М-1985.

3. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку» М-1994.

4. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай» Санкт- Петербург 1997г.

В процессе учебной деятельности школьника большую роль ,как отмечают психологи, играт уровень развития познавательных процессов:

внимание, восприятие,наблюдение,воображение,память,мышление.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении,что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности,по-этому в игровой материал включаю содержательно-логические задания,

Направленные на развитие различных характеристик внимания : его объёма ,устойчивости , умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

« Быстрей нарисуй»

«Найди кто спрятался»

«Найди сходство и различие»

«Прочитай рассыпанные слова».

Восприятие- это основной познавательный процесс чувственного отражения деятельности,её предметов и явлений при их непосредствен- ружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали , что одним из эффективных методов организации является восприятие и воспитание наблюдательности, сравнения.

Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Игры:

«Собери разбитый кувшин,вазу,чашку».

Таблицы с графическими изображениями (найди закономерность продолжи или повтори).

Таблицы с геометрическими фигурами (аналогичное задание)

Таблица заполненная цифрами (задания: счёт по цепочки,продолжи цифровой ряд и т.д.)

Логическое мышление.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию,полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности,но и абстрактного мира.

Игры и задания:

1.Задачи на смекалку.

2.Задачи- шутки.

3.Логические упражнения со словами.

4.Кроссворды и ребусы.

Память является одним из основных свойств личности.

Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз,покровительниц всех известных наук и искусств.Человек лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком.

Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Но следует знать и о том , что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. И всё-таки память-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы,лица , факты,цвета,события.

В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память.Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения.Приучая детей к запоминанию логически связынных значений, мы способствуем развитию их мышления.

Игры и задания:

«Цепочка слов»

«Рисуем по памяти узоры»

«Зрительные диктанты»

«Слуховые диктанты».

Заключение:Дидактические и познавательные игры это средство познания мира: через игру ребёнок изучает цвет,форму,свойства материалов,изучает растения,животных, приобретает определённые знания, умения и навыки, что помогает усвоить учебный материал на уроках и активизировать познавательные процессы учащихся. В игре у детей развивается умение наблюдать,расширяется круг интересов,вы-евляются вкусы и запросы.Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их.Нельзя шаблонизировать дидактические игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В игре воспитываются те физические и психические навыки ,которые будут необходимы для работы :активность, творчество, умение преодолевать трудности и др.Эти качества воспитываются в хорошей игре ,в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли».Благодаря высокой восприимчивости ,отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность ,а в игровую особенно .Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие ,темп психического развития, социальное становление .Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для процесса обучения .Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании ученика, чем знания которые он получает в процессе этой игры .Игры недолжны быть слишком лёгкие для учеников , «игры без усилий- всегда плохие игры». Это одна из главных задач для воспитателя. Главное ,чтобы воспитатель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребёнка и его деятельности.