Особенности внеучебной работы в ГПД

ОСОБЕННОСТИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОМ КЛАССЕ ГПД.

Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: это создание комплекса условий для успешной реализации спортивно – образовательной деятельности в течение всего дня, включая и питание. Для максимально эффективной работы ГПД так же, необходимо и четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также, комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся учащихся, посещающих группы со спортивным уклоном.

В основе внеурочной деятельности в спортивном классе ГПД, лежит модель «Группа – класс», т.е. группа состоящая из учащихся одного класса. Вся внеурочная деятельность строится в рамках методического конструктора новых образовательных стандартов и предполагает, с целью обеспечения высокого уровня результативности, оптимальную смены разных видов деятельности учащегося, включающую и разные формы её проведения. Групповые формы различной направленности (тренировки, досуговые мероприятия), так и индивидуальные занятия призваны обеспечить качественную организацию внеучебной деятельности. Вторая половина дня учащегося спланирована и с учетом норм САНПИНа, т.е. дозированные временные рамки на определенную деятельность: режимные моменты, развивающие занятия, активный отдых и свободное общение. С учетом психологических особенностей младшего школьника особое внимание уделяется и тому, насколько внеучебная занятость учащегося способствует его развитию, а не утомляемости. Режим работы 2 половины дня строится на основании общего расписания , в котором учитываются все компоненты и особенности урочной и внеурочной воспитательной деятельности. При планировании обязательно надо учитывать и учебную загруженность учащегося в 1 смену. Циклограмма оптимальной загруженности показывает процентное соотношение разных видов активности ребенка в течении учебной недели. Под познавательной активностью следует понимать учебные занятия по программе в 1 и частично во 2 половину дня, а так – же внеучебные мероприятия познавательной направленности. Под спортивной деятельностью понимаются тренировки по карате, ОФП, гимнастики. Коммуникативная активность, это деятельность свободного общения учащихся, в процессе которой, он приобретает коммуникативные навыки в среде своих сверстников. Данные таблицы получены из расчета средних временных рамок пребывания учащегося в станах школы (из расчета 10 часов)

Таблица дневных временных (средние показатели)

Режимные моменты

Организационные моменты

Познавательная активность

Спортивная

активность

Коммуникативная активность

Здоровье сберег.

компоненты

( прогулка)

45 мин.

20 мин.

3.15 мин.

3.15 мин.

2.75 мин.

30 мин.

Следует отметить, что показатели загруженности меняются к концу недели. Ребёнок устает, и поэтому, спортивные и учебные нагрузки необходимо уменьшить. Но в среднем, когда учащиеся войдут в данный режим, можно балансировать загруженность с небольшой корректировкой в пользу той, или иной деятельности. Обязательно познакомить с данной информацией родителей, т.к. они должны работать в связке и обеспечить рациональный режим дома, когда ребенок прейдёт из школы.

Совместно с учителем – классным руководителем, воспитателем ГПД – родители создают условия для гармоничного развития учащегося спортивного класса.

Диаграмма «Дневная загруженность учащегося в % «

Содержательное наполнение внеучебной деятельности играет решающую роль для обеспечения её результативности. Как было сказано выше, внеурочнаяя деятельность предполагает смену видов и форм занятий.

Примерная циклограмма расписания занятий в группе продленного дня

Дни недели

Занятия на открытом воздухе

Занятия в помещении

Самоподготовка

Питание

Понедельник

Экскурсия

“Час чтения”

Ежедневно.

Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:

в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч;

во 2-м – до 1,5 ч;

в 3–4-м – до 2 ч

Ежедневно.

Обед, полдник

Вторник

Спортивный час

Кружок

Среда

Прогулка

“Клубный час”

Четверг

Игры на воздухе

“Час чтения”

Пятница

Трудовая деятельность

Занятия по интересам

 

Преимущество данного вида планирования заключается в компактности представления основного содержания деятельности учащихся в ГПД. Системообразующим вектором является спортивная деятельность, в частности киокушинкай карате, потому и воспитательные акценты должны делаться с учетом философии восточных спортивных единоборств и пропагандировать идеалы справедливости, которые помогают противостоять жестокости и власти. Смелость, устремленность к преодолению трудностей, твердость характера-это основные качественные показатели, которые должны отличать учащегося спортивного класса.С этой целью, а также, с целью повышения значимости и престижа обучения профильном классе, была создана система стимулирования учащегося в виде вручения кубка «Лучший ученик спортивного класса». Данный кубок вручается по итогам показателей в учебной, спортивной и внеучебной ( воспитательной)деятельности. Путь война к вершине мастерства и внутреннего совершенства, как гласит восточная философия – путь сложный и тернистый, который нужно пройти достойно. Совокупность приобретённых навыков в учебной, спортивной и воспитательной деятельности является основанием для вручения престижного кубка и в дальнейшем, поможет выработать модель выпускника спортивного класса. Все досуговые мероприятия по внеучебной деятельности во 2 половине дня должны иметь воспитательную составляющую.

Порой возникает вопрос: «Зачем спортсмену хорошо учится и быть воспитанным?» Это установка вчерашнего дня. Спортсмен – это прежде всего гармоничная личность, обладающий не только комплектом медалей, но и умеющий защитить слабого и достойно принять поражение в соревнованиях.

Помимо, классных внеурочных мероприятий, учащихся спортивных классов задействуют и в мероприятиях общешкольного уровня и на параллели: «Посвящение в спортсмены», «Умники и умницы», Конкурс патриотической песни и др. Данная практика способствует не только сплочению детского коллектива, но и укрепляет коммуникативное общение, что в свою очередь, способствует формированию модели выпускника спортивного класса.

В конце учебного года, проводится мониторинг «Качества внеурчной деятельности в спортивных классах» в форме анкетирования участников учебно – воспитательного процесса: учителя – классного руководителя, учащихся, педагогов спортивной школы, родителей.