НОД Коммуникация

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Занятие 1. Рассказывание по теме «Осень» Цели:

коррекционно—образовательная: учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

коррекционно—развивающие:

систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать словарь по данной теме;

коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия 1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят И летят, летят, летят…

Пролетают паутинки С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это Пролетает наше лето.

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.) Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое листопад?

Объявление темы.

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Физкультминутка

Чтение письма

Стук в дверь. Воспитатель заносит в группу корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели … (разноцветный наряд). … (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик… (моросит) и заставляет прятаться … (по домам). Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.

Итог занятия.

О каком времени года говорили?

К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри!

— Он пускает пузыри.

Показывают руками на воображаемые пузыри.

Прыжки на одной ноге по кругу. Прыжки на другой ноге.

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)