ННОД-таблица

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обрети друга»

 

Методическая информация

 

Тема НОД, форма НОД

Тема: «Обрети друга».

Форма: Игра — путешествие

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программа: «Успех»

Разработчик конспекта НОД: д/с № 194, воспитатели старшей группы №61 Карпеева О.Ю.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе — активное участие каждого ребенка в занимательной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация» — формирование представлений о дружеских взаимоотношений между сверстниками;

«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослым и детьми;

«Художественное творчество» — развитие продуктивной деятельности;

«Познание – расширение кругозора.

Форма организации детей – фронтальная

Предварительная работа:

Проведение этических бесед «Вежливые слова», «Дружба начинается с улыбки».

Чтение художественной литературы: В.Осеева «До первого дождя», «Три товарища», «Хорошее», «Волшебное слово», Э.Успенский «Что мы делали в саду».

Ситуативные беседы на тему о дружбе.

Слушанье песен Улыбка, Дружба крепкая.

Слушанье сказок В. Сутеева Палочка-выручалочка, Под грибом

Разучивание пословиц о дружбе

Игры на выражение и распознание эмоций, а также на сплочение коллектива: «Настроение», «Паровозик», «Скажи хорошее о своем друге», «Угадай, кто это?»

 

Цель НОД

Формирование социально-ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях.

Задачи НОД

Формировать представление о значении понятий « друг», «дружба».

Развивать у детей способность к сопереживанию, желанию прийти на помощь другу в сложной ситуации, коммуникативные навыки.

Поддерживать желание детей гордиться собственными достижениями в дружбе, стремиться к новым успехам.

Формировать умение в практике общения и взаимодействия придерживаться основных моральных разрешений и запретов, совершать некоторые нравственно направленные действия.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

Сформировать навыки дружеского взаимодействия у детей (договариваться, уступать, поддерживать).

Развивать нравственные качества: доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, честность, справедливость, чувство долга.

Развивать умения соотносить свою точку зрения и свое поведение с мнениями и желаниями сверстников.

Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

 

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением различных ситуаций взаимодействий детей, картинки «Друзья»

Раздаточный материал: Бумага, фломастеры, мелки, карандаши, трафареты

Средства ТСО: - магнитофон, аудиозапись сказки, детские песенки о дружбе.

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Подробное описание АМО (активные методы обучения)

Описание действий участников НОД

Вхождение или погружение в тему 

1. Поисковые вопросы.

2. Логические умозаключения. 

Игровая мотивация.Воспитатель: Ребята, на одной планете побывал космический корабль и передал сигнал SOS. Что это за сигнал? Да, это сигнал о помощи.

Воспитатель: Что же происходит на этой планете? А происходит то, что жители этой планеты живут как роботы. Они не имеют своих имен, не знают красивых и ласковых слов и поэтому жизнь на этой планете скучна и однообразна. Попробуйте представить себя на месте этих людей.

Обсуждение:

1. Что вы чувствуете? (Предполагаемые высказывания детей –грусть, одиночество, скучно).

2. Какое у вас настроение? (Предполагаемые высказывания детей –).

3. Как вы думаете ,почему этот ребенок грустный? (ей не с кем играть , у нее нет подруги )

4. А кто такой друг или подруга? (друг-это тот, с кем интересно играть ,делиться игрушками , книжками, сладостями)

5. А у вас есть друзья? (дети называют своих друзей по именам, рассказывают о том, как они играют, почему они играют , почему они выбрали именно этого человека в друзья)

6. Скажите, у человека может быть только один друг или их может быть много? (ответы детей)

Обобщение: Воспитатель: Вы уже догадались, что сегодня мы будет рассуждать о том, как обрести друга.Для этого нам предстоит отправиться на эту странную планету. (Звучит таинственная музыка, дети закрывают глаза)

Интерактивная часть  Совместная игровая деятельность. 

Активные методы:

Самопрезентация: «Какой Я»

Цель: развивать умение составлять небольшие рассказы о себе, описывая свои черты характера, любимые занятия, свои привычки.      

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Волшебные слова»

Цель: Учить детей применять в речи вежливые слова.  

 

 

Игра «Составь ромашку»

Цель: побуждать использовать в своей речи ласковые имена.     

 

 

 

 

Физминутка «Волшебная мирилка»

Цель: укреплять физическое и психическое здоровье детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация – рассказ «Мой друг»

Цель: Формировать умение описывать своего друга по внешним признакам, отличительным характерным чертам. 

Игра: «Угадай, кто это?»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения   к сверстникам.      

 

 

 

 

 

 

Рисование «Мой лучший друг»

Цель: способствовать в рисунке самостоятельному нахождению и выразительной передаче образа своего друга.

 

 

 

 

 

 

Песня «Если с другом вышел в путь»

Цель: развивать умение использовать музыку для передачи собственного настроения. 

 

Воспитатель: Ребята, вот мы на месте, но что-то жителей не видно. Наверное, они спрятались и наблюдают за нами. Может, мы расскажем о себе. (Дети представляются, каждый коротко рассказывает о своих интересах…)

Вопросы к детям:

- Чем ты любишь заниматься?

-Что тебе больше всего нравится в самом себе?

-Что тебя беспокоит?

-Какая твоя любимая игра?

-Когда ты чувствуешь себя счастливым? и т.д.   

Воспитатель: Ребята, мы знаем, что жители этой планеты никогда не слышали добрых и ласковых слов. Не хотите ли вы поиграть в игру «Волшебные слова». (Дети перекидывают друг другу мяч, и называют множество волшебных слов…). 

Воспитатель: Ребята, в детстве меня мама и папа называли по-разному, все эти имена были очень приятными, сердечными, я думаю и вас, дома так называют. Я предлагаю вам поиграть в игру «Составь ромашку», где каждый лепесток цветочка будет обозначать ласковое имя, каким вас называют близкие. (Составляя цветок, каждый ребенок рассказывает о своем цветке, как можно его назвать ласково) 

Воспитатель: Ребята, давайте покажем для жителей этой планеты физминутку «Волшебная мирилка»

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Тому, кто справа, подмигни,

Тому, кто слева, подмигни.

Тому, кто справа, обними,

Тому, кто слева, обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все! Ура! 

Ребята, давайте расскажем жителям о своих друзьях. Как зовут твоего друга? За что ты любишь своего друга? (дети по очереди составляют рассказ о своем друге.)     

 

Воспитатель: Наша группа очень дружная, у каждого из вас есть здесь друзья. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто это?».   Вы должны описать своего друга, по рассказу дети угадают, о ком идет речь.  

 

Воспитатель: Ребята, жители этой планеты так и не показались. Наверное, они были очень удивлены нашей речью, наполненной добротой и дружбой. 

Воспитатель: Давайте сделаем подарки для жителей этой планеты: нарисуем им по другу? Я бы с удовольствием посмотрела на них. (Рисование друга, обсуждение) Вопросы: Кого ты нарисовал? Чем отличается рисунок твоего друга от других детей? Почему ты использовал этот цвет? Какое настроение у твоего друга? 

Воспитатель: Как радостно смотреть на людей у которых есть   настоящие друзья. Ну что же, ребята, нам пора отправляться в обратную дорогу, мы надеемся, что жители этой планеты станут добрей и внимательно будут относиться друг к другу.  

В конце нашего путешествия давайте споем для жителей песню о дружбе «Если с другом вышел в путь»     

Проработка содержания темы 

1. Развитие образной памяти.

2. Развитие мнемических приемов: умение припоминать новые действия, опираясь на зрительные образы.

Воспитатель:

- Ребята, что вы узнали нового о дружбе?

- Какие чувства вы испытывали попав на чужую планету? (грусть, жалость, сочуствие..)

- Хотелось ли вам помочь другим людям?

- Как вы это сделали? (рассказали о своих друзьях, нарисовали портрет друга, познакомили с волшебными словами, ласковыми именами, спели песню о дружбе…)  

Подведение итогов

Рефлексия деятельности детьми

Воспитатель дает положительную оценку участия каждого ребенка в совместной игровой деятельности и индивидуальных рассказах — презентациях

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о дружбе, о том, как она важна для каждого человека. О том, что дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, узнали каким должен быть настоящий друг, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом!

Кто смог составить рассказ про себя и своего друга наклейте на свой шкафчик красную ладошку, кто придумал много волшебных и ласковых слов – голубую, кто нарисовал интересный портрет своего друга – зеленую ладошку.Посмотрите, как много у нас ладошек. 

Дополнительная информация

Анализ и оценка   воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)

Ознакомление детей 5-6 лет понятиями друг, дружба с опорой на принцип тематического единства и соблюдение деятельностного подхода, позволяет обеспечить участие каждого ребенка в процессе деятельности. Воображаемое путешествие на чужую планету переносит детей в условную ситуацию и   мотивируют их на творческую деятельность.

Технология использования обучающей ситуации позволяет:

- развить внимание и наблюдательность;

- побуждает детей   совершать добрые поступки;

- формирует умение проявлять взаимопомощь;

- подводит детей к пониманию важности умения договариваться о совместных действиях.

- формирует начальные умения рефлексии своих личностных качеств и значимых достижений.    

Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.