Непосредственно образовательная деятельность К нам зима пришла в подготовительной групп

Непосредственно образовательная деятельность «К нам зима пришла»

в подготовительной группе

Курилова Т.М., воспитатель высшей квалификационной категории

Программное содержание:

закреплять представление детей о зимних явлениях природы, о свойствах воды: твёрдая, жидкая, парообразная. С помощью элементарной поисковой деятельности устанавливать закономерности и взаимосвязи в природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал:

письмо, рисунки хвостов животных и их жилищ, снежинка из целлофана, каждому кусочек целлофана и ножницы, карточки, с изображением разного состояния воды, каждому рисунок снежинок.

Индивидуальная работа:

с Серёжей Холодовьим, Кристиной Куценко, Юлей Фоминой упражняться в установлении взаимосвязи времени года

и состояния воды.

Предварительная работа:

наблюдения на прогулках, беседы, игры «Времена года», «Где живёт вода», «Зимовье зверей».

Ход НОД:

Приглашаю детей пройти на свои места. Нахожу на окне письмо:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка,

Пролетал, обронил?

Может, кот письмо

Как мышку, на окошко заманил?

(Достаю из письма открытку с зимним пейзажем и предлагаю определить, кто прислал письмо).

Зима. «Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Вы заметили, как изменилась природа с моим приходом? Я хочу, чтобы вы представили эти изменения в ходе отгадывания загадок».

Что сегодня мы видим в природе? (Снег, снежные тучи, сосульки, лёд, зимующих птиц, следы на снегу).

А что можно услышать? (Чириканье воробьёв, карканье ворон, хруст снега под ногами, вой ветра)

Отгадайте загадки:

Одеяло белое

Не руками сделано

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилось

(снег)

Летит орлица

По синему небу

Крылья рас пластала

Солнышко застала

(туча)

Без рук рисует

Без зубов кусает

(мороз)

Гуляю, где хочу,

По лесу лечу,

По лугу кручу,

На всех ворчу,

Снегом засыпаю,

Следы заметаю

(метель)

Без досок и топора

Через речку мост готов.

Мост — как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(лёд)

Белая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку

И пропала.

(снежинка)

Белая морковка зимой растёт (сосулька)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год

(сосна, ель)

Грудь красна, как маки летом

Огоньком мелькает, но

Угадайте, мне за что

Имя снежное дано?

(Снегирь)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает?

(Воробей).

Носят серенький жилет

Но у крыльев — черный цвет

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: кар, кар, кар.

(Благодарю детей за смекалку и достаю из письма рисунки). Предлагаю поиграть в игру «Кто, где спрятался?» — по хвосту определить животное и подобрать на картинке ему жильё (белка — дупло, птица — гнездо, медведь — берлога, заяц — заросли, лиса — нора, волк — логово).

(Хвалю детей за участие в игре. Достаю из конверта снежинку, рассматриваем её).

У снежинки 8 лучей, снежинки бывают маленькие и большие, они прозрачные, но когда их много, мы видим белый снег. почему? Можно это понять через опыт.

Опыт:

Рассмотреть большой лист прозрачной плёнки на просвет — он прозрачен, разрезать его на части — они прозрачны, порезать на мелкие кусочки, насьшать горкой — кучка становится белого цвета.

Вывод: тоже происходит в природе со снегом и льдом. Вы знаете, что снежинки — это замёрзший пар, который получился при испарении воды. В каком состоянии бывает вода? (Жидком, твёрдом, парообразном)

Сейчас мы поиграем в игру «Где снежинка».

По кругу разложены карточки с изображением разного состояния воды: река, водопад, лужа, лёд, снегопад, туча, пар, дождь, капля, снежинка и т.д. Дети берутся за руки, двигаются по кругу, говоря слова:

Вот и лето наступило

Солнце ярче засветило

Стало жарче припекать

Где снежинку нам искать? (Выбирают карточки: река, водопад, лужа, туча, пар, дождь и т.д.)

Наконец пришла зима

Стужа, вьюга, холода

Выходите погулять

Где снежинку нам искать?

(Дети выбирают карточки: снежинка, снегопад, лёд, сосулька).

Итог:

В тёплое время года вода бывает в жидком и парообразном состоянии, зимой — в твёрдом.

(Благодарю детей за игру и предлагаю сесть за столы. Достаю из конверта рисунки, это подарки детям. Подарки с заданиями — найти одинаковые снежинки и закрасить их. Дети выполняют задание).