Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Задачи музыкального воспитания ……………………………………………….4

Обязанности концертмейстера …………………………………………………..4

Технология подбора музыкального материала …………………………………5

Формы и методы работы …………………………………………………………6

Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках народно-сценического танца ……………………………………………7

Народно-сценический танец ……………………………………………………..8

Заключение ………………………………………………………………………13

Литература ………………………………………………………………………14

Введение

Искусство танца неотделимо от музыки. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, в следствие чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Развитие музыкального восприятия метроритма;

2. Ритмическое исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

3.Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

4. Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

5. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения воспринимать ее эмоционально;

6. Расширение музыкального кругозора детей.

ОБЯЗАННОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В обязанности концертмейстера хореографических классов входят:

Совместная творческая работа с педагогом-хореографом;

Репертуарный подбор музыкальных произведений;

Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах;

Знакомство с новыми методиками «движения под музыку».

Результат работы в хореографических классах возможен только при сотрудничестве хореографа и музыканта. Важным моментом этого тандема являются психологическая совместимость, личностные качества хореографа и музыканта. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.

Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся.

Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Концертмейстеру часто приходится работать с несколькими педагогами и, чаще всего, концертмейстер приходит на уже готовую программу. Концертмейстер обязан знать план и программу каждого года обучения и каждого занятия.

Сотворчество хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстером системно-хореографического образования и техники исполнения танцевальных движений.

Концертмейстер обязан знать:

Школы и направления танцевального искусства;

Традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;

Хореографическую терминологию (на французском языке);

Методику обучения и технику исполнения элементов народно-сценического танца.

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать природе танца, базовой основой которого является народная музыка народов мира.

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

Характеру;

Темпу;

Метроритму;

Форме музыкального произведения.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках одного и того же музыкального материала ведет к механическому, не эмоциональному исполнению упражнений. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Музыкальное развитие учащихся на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов работы:

Наглядно-слуховой (прослушивание музыки во время показа движений педагогом);

Словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);

Практический (конкретная деятельность в виде систематической отработки движений и комбинаций).

В процессе урока в паузах между уроками концертмейстер знакомит детей с новыми произведениями, помогает накапливать опыт в знаниях искусства, расширяет музыкальный кругозор и креативное мышление.

У концертмейстера нет специальных уроков, не всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, целесообразно применить метод прослушивания фрагмента с последующим обсуждением. Результат этой методической работы всегда положительный. Танцевальные движения детей постепенно становятся более выразительными, то есть происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ НА УРОКАХ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

1 этап: первоначальное знакомство с музыкальным произведением. На данном этапе ставятся следующие задачи:

Познакомить учащихся с музыкальными фрагментами;

Научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные во фрагментах чувства;

Уметь точно выполнять preparation во время вступления.

В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздроблено.

2 этап: формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:

Умение исполнять движения в соответствии с характером музыки;

Углубленное восприятие и передача настроения музыки в движениях;

Координация слуха и характера движений.

На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий.

Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии ,наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

3 этап: образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи:

Эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса;

Развитие самостоятельной творческой активности детей.

На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляются двигательным.

Ученики сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца.

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.

Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений, народный танец является одной из высших духовных ценностей любого народа, а так же эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

Классификация движений в экзерсисе у станка народного танца повторяет экзерсис классического танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными элементами движений.

Приседания в народном танце такие, как и в классическом, делятся на два вида: полуприседания и полные приседания. Но у станка народного танца есть ряд отличительных особенностей, а именно:

Приседания подразделяются на медленные (мягкие и плавные) и быстрые (резкие, обрывистые);

Все приседания исполняются по всем открытым и прямым позициям.

Упражнения на развитие подвижной стопы. В упражнении этого раздела заложена основа, идентичная bbattements tendus в классическом танце. Отличительным движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты.

Размер 2/4, характер музыки- четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность.

Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического танца. Элементами, принадлежащими народному танцу, является исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения ее в позицию переводится на полупальцы.

Размер 2/4, темп allegro, четкий ритмический рисунок. На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта необходимо с начального момента изучения.

Круговые движения ногой по полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью урока народного танца у станка и отличаются всеми составляющими элементами от классического. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до второй позиции или назад.

Круговые движения ногой исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса- на вытянутой в колене опорной ноге. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой».

Круговые движения ногой по воздуху исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги.

Размер 2/4, 4/4, характер мелодии может быть плавным и энергичным, синкопированным в зависимости от комбинации.

Каблучные упражнения являются спецификой народного танца. Упражнения исполняются на полуприседании, при этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Каблучные упражнения можно разделить на:

Низкие;

Средние;

Высокие.

Размер 2/4, темп от allegro до moderato, характер мелодии четкий, энергичный.

Низкие и высокие развороты ноги по характеру и темпу исполнения могут быть медленными и быстрыми. Важным отличием народного танца от классического является чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полупальцы, наклонами и перегибами корпуса.

Большие броски, как правило, исполняются последними в комплексе упражнений, они завершают урок у станка как народного танца, так и классического. Кроме основного вида больших бросков на уроке на уроке народного танца могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом, с наклоном корпуса, в сочетании с круговыми движениями ноги, с опусканием на колено и др.

Размер 2/4, характер музыкального фрагмента бодрый, энергичный, темп от allegretto до allegro moderato.

Спецификой станка народного танца являются движения, включающие дробные выстукивания, упражнения с напряженной стопой, подготовка к «веревочке».

Дробные выстукивания. Упражнения этого раздела подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступней, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами.

Размер 2/4, темп allegro, четкий ритмический рисунок (по необходимости синкопированный).

Подготовка к «веревочке». Данное упражнение развивает подвижность в коленном и тазобедренном суставах, подготавливает учащихся к исполнению движения «веревочка» на середине зала.

Размер 2/4, темп, темп подвижный, четкий, ритмичный, синкопированный рисунок. Наличие затакта необходимо с начального момента изучения.

В качестве наглядного материала к данной работе представлено нотное приложение со следующими музыкальными фрагментами:

Русский танец/ ralive;

Хороводный танец /Н.Чайкин/ demi-plies/ grand-plies;

Казачок/Укр. нар. танец/ battements tendus;

Ах вы, сени мои, сени/ Рус.нар. песня/ battements tendus jetes;

Бэтута /Молд.нар.танец/ rond de jambe par terre;

У реки/ Б.Карамышев/ battements fondues;

Ты куда, паренек?/ Цыг. нар.песня/ флик-фляк;

Характерный танец /Т.Глиняная/ косичка;

Кудерушки /обр. А.Марьиной/ grand battements jetes;

Сибирский лирический /обр. Б. Карамышев/ port de bras;

Отбойная /П.Лондонов/ ключ.

Таким образом, станок народного танца значительно отличается рядом элементов от станка классического танца и является самостоятельным. Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его индивидуальность.

Заключение

Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью. Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке музыкального материла.

Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Литература

1. Богданов Г.Ф. «Урок русского народного танца»- Москва, 1995 г.

2. Васильев О.С. «Семиотика этнокультуры»- Современные эстрадные танцы № 2, 2003 г.

3. Васильева Т.К. «Секрет танца»- Санкт-Петербург, ОТОО «Золотой век», 1997 г.

4. Государев А.А. «Духовная и художественная иерархия ценностей в культуре личности»- Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой, №6, 1997 г.

5. Горошко Н.Н. «Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства»-Оренбург, Изд-во ОГПУ, 1998 г.

6. Гусев Г.Л. «Методика преподавания народного танца», Москва, «Владос», 2004 г.

7. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного танца»-Орел, ОГИИК, 2004 г.

8. Исивов Л.П. «Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище»// Методические записки по вопросам музыкального образования.-М., 1966 г.

9. Классический танец / сост. Д. Ярмолович.- Санкт-Петербург: Музыка, 1985 г.

10. Кубинцева Е.И. «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность» // Музыка в школе, №2.-2001 г.