Методический материал Глагол Начальная форма глагола

ТЕМА УРОКА 

ЦЕЛИ:

Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.

Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

ХОД УРОКА

Орг момент. Приветствие гостей города.

Актуализация знаний.

Учитель: наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).

Учитель: новое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12 (Слайд 1)

Учитель — Итак, какое словарное слово нашли в блок-схеме?

Дети: Отец.

Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?

Дети: Слова, которые пишутся, звучат по — разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.

Учитель — Подберите синоним к новому словарному слову.

Дети: Папа.

Работа над новым материалом

1. Обобщение и оценивание раннее полученных знаний

Учитель — Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)

Дети: Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов, которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.

Учитель — Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?

Дети: Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.

Учитель — Молодцы. Найдите блок, о частях речи. Покажите.

Учитель — Какие части речи вы уже хорошо изучили?

Дети: Имена существительное, прилагательное.

Учитель — Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе. (Слайд 3)

Дети: Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.

Учитель:-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?

Дети: Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы, сегодня будем что-то исследовать?

Учитель — Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!

Учитель -Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ: пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий.

Учитель — Молодцы. Предлагаю оценить свои знания — прогнозирующая оценка. (Слай 4)

Учитель — Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это? (Слайд 5)

Дети:- Пословицы и поговорки.

Учитель — Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.

( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)

Учитель: — Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной. (Анализ оценок).

Решение проблемной задачи

Учитель: -Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?

Дети: -Глаголы в начальной форме.

Учитель: -Но, в них нет суффикса –ТЬ.

Дети: -Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)

Учитель: -Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?

Дети: -Они тоже в начальной форме.

Учитель: -Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!

Учитель: — Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.

Дети: «Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».

Учитель: — Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?

Дети: - Мы были исследователями, сами добывали знания.

Учитель: — Я хочу вам открыть ещё два секрета: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку вы узнаете на уроках английского языка. Второй секрет: существуют две школы (Московская и Ленинградская) по изучению фонемы. Одна школа утверждает, что –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ – это суффиксы. Другая- это окончания! В учебнике русского языка в 5 классе под редакцией Бабайцевой –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ- суффиксы. В нашем учебнике тоже концовка начальной формы это суффиксы. Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.

Отработка полученных знаний

Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное… Приступаем.

(Самостоятельная работа учеников)

Рефлексия урока

Учитель: -Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.

Дети: — Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.

Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!