Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты занятия в уч

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ

гоябрьск, 2013г.

Цель данных методических рекомендаций – систематизировать, обобщить опыт методической работы, помочь инструкторам по физической культуре и специалистам по работе с молодежью в разработке и оформлении технологических карт занятий.

Данные рекомендации раскрывают понятия и структуру технологической карты занятия, определяют предъявляемые к ней требования, содержат дополнительные сведения о типах занятий, формах и методах организации занятий, которые могут быть полезны инструкторам по физической культуре и специалистам по работе с молодежью.

Методические рекомендации предназначены для инструкторов по физической культуре и специалистов по работе с молодежью муниципального бюджетного учреждения «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет».

ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ

Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта - форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.

Технологическая карта занятия – современная форма планирования взаимодействия инструктора по физической культуре (специалиста по работе с молодежью) и воспитанников.

Технологическая карта занятия – обобщенно-графическое выражение сценария занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект занятия – это представленный инструктором по физической культуре (специалистом по работе с молодежью) план проведения занятия с возможной корректировкой.

Особенности технологической карты

Технологическая карта от традиционного конспекта занятия только формой

Но позволяет сконцентрировать содержание всего занятия

Очень четкая структура карты дает видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания занятия

Инструктор (специалист по работе с молодежью) может сделать тренировочный процесс открытым и объяснить воспитанникам, почему на занятии используются именно эти формы организации и проведения занятия, какие они имеют преимущества

Технологические карты индивидуальны

Технологические карты разрабатываются инструктором по физической культуре, специалистом по работе с молодежью самостоятельно, исходя из его уровня творческих возможностей и квалификации; уровня обученности и обучаемости воспитанников, уровня сформированности общих умений, навыков и способов организации деятельности воспитанников, обеспеченности тренировочного процесса необходимым оборудование и современными средствами обучения

В чем преимущества планирования занятий с помощью технологических карт для воспитанников

Осознание цели занятия

Самостоятельная деятельность воспитанников

Развитие умений работать с литературой

Возможность индивидуальной и групповой работы

Сотрудничество воспитанников

Развитие индивидуальных способностей (индивидуальные задания)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ

Инструктор по физической культуре (специалист по работе с молодежью)

Фамилия, имя, отчество

Наименование объединения

Точное и полное название Вашего объединения

Состав объединения

Количество воспитанников, присутствующих на занятии

Количество мальчиков и девочек

Возрастные характеристики присутствующих на занятии

Тема занятия

Сама тема

Место проведения занятия

Степень сложности занятия, в том числе для данной группы воспитанников

Цель занятия

Задачи занятия

Задачи, которые необходимо решить в ходе занятия для достижения поставленной цели

Типы занятий

Классические типы занятий

Нетрадиционные типы занятий

Формы организации занятия

Структура занятия

Основные структурные части занятия

Затрачиваемое на них время

Вводная (организационная часть (время)

Приветствие

Проверка явки воспитанников

Заполнение журнала учета работы объединения

Постановка цели и задач занятия

Основная часть (время)

Введение нового материала

Обобщение, систематизация и закрепление материала (полученных знаний, умений и навыков)

Заключительная часть (время)

Подведение итогов занятия

Содержательные блоки занятия

Указать:

На какие блоки занятия Вы планируете обратить наибольшее внимание

Каково значение этих блоков в Вашей развивающей программе

Планируемые результаты занятия

Какой результат Вы планируете достичь на данном занятии

Каким образом Вы будете определять результативность занятия

Методы и приемы

Какие методы, приемы Вы используете для достижения заявленной цели занятия

Какими способами Вы активизируете познавательную деятельность воспитанников на занятии

Какие наиболее сильные стороны Вашей деятельности Вы покажете на занятии

Материально-техническое оснащение занятия

Аудитория (зал) – указать размеры

Оборудование

Технические средства

Наглядный и раздаточный материал

Литература

Литература, использованная Вами для подготовки занятия

Методическая

Научная

Научно-популярная

Литература, рекомендованная воспитанникам

Научная

Научно-популярная

Факторы, способствующие успешному проведению занятия

Хорошее знание материала

Бодрое самочувствие, чувство «физической» раскованности, свободы на занятии

Продуманный план занятия

Правильный выбор и разнообразие методов

Занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение инструктора (специалиста по работе с молодежью) к изучаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция

Выраженная заинтересованность инструктора (специалиста по работе с молодежью) в успехе воспитанников

Факторы риска

Неуверенность в своих знаниях

Неправильный подбор и однообразие методов

Скованность движений

Монотонность и сухость при изложении материала, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности своим делом

Отход от темы занятия

Отсутствие эмоционального контакта с воспитанниками, безразличие к их результатам

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ

Классические типы занятий

Вводное занятие

Тренировочное занятие

Контрольное занятие

Занятие закрепления знаний, умений

Комбинированное занятие

Занятие самостоятельной работы

Повторительно – обобщающее занятие

Занятие повторение

Занятие овладения знаниями, умениями, навыками

Нетрадиционные типы занятий

Занятие - деловая игра, ролевая игра.

Занятие — конференция, пресс- конференция

Занятие — соревнование, состязание, занятие-хоккей

Занятие взаимообучения воспитанников

Занятие – творческий отчет (воспитанников)

Занятие – конкурс

Занятие – консультация

Занятие – аукцион

Занятие – экскурсия, заочная экскурсия

Занятие – путешествие

Занятие – зачет

Занятие – семинарское занятие

Занятие – практикум

Занятие – смотр знаний

Признаки нетрадиционного занятия:

1.Изменение временных рамок. (Нерегламентированное занятие)

2.Место проведения занятия – не только спортивные залы, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т.д.

3.Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на занятие темы.

4.Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством воспитанников и инструктора (специалиста по работе с молодежью).

5.Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.

6. Подключение эмоциональной сферы воспитанников. Создание ситуаций успеха для каждого воспитанника с учётом его возрастных особенностей и индивидуальных способностей и интересов.

7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к занятию и на занятии. Самооценка воспитанников, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.

8. При подготовке к занятию использовать приём создания и организации работы инициативных групп, групп «специалистов» (из числа воспитанников), занимающихся разработкой конкретных вопросов в соответствии со своими интересами.

9. В подготовительный период инструктору (специалисту по работе с молодежью) (с помощью воспитанников – «специалистов») осуществлять помогающий контроль за деятельностью групп, быть консультантами по разным вопросам, проводить групповые и индивидуальные консультации, собеседования с воспитанниками.

10.Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного занятия, виды деятельности на занятии, предложенные воспитанниками.

11. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на занятии, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.

МЕТОДЫ

Метод – способ деятельности.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.);

-наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) инструктором по физической культуре, специалистом по работе с молодежью, работа по образцу и др.);

-объяснительно-иллюстративный - воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;

- практический (тренинг, практическая отработка элемента, упражнения, и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-репродуктивный - воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- перенос деятельности в сходную ситуацию;

-частично-поисковыйучастие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с инструктором по физической культуре, специалистом по работе с молодежью;

-исследовательский - самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников:

-фронтальный - одновременная работа со всеми воспитанниками;

-коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

-индивидуально-фронтальныйчередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);

-коллективно-групповойвыполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;

-в парах - организация работы по парам;

-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

ПРИЕМЫ

Применение каждого метода организации деятельности обычно сопровождается приемами и средствами.

К приемам организации деятельности относятся:

- анкетирование;

- показ способа действия;

- объяснение;

- игра и т.д.;

- разработка совместных проектов;

- тесты;

- издание творческих работ.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Очень часто, говоря о форме организации деятельности, подразумевают способ организации деятельности. Способы организации деятельности развивались по мере развития общества.

К способам организации деятельности можно отнести:

индивидуальный способ;

индивидуально-групповой способ;

групповой способ;

коллективный способ.

-  индивидуальный способ - суть его заключается в том, что воспитанники общаются с инструктором по физической культуре, специалистом по работе с молодежью один на один и выполняя все задания индивидуально или каждый воспитанник получает либо общее для всех, либо индивидуальное задание, но выполняя его самостоятельно, независимо от других. Этот способ организации деятельности применяется также в контрольных занятиях, когда один воспитанник выполняет упражнение или задание, а все наблюдают, что позволяет им оценить качество усвоения материала, выявить ошибки и внести необходимые коррективы.

- индивидуально – групповой способ организации деятельности – особенность его состоит в том, что инструктор по физической культуре, специалист по работе с молодежью часть занятия проводит со всей группой одновременно, а часть – с отдельными воспитанниками. В то время, как инструктор, специалист занимается с одним-двумя воспитанниками, остальные работают самостоятельно над выполнением задания.

— групповой способ организации деятельности – состоит этот способ в том, что все воспитанники делятся на подгруппы по несколько человек в каждой. Подгруппы имеют свои задачи, место и инвентарь. Во главе группы ставится старший. В течение занятия по команде подгруппы меняются местами. Внутри подгруппы упражнения или задания могут выполняться как всеми обучающимися одновременно, так и друг за другом. К такому способу организации деятельности прибегают в основной части занятия.

- коллективный способ организации деятельности – этот способ организации деятельности характеризуется следующими признаками: воспитанники реализуют разные цели занятия, изучают разные фрагменты занятия, используя при этом разные способы и средства, затрачивая разное время, т.е. отсутствует общий фронт; разные воспитанники осваивают общее содержание занятия по различным маршрутам.

ФОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

Приложение 1

Название объединения ___________________________________________________________

Тема занятия ___________________________________________________________________

Цель занятия ___________________________________________________________________

Задачи: образовательные _________________________________________________________



Страницы: 1 | 2 | 3 | Весь текст