Методические рекомендации по педагогической практике попрактике наблюдений и пробных за

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Педагогический колледж № 18 «Митино»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

по «Практике наблюдений и пробных занятий»

по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности

для специальности

050704 Дошкольное образование

Составитель:

Филатова Н.А.

Москва 2011

Аннотация

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разделов: «Практика наблюдений и пробных занятий» и «Преддипломная практика».

Данные Методические рекомендации охватывают раздел педагогической практики наблюдений и пробного самостоятельного проведения в ДОУ с детьми разных возрастных групп основных программных видов театрализованной деятельности: занятия по театрализованной деятельности, театрализованной игры, театрализованного досуга и театрализованного представления (спектакля). Адресованы студентам специальности 050704 Дошкольное образование, методистам по педагогической практике в ДОУ.

Содержание

Пояснительная записка……………………..…………………….……………………….4

Практика наблюдений и пробных занятий …………..….………………………..….6

Содержание практики наблюдений и пробного проведения с детьми основных видов театрализованной деятельности……………..……….………6

Виды детской театрализованной деятельности в ДОУ и методические указания по организации и пробному проведению с детьми каждого вида детской театрализованной деятельности………………………………..……………………10

2.1. Занятие по театрализованной деятельности. Методические указания по составлению конспекта занятия по театрализованной деятельности с дошкольниками. Примерный конспект занятия по театрализованной деятельности……………………………………………………..…………………..10

2.2. Театрализованная игра. Методические указания по составлению конспекта проведения театрализованной игры с дошкольниками. Примерный конспект театрализованной игры…….……………………….……………………………… 14

2.3. Театрализованный досуг. Методические указания по составлению сценария театрализованного досуга для дошкольников. Примерный сценарий театрализованного досуга……………………………………………….………….20

2.4.Театрализованное представление. Методические указания по составлению сценария театрализованного представления (по сказкам или художественным литературным произведениям для детей) для дошкольников. Примерный сценарий театрализованного представления по сказкам………………………………………………………………………………..23

Приложения …………………………………….……………………..……………….32

Приложение 1.Образцы титульных листов конспектов

Приложение 2.Индивидуальный лист оценки практики пробных занятий по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности дошкольников ……….………….………………………………………………………..34

Список методической литературы …………………………………………….………..35

Пояснительная записка

Дополнительная подготовка в области театрализованной деятельности дает студентам расширенное и углубленное представление о видах театрального искусства, об основных направлениях развития отечественного и зарубежного театра; нацелена на практическое освоение студентами основных элементов актерского и режиссерского искусства; открывает возможности изучения законов драматургии, освоения практики написания сценариев и инсценировок по произведениям детской литературы. Дополнительная подготовка развивает творческие способности студентов в области театрального искусства.

Дополнительная подготовка в области театрализованной деятельности дает представление о видах детской театрализованной деятельности, о формах и методах организации театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ, дает возможность студентам получить необходимые для этого профессиональные компетенции, знания, умения и навыки. Практика наблюдений и пробных занятий на специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области театрализованной деятельности предусмотрена государственным образовательным стандартом.

Согласно квалификационным требованиям, выпускник, прошедший обучение на данной специальности с дополнительной подготовкой в области театрализованной деятельности должен уметь: планировать и проводить театрализованную деятельность в условиях ДОУ, использовать адекватные возрасту дошкольников формы и методы воспитательно-игровой работы; привлекать соответствующий театрально-игровой репертуар; уметь проводить театрализованные занятия, игры, досуги, беседы и организовывать театрализованные представления. Выпускник должен использовать в арсенале профессионального педагогического мастерства актерские и режиссерские умения, умения разрабатывать и составлять инсценировку, сценарий постановки, организовать и художественно оформлять постановку детского спектакля или представления, использовать возможности театрализованной деятельности в целях целостного и гармоничного развития детей дошкольного возраста, приобщения их к театральному искусству.

Данные Методические рекомендации разработаны в дополнение к Рабочей программе профессиональной практики по специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области театрализованной деятельности и содержат требования к практике наблюдений и пробных занятий; примерные задания по основным видам театрализованной деятельности дошкольников и методические рекомендации по их организации и проведению. Методические рекомендации представлены по блокам — к каждому виду детской театрализованной деятельности соответственно: театрализованное занятие, театрализованная игра, театрализованный досуг, театрализованное представление. К каждому виду деятельности даны рекомендации к составлению конспекта.. Методические рекомендации содержат обширный и разнообразный дидактический материал для самостоятельной подготовки студентов к проведению пробных занятий.

В Приложении приведены образцы оформления титульных листов конспектов, критерии оценки пробных занятий, рекомендуемая методическая литература последних лет издания для самостоятельной подготовки к практике.

Содержание практики наблюдений и пробного проведения

с детьми дошкольного возраста основных видов

театрализованной деятельности.

Цели практики:

формирование профессионального отношения к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в педагогических условиях ДОУ;

формирование профессиональных компетенций в области организации и проведения различных видов и форм театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи практики:

формирование профессионального интереса к педагогическим возможностям организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования ДОУ;

формирование потребности практического применения знаний, умений и навыков, получаемых при изучении дисциплин дополнительной подготовки в области театрализованной деятельности: «Основы актерского мастерства», «Основы режиссуры детской театрализованной деятельности», «История театра и основы драматургии», «Методика организации театрализованной деятельности»;

ознакомление с условиями ведения театрализованной деятельности в группах детей разного возраста.

ознакомление с условиями ведения театрализованной деятельности в системе дополнительного образования в ДОУ

ознакомление с условиями художественного оформления театрализованной деятельности в ДОУ

овладение навыком работы с методической литературой для подготовки конспектов и сценариев следующих видов театрализованной деятельности: занятие по театрализованной деятельности, театрализованная игра, театрализованный досуг, театрализованное представление;

формирование умений планировать театрализованную деятельность в группе,

формирование умений наблюдать, анализировать и обобщать педагогическую целесообразность использования разных форм театральной зрелищности и видов театров: кукольных (настольных, плоскостных, ростовых и др.), драматических и др. — в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;

ознакомление с современными методиками, технологиями и педагогическими условиями организации театрализованной деятельности в ДОУ;

развитие педагогической рефлексии.

В процессе прохождения практики студентам необходимо:

освоить виды деятельности:

ознакомление с программными требованиями и содержанием театрализованной деятельности в разных возрастных группах ДОУ;

ознакомление с педагогическими условиями организации театрализованной деятельности дошкольников;

ознакомление с программой, планированием, содержанием и организацией театрализованной деятельности дошкольников в системе дополнительного образования в ДОУ;

анализ и оценка эффективности педагогического процесса;

овладеть профессиональными умениями:

прогнозировать развитие личности ребенка и коллектива в целом, используя возможности театрализованной деятельности;

планировать и самостоятельно проводить пробные занятия с дошкольниками разных групп в рамках воспитательно-образовательного процесса ДОУ;

наблюдать и анализировать пробные занятия и работу других практикантов по организации и проведению разных видов театрализованной деятельности дошкольников;

обоснованно выбирать наиболее эффективные средства и методы воспитания детей средствами театрализованной деятельности;

устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми для эффективной организации театрализованной деятельности;

выделять, оценивать и творчески использовать в своей работе передовой педагогический и театральный опыт.

Открытые показательные занятия по театрализованной деятельности

Практика начинается с открытых показательных занятий, проводимых воспитателями в группе или педагогами системы дополнительного образования в ДОУ. Перед показательным занятием студентам необходимо внимательно изучить критерии оценки показательного занятия, выданные преподавателем по Методике театрализованной деятельности, по которым будет проведен анализ занятия после его просмотра. В процессе разбора показательного занятия и после него в дневник практики необходимо внести подробные записи о просмотренном занятии, и анализ по схеме Критерия (Критерии оценки см. в Приложении).

Программа открытых показательных занятий:

Занятие по театрализованной деятельности в системе дополнительного образования в ДОУ.

Организация, проведение и педагогическое руководство театрализованной игрой воспитателем в группе ДОУ.

Практика пробного проведения с детьми основных видов театрализованной деятельности

Каждый студент (студентка) должны самостоятельно провести в группе ДОУ четыре вида детской театрализованной деятельности:

- занятие по театрализованной деятельности с использованием игр, упражнений, этюдов и тренингов театральной педагогики в соответствии с возрастной группой;

- театрализованная игра по сюжетам и текстам русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и других произведений для детей в соответствии с требованиями программы разных возрастных групп;

театрализованный досуг с использованием режиссерских разработок по сказкам;

театрализованное представление на основе инсценировок сказок или других произведений для детей — организовать подготовку и показ его для дошкольников.

Для осуществления практической педагогической деятельности в процессе практики студенты самостоятельно подбирают (изготавливают) и используют в педагогическом процессе средства художественной выразительности (декорации, костюмы, музыкально-шумовое оформление), разновидности кукольного театра (плоскостной, марионетки, ростовой, настольный и пр.);

Отчетная документация по данному виду практики:

конспекты пробных занятий, игр, досугов и театрализованных представлений:

- Организация и проведение занятия по театрализованной деятельности с дошкольниками. Форма проведения – индивидуальная, форма отчетности – индивидуальная.

- Организация и проведение театрализованной игры с дошкольниками. Форма проведения – индивидуальная, форма отчетности – индивидуальная.

- Организация и проведение театрализованного досуга с дошкольниками. Форма проведения – индивидуальная, форма отчетности – индивидуальная.

- Организация и проведение театрализованного представления (по русским народным сказкам и произведениям художественной литературы для детей) для дошкольников. Форма проведения – групповая, форма отчетности – индивидуальная.

видео / фото-отчет о проведенных с детьми пробных видах театрализованной деятельности;

анализ наблюдений и собственных пробных занятий в дневнике практики.

2. Виды детской театрализованной деятельности в ДОУ и методические рекомендации по организации и пробному проведению каждого вида детской театрализованной деятельности.

2.1. Занятие по театрализованной деятельности.

Методические указания по составлению конспекта.

Занятие по театрализованной деятельности (преимущественно в системе дополнительного образования ДОУ) — организация художественной деятельности и творческого развития детей посредством театрально-игровых методик. Занятие включает разминку, игры, упражнения, способствующие развитию двигательных, речевых, художественных способностей детей, этюды, элементы театрального тренинга.

Порядок работы:

Познакомьтесь с разработками занятий, упражнений, этюдов, театральных тренингов, игр в предлагаемых методических пособиях.

Изучите предложенные пособия и выберите наиболее целесообразные игры, упражнения и диалоги, включите их в свой конспект, соблюдая методические принципы доступности, адекватной возрасту сложности, постепенного усложнения, переключения видов деятельности, сочетания заданий для групповой, парной и индивидуальной работы, интереса и драматургической интриги, целесообразности и направленности на развитие дошкольника.

Разработайте конспект занятия по театрализованной деятельности.

Подготовьте фото / видеосъемку вашего занятия.

Проведите занятие, проанализируйте и запишите в дневник анализ.

Требования к конспекту занятия по театрализованной деятельности.

Структура конспекта:

цели (развитие, активизации, приобщение формирование воспитание);

опорная методическая литература;

опорные тексты;

планируемые методические приемы организации занятия (разминка, тренинг, упражнение, игра, этюд, репетиция и др.);

материалы и оборудование (фонограмма, костюмы, мячи, прыгалки, куклы, игрушки, декорации, фонарики, шапочки, ширма и др.);

место проведения (музыкальный зал, группа, театральный зал, игровая комната, спортивный зал и др.);

ход занятия.

Примерный конспект занятия

по театрализованной деятельности

во второй младшей группе ДОУ

титульный лист

Образец Титульного листа конспекта см. в Приложении

Программное содержание:

- Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам, желание играть с ними, умение сосредоточить внимание на игрушке;

- Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы воспитателя;

- Сформировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.

- Поощрять желание детей участвовать в коллективных танцевальных импровизациях.

Опорная методическая литература:

Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 2.-изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 288с.

Опорные тексты:

Барто А. «Игрушки»

Планируемые методические приемы:

Показ игрушек и знакомство с ними, чтение стихотворений, выполнение выразительных движений по ходу стихотворения, использование воображаемых предметов, приглашение танцевать, надевание деталей костюмов

Материалы и оборудование:

игрушки (лошадка, заяц, мишки), костюм сороки, конь-качалка, шапочки медвежат, фонограмма «Марш медвежонка» М.Протасова.

Место проведения:

игровая комната.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках в полукруге. Воспитатель вносит игрушки: лошадку, зайку и мишек. Показывает детям, знакомит их с игрушками, дает потрогать руками.

Предлагает послушать цикл стихов А.Барто «Игрушки»:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка -Под дождём остался зайка.Со скамейки слезть не мог,Весь до ниточки промок.

Идёт бычок, качается,Вздыхает на ходу:- Ох, доска кончается,Сейчас я упаду!

Наша Таня громко плачет:Уронила в речку мячик.- Тише, Танечка, не плачь:Не утонет в речке мяч.

Дети обнимают мишку, жалеют зайку, катаются на лошадке.

Воспитатель надевает на одного из детей костюм сороки (шапочку с клювом и черную накидку).

Воспитатель:

Сорока-сорока,

Где была?

Ребенок (вместе с воспитателем):

Далеко летала

Кашку варила

Детушек кормила…

(Ребенок машет рукой – помешивает воображаемой ложкой воображаемую кашу в воображаемой кастрюле).

Воспитатель: (раздает детям воображаемые миски)

На порог скакала

Гостей созывала.

Ребенок прыгает на двух ногах в ритме прибаутки, машет «крыльями»

Гости услыхали

Быть обещали.

При желании детей разыгрывание потешки можно повторить несколько раз, меняя ведущего ребенка.

Воспитатель ввозит коня (игрушку-качалку). Предлагает одному из мальчиков сесть на него и покачаться.

Воспитатель: Как у нашего-то Вани

Полтораста рублей сани.

Семисотный конь –

С позолоченной дугой,

Еще новая уздечка,

Колокольчик и колечко

Выразительные движения: ребенок сидит на игрушечном коне, тело отклонено назад, подбородок приподнят, на лице улыбка.

Воспитатель включает музыку, предлагает детям надеть шапочки медвежат и потанцевать под музыку «Марш медвежат» М. Протрасова.

Завершение занятия.

Театрализованная игра.

Методические указания по составлению конспекта.

Театрализованная игра — разыгрывание детьми сюжета или текста сказки или литературного произведения под педагогическим руководством воспитателя.

Порядок работы:

Ознакомьтесь с программными требованиями к театрализованным играм для детей той возрастной группы, в которой предстоит практика. Выпишите и обдумайте задачи и предполагаемые результаты в области театрализованной игры.

Выберите сюжет и текст литературного или сказочного произведения для организации театрализованной игры. Выучите этот текст наизусть.

Выберите и обоснуйте педагогическую целесообразность проведения театрализованной игры в вашей группе:

Как игры-драматизации или режиссерской игры;

Форму театральной выразительности — игровой театр или кукольный: настольный, стендовый и др.;

Форму педагогического руководства игрой (прямую ли косвенную);

Спланируйте этапы подготовки и проведения игры.

Подготовьте развернутый конспект проведения театрализованной игры.

Подготовьте пространство для зрителей и участников игры.

Заранее подготовьте костюмы, реквизит, музыкальную фонограмму или используемые кукольные формы театральной зрелищности.

Побеспокойтесь заранее о фото и видеосъемке театрализованной игры.

Проведите театрализованную игру.

Проанализируйте ход и результаты своей работы, запишите в дневник.

Требования к конспекту театрализованной игры:

Структура конспекта:

цели (разрабатываются на основе программы по театрализованнымиграм в каждой возрастной группе);

вид игры (игра-драматизация, режиссерская игра, с указанием театральной зрелищной формы – вид кукольного театра: бибабо, ростовой, настольный, стендовый, марионеток и др.);

форма педагогического руководства игрой (преимущественно прямая или косвенная);

материал и оборудование (фонограмма, костюмы, декорации, куклы, ширма, и др.);

место проведения (музыкальный зал, группа, театральный зал, игровая комната и др.);

предварительная работа (чтение или рассказывание сказки, беседа по сказке, рассматривание картинок и иллюстраций, рассматривание кукол или костюмов, пробная работа, этюдная работа, разучивание текста персонажей сказки, изготовление кукол или костюмов и декораций, репетиция и др.);

ход игры; организация и руководство игровой деятельностью.

Примерный конспект театрализованной игры

по сказке Е.Масс «Три ёлочки»



Страницы: 1 | 2 | 3 | Весь текст