Конспект урока Корень слова Однокоренные слова 3- к класс специальныйкоррекционный VI

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

Создать условия для закрепления понятия «корень слова», формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую.

Содействовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Способствовать воспитанию интереса и любви к родному языку.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова отправляемся в увлекательную страну новых знаний.

Минутка чистописания.

Повторение прошлого материала ( чтение наизусть правила «Корень слова» : «Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение (смысл)»).

Как-то много лет назадПосадили странный сад.Не был сад фруктовым – Был он только словом.Это слово – слово-корень,Разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло – Стало много новых слов.Вот из сада вам…рассада.Вот ещё посадки рядом.А вот садовод. С ним садовник идёт.Очень интересно гулять в саду словесном.(Е. Измайлов)

Актуализация знаний, постановка проблемы.

- Ребята, обратите внимание на доску, перед вами представлены слова. Что интересного заметили?

Вода, водный, водяной, водичка, подводный, водитель.

Дети приводят примеры своих предположений (называют общую часть всех записанных слов — вод-).

- Определим смысл каждого слова.

Дети самостоятельно приходят к выводу, что слово «водитель» к данным словам по смыслу не подходит.

- Подберите слова с общим смыслом к слову «водитель». ( Водит, водить (машину)).

- Какой можно сделать вывод, проанализировав данные группы слов?

Дети приходят к выводу о том, что при анализе слов необходимо обращать внимание не только на едино написанную общую часть, но самое главное на смысл.

- Как называется общая часть первой и второй групп слов? Предположите, опираясь на правило, как называются слова, имеющие не только общую часть, но и самое главное, общий смысл.

Дети приходят к выводу, что общая часть слов, имеющих общий смысл (значение) называется корнем. После этого детям предлагается следующая группа слов для самостоятельного анализа.

Белый, белизна, отбеливатель, беляночка, беляк, беличий.

Закрепление полученных знаний и формирование умения подбирать однокоренные слова по смыслу и выделять в них корень.

1)Задание в учебнике: Определи почему так назвали: холодильник, светильник, кипятильник, грелка, качели? Подбери к этим словам однокоренные слова и напиши. Сравни написание корней.

Образец: Холод, холодить, холодильник, холодный.

После выполнения упражнения и прочтения правила на странице учебника. Делается вывод о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

2) Детям предлагается самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову «лес», записать их и выделить корень.

Подведение итогов работы.

Дети еще раз повторяют правила о смысловой составляющей однокоренных слов. Делятся о том, как в случае самостоятельной работы они будут действовать.