Конспект открытого урока по теме Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла- на м

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

детской школы искусств

ст-цы Крыловской

Конспект открытого урока

преподавателя Маликовой И.И.

по теме:

«Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла»

(на материале русских народных песен).

Ст-ца Крыловская

2013 год.

План

1.Организационный момент.

2.Разогрев голосового аппарата по системе В.В.Емельянова.

3.Распевание.

4.Р.н.п. «Во поле береза стояла» — работа над унисоном.

5.Отработка округлого звука.

6.Пение каноном на два голоса, затем на три.

7.Р.н.п. «Не летай соловей» — исполнение фраз на одном дыхании.

8.Пение на хорошей опоре, не крикливо.

9.Верхний голос поет учитель, нижний – дети. Смена партий.

10.Р.н.п. «Как у наших у ворот» — мягкая атака, унисон.

11.Главная партия в нижнем голосе; нота с точкой.

12.Пение по нотам (сольфеджио) меняется на слог «ку», затем на текст.

13.Выстраивание интервалов в верхнем голосе; легкость и полетность звуков.

14.Закрепление каждой партии, соединение голосов.

15.Исполнение всего произведения осмысленно, как на концерте.

16.Р.н.п. «Как пошли наши подружки» — знакомство с текстом, мелодией.

17.Подведение итогов, формирование выводов.

18.Задание на дом.

Дата проведения: 20.11.2013 года.

Открытый урок по хору.

Преподаватель: Маликова Ирина Ивановна.

Концертмейстер: Сопко Людмила Васильевна.

Дата проведения: 20.11.2013года.

Класс: 1 – 4.

Предмет: хоровой класс.

Тема урока: Работа над двухголосием в младшем хоре. А капелла.

(на материале русских народных песен).

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

— формировать навыки пения а капелла;

— добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

— выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой;

— продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие:

— продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

— продолжение развития гармонического слуха;

— развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

— расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (русские народные песни).

Воспитательные:

— воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

— воспитывать интерес к народной музыке;

— воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

— воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

— словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

— индуктивный;

— дедуктивный;

— проблемно – поисковой;

— объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приемы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

— применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

— побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

— сопоставление песен, различных по характеру;

— вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

— представление в «уме» первого звука уже на дыхании;

— вокализация песен на слог и сольфеджио;

— задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона ( «Во поле береза стояла»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Не летай соловей»);

— образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;

— юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

— психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

— личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

— учет индивидуальных особенностей;

— дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, стулья, банкетки, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Разогрев голосового аппарата:

-« греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);

— «греем» и поем звук «а»;

— штро-бас;

— штро-бас – вой;

— штро-бас – крик чайки;

— «бронтозаврик»;

— счет на крещендо от 1 до 10;

— счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

— «страшная сказка»;

— «бррр» (имитация езды на авто).

3.Распевание:

— на двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом);

Цель: выравнивание тембра.

— на трех звуках по полутонам вверх;

Цель: развитие одинакового звукообразования.

— пение арпеджио трезвучия по полутонам вверх;

Цель: поднять нёбо.

— «козочка, съела трёх волков» — по полутонам вверх,

«ро-о-за, розочка моя» — по полутонам вниз;

Цель: развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого начинается попевка, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».

— «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»;

Цель: контраст нюансов (форте и пиано).

— «ёли, или, ели» — пять звуков поступенно вверх и вниз;

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).

Спросить у детей какие три вида звукоизвлечения они знают.

Ответ: закрытый, перекрытый, открытый.

— пение одной ноты на цепном дыхании, включая по одному ученику в работу;

Цель: умение экономить и распределять дыхание.

— пение гаммы до-мажор каноном;

Цель: развитие длины дыхания, чёткой дикции.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

4.Р.н.п. «Во поле береза стояла»:

— беседа о характере, настроении песни;

— работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

— отработка округлого звука;

— пение каноном на два голоса, затем на три.

5.Р.н.п. «Не летай соловей»:

— определение лада, тональности, размера;

— исполнение фраз на одном дыхании;

— пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

— соединение фраз в предложения;

— брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;

— верхний голос держать на «педали», подчинять свой голос общей звучности, не выделяться.

6.Р.н.п. «Как у наших у ворот»:

— начинать мелодию «из ничего», мягкая атака;

— две фразы в унисон, затем идет двухголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию;

— дослушать ноту с точкой, простучать ладошкой ритм по коленке;

— ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;

— петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;

— характер легкий, шутливый (а значит коротко, легко и четко делать вдох);

— пение на слоги «лё» и «ку» (как будто забыли слова);

— окончания фраз короткие («выталкивать»);

— в третьем куплете «прокатиться» по букве «р»;

— дыхание активное, петь на опоре, как на батуте;

— предложить детям свой вариант нюансировки, обосновать и убедить в правильности;

— исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

7.Р.н.п. «Как пошли наши подружки»:

— знакомство с текстом и музыкальным текстом;

— исполнение первого куплета скороговоркой;

— затакт, тональность, знаки при ключе, размер, продирижировать несколько тактов;

— петь по нотам каждый голос отдельно;

— нижнюю мелодию петь, верхнюю играть на инструменте;

— слушаем и поем терцовое двухголосие: один голос звучит ярко, другой — тише.

8.Анализ урока, подведение итогов:

Сегодня нами было исполнено несколько видов двухголосия:

— это канон;

— один голос пели, другой держали на «педали»;

— исполняли песню, где каждый голос имел самостоятельную партию;

— познакомились с терцовым двухголосием.

9.Задание на дом:

— подобрать и играть на фортепиано р.н.п. «Не летай соловей».

Преподаватель по классу фортепиано

и общий хор МБОУ ДОД

ДШИ ст-цы КрыловскойИ.И.Маликова

II квалификационная категория