Комнатные растения в детском саду

Комнатные растения в детском саду.

Сегодня, наверное, трудно найти детский сад, в котором бы не было комнатных растений. Разработано огромное количество рекомендаций по их использованию в работе с детьми. И все же у педагогов снова и снова возникают вопросы.

сколько названий комнатных растений должен знать ребенок-дошкольник?

Например, дошкольнику того или иного возраста полагается знать определенное количество названий: пять, десять и т.п. Однако с точки зрения экологического образования не столь важно помнить названия растений. Гораздо важнее показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.

Конечно, ребенок интересуется названиями, можно дать ему соответствующую информацию, предложить самостоятельно или вместе с взрослым отыскать их в красочно иллюстрированной энциклопедии. Для читающих ребят таблички с названиями прикрепляются непосредственно возле растений. Начать знакомство с растениями лучше всего с видов с русскими «именами», отражающими их характерные особенности: Ванька мокрый (бальзамин), щучий хвост (сансевьера) и т.п.

сколько растений должно быть в помещении?

Конечно, есть разумные требования. Например, понятно, что чем меньше дошкольники, тем более яркими, привлекательными должны быть растения в группе. Просто для того, чтобы привлечь их внимание. Точно так же понятно, что в группе не должно быть ядовитых, опасных для здоровья детей видов. Ребятам интересно сравнивать растения, а для этого нужны пришельцы из разных стран, с разными листьями, стеблями, цветками.

Количество растений во многом зависит и от микроклимата группы: в сухом помещении можно выращивать больше растений, чем во влажном. Конечно же, нельзя допускать, чтобы растения на окнах уменьшали количество света в комнате, и превращать групповое помещение в оранжерею. Необходимо помнить и о том, что у некоторых детей бывает аллергия на определенные виды растений. В последнее время в детских садах стали все чаще обращать внимание и на оздоровительную роль комнатных растений. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Подбирая растения для разных помещений, можно учитывать и особенности их влияния на здоровье: если в детском саду есть ребята, страдающие астмой, — высаживаются одни растения, если ОРЗ — другие и т.п. Комнатные растения — неотъемлемая часть зимнего сада, экологической комнаты, комнаты психолога. Они визуально выделяют зону релаксации, а вертикальное озеленение (например, плющ на веревках, металлических решетках) или растения на высоких подставках помогают разделить комнату на функциональные зоны, выделить уголок уединения.

как использовать комнатные растения в работе с детьми?

Труд в уголке природы традиционно рассматривался как неотъемлемая часть воспитания дошкольника. Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, которое ему больше всего нравится, а не по указанию взрослых. Нужно заранее познакомить детей с особенностями живых организмов. Например, практически все дошкольники считают, что чем больше поливать растение, тем для него лучше. В результате такого чрезмерного усердия некоторые растения погибают. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играют свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете? Рассмотрим некоторые варианты использования этих живых объектов.

Развитие речи. Предложите детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушистик», «колючка» и т.п.). Пусть ребята расскажут, какими бывают растения (подберут определения), что они умеют делать (глаголы), что любят, а что — нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений. Можно придумать сказочного человечка, который будет охранять растения и рассказывать о них малышам. Старшие дошкольники могут стать экскурсоводами и поведать младшим о своих любимых питомцах (хорошо, если в этом им помогут папы и мамы, увлекающиеся комнатным цветоводством).

Сенсорное развитие. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками и т.п.). Пусть ребенок, трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях.

Экспериментирование. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель — это прежде всего воспитание бережного отношения к природе, а не научные исследования любой ценой. Например, для выяснения роли воды в жизни живых организмов иногда берут два комнатных растения, одно из которых поливают, а другое — нет (в результате оно засыхает). Такой опыт проводить можно только с некоторыми влаголюбивыми видами, например, с Ванькой мокрым. Признаки нехватки воды сразу же отражаются на его облике, листики становятся менее упругими и поникают. Но достаточно добавить в горшок немного воды, и растение снова восстанавливает свой первоначальный вид. Эксперименты помогут дошкольникам понять, для чего они ухаживают за растениями. Например: не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался. Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Игры. Конечно, растения — это живые организмы, и поэтому использовать их для игр нужно осторожно, чтобы не повредить листья и стебли. Из небольших растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям. Растения можно временно помещать на крупные макеты (например, горных ландшафтов, города).

как составить «Паспорта растений»?

Варианты оформления «Паспорта» могут быть разными — альбом, тетрадь или папка из так называемых «прозрачных файлов», соединенных вместе. Последний вариант наиболее удобен, так как позволяет при необходимости менять информацию, дополнять ее. При описании каждого растения лучше следовать определенному плану, это облегчает сравнение материалов.

В паспорте растения следует поместить

1.его фотографию или рисунок,

2.указать научное и бытовое (русское) название (например, бальзамин, или Ванька мокрый); 3.если есть интересная информация — происхождение названия;

4.родину растения — континент, страну; условия, в которых оно живет в природе (тропический лес, пустыня и т.п.);

5.экологические особенности — отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растения влаголюбивые или засухоустойчивые);

6.особенности питания растений (требовательное к богатству почвы или нет);

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, каждая характеристика растения обозначается кружочком, который размещается в верхней части страницы: влаголюбивые растения — синий кружок, засухоустойчивые — оранжевый, средние по требованию к влаге — голубые; обитатели леса — темно-зеленый кружок; луга — светло-зеленый. Разработайте свою систему значков в зависимости от видового состава растений в вашем детском саду. Такие значки значительно облегчают работу. Например, для занятия нужно отобрать растения лесов. Вместо того чтобы прочитывать информацию о каждом из них, вы просто листаете альбом-паспорт и отбираете объекты, обозначенные зеленым кружком. Кроме того, такая информация помогает правильно ухаживать за растениями.