экзамен по финансам и кредиту

1.Сущность и функции финансов, их роль в решении соц.-эконом. Проблем России.

Финансы это самостоятельная и отличающаяся от денег экономическая категория. Это – совокупность экономических отношений, связанных с образованием и использованием фондов денежных средств на основе распределения национального дохода.

Таким образом, финансы – это объективная экономическая категория, которой присущи следующие признаки:

экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег; при этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

в процессе финансовых отношений формируются и используются

денежные фонды государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Экономическая сущность финансов проявляется в их функциях, то есть в той роли, которую они играют в процессе общественного воспроизводства.

финансы выполняют две функции: распределительную; контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП (внутренний валовой продукт) и НД (национальный доход) и формированием фондов денежных средств государства, а также хозяйствующих субъектов и населения.

ВВП состоит из: 1. стоимости израсходованных на производство продукции, средств производства (орудия и предметы труда), обозначаемой символом С. 2. вновь созданной стоимости – национального дохода, включающего стоимость рабочей силы и прибавочного продукта, обозначаемых соответственно символами V и m. ВВП=С+V+m

НД делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления включает две части: 1) предназначенные для расширения производства (то есть осуществления расширенного воспроизводства) и 2) для образования резервных фондов. Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления; фонда личного потребления.

Распределительная функция финансов означает, что с их помощью осуществляется распределение стоимости ВВП и НД по указанным выше направлениям. В процессе такого распределения обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Распределение НД заключается в создании основных (или первичных) доходов. Их сумма равна НД.

Основными (первичными) доходами являются:

заработная плата рабочих и служащих, занятых в сфере материального производства;

доходы фермеров, индивидуальных крестьянских хозяйств;

доходы хозяйствующих субъектов (включая их собственников) в сфере материального производства.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением ВВП, распределением и перераспределением НД по денежным фондам и их целевым использованием.

Контрольная функция финансов осуществляется:

через контроль рублём;

через контроль, проводимый специально создаваемыми для этого финансовыми органами.

На макроуровне контрольная функция финансов позволяет обществу знать, как складываются количественные показатели распределения ВВП и НД, формирования и использования государственного бюджета, выявлять возникающие диспропорции в экономике, отклонения в образовании и использовании централизованных денежных фондов.

На микроуровне посредством финансов осуществляется контроль рублём:

за образованием денежных доходов;

рациональным использованием хозяйствующими субъектами материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

формированием и расходованием по целевому назначению фондов денежных средств;

распределением чистой прибыли на фонды накопления и фонды потребления.

2.Финансовая система РФ, ее сферы и звенья.

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы» это совокупность экономических отношений, связанных с образованием и использованием фондов денежных средств на основе распределения национального дохода.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых создаются и используются различные фонды денежных средств.

Необходимость выделения отдельных звеньев финансовой системы вызвана различием в участии многочисленных субъектов экономических отношений (государство, хозяйствующие субъекты, население) в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств.

Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов.

Система финансов страны состоит из двух укрупненных подсистем:

централизованных финансов;

децентрализованных финансов.

Взаимодействие подсистем, звеньев и подзвеньев финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, первым (верхним) уровнем которой является ЦБ РФ, а вторым (нижним) уровнем – коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

Государственные займы осуществляются с разными целями: покрыть дефицит бюджета; изъять из денежного рынка излишнюю денежную массу (стерилизация денежной массы).

Для хозяйств. субъектов государство регулирует: 1. состав затрат относимых на себестоимость продукции; 2 размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях определения налогооблагаемой прибыли; 3 объекты и ставки налогообложения; 4 величину и порядок формирования уставного и резервного капитала для коммерческих организаций различных организационно-правовых форм; 5 порядок эмиссии корпоративных ценных бумаг; 6 порядок ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3.Финансовая политика гос-ва. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Она играет особую роль в общей политической деятельности государства. Будучи составной частью социально-экономической политики, финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства во всех перечисленных выше направлениях. Без успеха в финансовой политике невозможен успех во всех других направлениях политики государства.Финансовая политика – это совокупность принципов, форм и методов организации и использования финансов. Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются: — зависимость от конечной цели; — соответствие интересом основных социальных слоев общества; — обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства; — соответствие требованиям экономических законов; — учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей. Финансовая политика включает: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую, таможенную

Финансовая политика включает:

-разработку общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач.

-создание адекватного финансового механизма.

-управление финансовой деятельностью государства и хозяйствующих субъектов.

Приоритет в разработке финансовой политики России принадлежит Президенту РФ, который в своих ежегодныхБюджетных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.

Важной составной частью финансовой политики являетсяфинансовый механизм, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов и оказывает регулирующее воздействие на всю экономику и социальную сферу.

Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В понятие финансового механизма входят формы финансовых ресурсов (централизованные и децентрализованные), методы их формирования; законодательные нормы и нормативы, используемые при формировании доходов и расходов государства; организация бюджетной системы; организация финансов хозяйствующих субъектов; организация рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм подразделяется на:

директивный;

регулирующий.

Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Такими отношениями являются: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование.

По всем этим вопросам государством детально определяется система организации финансовых отношений, обязательная для всех их участников.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила финансовых отношений («правила игры») в конкретных сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства. Так, государство устанавливает единые для всех организаций, предприятий, учреждений правила ведения бухгалтерского учета, формы и порядок составления финансовой отчетности, правила наличных и безналичных отчетов и т. д.

4.Управление финансами.

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие на объект управления с целью его развития и совершенствования.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления

Объекты управления финансами – разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют разные субъекты управления. Государственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их высшие и исполнительные органы управления, включая финансовые службы. Государство регламентирует финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, т. е. в условиях рыночной экономики финансы хозяйствующих субъектов управляются самими хозяйствующими субъектами, но по правилам, которые устанавливает государство.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, составляетфинансовый аппарат (финансовый аппарат государства, финансовый аппарат хозяйствующих субъектов).

В управлении финансами, как в других управляемых системах, можно выделить 3 важнейших функциональных элемента:

1.финансовое планирование – осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов;

2.оперативное управление финансами – комплекс мер, направленных на наиболее рациональное использование финансовых ресурсов, на получение максимального эффекта при минимальных затратах;

3.финансовый контроль, который осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявлять резервы увеличения и более эффективного использования финансовых ресурсов.

Различают стратегическое и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление имеет своей целью определение финансовых ресурсов на перспективу и направлений их использования. Его осуществляют высшие органы государственной власти и управления: — Федеральное Собрание РФ; — Администрация Президента РФ; — Правительство РФ.

Оперативное управление является функцией аппарата финансовых органов: — Министерства финансов РФ; — финансовых органов субъектов РФ и органов местного самоуправления; — руководителей внебюджетных фондов; — финансовых служб хозяйствующих субъектов.

Управление финансами основано на знании объективных экономических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового и другого законодательства страны.

5.Система государственных органов управления финансами и их функции.

Общее (стратегическое) управление финансами РФ в соответствии с ее Конституцией осуществляют высшие органы законодательной власти – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают федеральные законы, в соответствие с которыми осуществляется финансовая политика государства.

Таким образом, Законы, Указы Президента, постановления Правительства создают нормативно-правовую основу функционирования финансовой системы.

Оперативное руководство финансами страны осуществляют органы исполнительной власти во главе с Правительством РФ.

Основным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и осуществление финансовой политики государства, является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его в ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы бюджетно-финансового надзора, Федеральной службы финансового мониторинга, Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативно-правовых актов по вопросам таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Из многочисленных функций Министерства финансов отметим лишь некоторые из них:

-составление проекта федерального бюджета;

-исполнение федерального бюджета, составление и представление правительству отчетности об исполнении государственного бюджета;

-управление государственным долгом;

-выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг.

Министерство финансов возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) и её налоговые органы на местах ведут в установленном порядке учет всех налогоплательщиков, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других обязательных платежей.

Федеральное казначейство отвечает за кассовое исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы: зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета.

Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) и её органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении границы РФ, правильностью отчисления и уплатой экспортных и импортных пошлин и других таможенных платежей.

Непосредственное отношение к системе финансов имеетФедеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) регулирует финансовый рынок страны, деятельность финансовых бирж и профессиональных участников фондового рынка.

Важнейший орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики – Банк России (ЦБ РФ). Он функционирует в соответствии с федеральным законом «О Центральном Банке РФ».

Основные цели Банка России: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 2. развитие и укрепление банковской системы РФ; 3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Банк России с одной стороны является юридическим лицом и имеет право осуществлять гражданско-правовые сделки, с другой – наделен широкими полномочиями по государственному управлению денежно-кредитной системой страны.

Для достижения своих основных целей Банк России выполняет следующие функции:

-во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

-монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

-аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства;

-устанавливает правила осуществления наличных и безналичных расчетов в РФ;

-устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

-являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

-осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;

-выдает и отзывает лицензии на осуществление банковской деятельности;

-регулярно контролирует деятельность кредитных организаций.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Председатель правления ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ.

Парламентский контроль за соблюдением бюджетного законодательства осуществляет Счетная палата. Её основное назначение – контроль за эффективностью использования федеральной собственности и денежных средств, полученных из федерального бюджета. Счетная палата РФ независима от Правительства и подотчетна только Федеральному Собранию. Председатель Счетной палаты назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетентности осуществляют руководство финансами на соответствующих территориях и создают для этого соответствующий финансовый аппарат.

6.Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения.

Финансовый контроль – это совокупность действий законодательных и исполнительных органов власти всех уровней а также специально созданных контрольных учреждений по проверке финансовых и связанных с ними других вопросов деятельности всех субъектов хозяйствования и управления.

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро).

В отличие от других видов контроля (административного, экологического, дорожного, санитарного, ветеринарного и других), объектом финансовых проверок являютсястоимостные показатели: доходы; расходы; финансовые результата (прибыли, убытки); цены; заработная плата; себестоимость продукции; издержки обращения (в торговле).

Сфера финансового контроля охватывает все хозяйственные операции, совершаемые с использованием денег.

Финансовый контроль по своему содержанию включает проверку:

-соблюдения требований экономических законов (на макроуровне – соблюдение оптимальных пропорций распределения ВВП и НД) и финансово-хозяйственного законодательства;

-правильности составления и исполнения госбюджета (контроль за доходами и расходами бюджета);

-соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и налоговых деклараций;

-эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организаций, предприятий, учреждений.

Мировое сообщество выработало принципы финансового контроля, которые зафиксированы в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной ассоциации высших контрольных органов). В их числе – независимость; объективность и компетентность; гласность.

Принцип независимости финансового контроля означает, что контролирующий орган должен:

-обладать финансовой независимостью;

-обладать более длительными сроками полномочий его руководителей по сравнению со сроками полномочий органов власти и управления (прежде всего, парламентской власти).

Принцип объективности и компетентности предполагает:

-неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства;

-высокопрофессиональный уровень работы контролеров на основе установленных стандартов проведения различных видов контроля.

Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

1) государственный финансовый контроль. Его проводят органы государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств.

2) внутрифирменный контроль проводят экономические, в т. ч. и финансовые службы организации, предприятий, учреждений. Объект контроля – финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля – обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышения эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

3) контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля – обеспечить соблюдение клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

4) общественный контроль. Осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.)

5) независимый контроль. Проводят аудиторские фирмы или аудиторы. Цель аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В зависимости от времени и периодичности проведения различают виды финансового контроля:

-предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль осуществляется при помощи ряда методов:

-проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов;

-обследования отдельных сторон деятельности организаций, предприятий, учреждений с проведением контрольных обмеров выполненных работ, расхода материала, топлива, энергии (могут проводить также опросы, наблюдения, инспекции и т. п.);

-надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Цель надзора — контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых ведет к отзыву лицензии;

-экономический (финансовый) анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организации, предприятия, учреждения.

-ревизии – наиболее распространенный метод финансового контроля. Различают ревизии: — плановые и внезапные; — полные и частичные и др.

7. Система органов государственного финансового контроля и их функции

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Главным органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Счетная Палата РФ, которая функционирует в соответствии с федеральным законом от 11.01.1995 « О Счетной палате РФ».

Контролю по линии СП РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая Банк России), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, оперирующие средствами федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ

Счетная Палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверки она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету МВД РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счётная Палата РФ переходит от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности – новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной Палаты РФ, всех её специалистов.

Главным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ (оно же является главным органом управления финансами, а контроль – один из элементов общей системы управления финансами).

В структуре МФ РФ имеется департамент обеспечения государственного финансового контроля и аудита, бухгалтерского учёта и отчётности.

Как уже отмечалось в предыдущей теме, начиная с 2005 г. в стране функционируют подведомственные Министерству финансов РФ:

-Федеральная налоговая служба;

-Федеральная служба бюджетно-финансового надзора;

-Федеральная служба страхового надзора;

-Федеральное казначейство;

-Федеральная служба финансового мониторинга.

Федеральная служба финансового мониторинга является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. рублей каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам (ФСБ, Генеральной прокуратуре, МВД).

8.Бюджетная система РФ, ее структура и принципы построения.

Бюджетная система – это основная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех самостоятельных бюджетов, то есть бюджета центрального правительства и бюджетов более низких уровней власти.

Устройство бюджетной системы определяется государственным устройством страны.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: 1. федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов; 2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3. местные бюджеты, в том числе: а) бюджеты муниципальных районов; б) бюджеты городских округов; в) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга; г) бюджеты городских и сельских поселений.

Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие «консолидированный бюджет«, который представляет собой статистический свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ – это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Они используются в процессе сводного финансового планирования, отчетности и анализа.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система основывается (строится и функционирует) на следующих принципах: — принцип единства бюджетной системы РФ; — принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней; — принцип самостоятельности бюджетов; — принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов; — принцип сбалансированности бюджета; — принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств; — принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; — принцип гласности бюджета; — принцип достоверности бюджета; — принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Одним из инструментов, обеспечивающих единство бюджетной системы, является бюджетная классификация.

9.Бюджетный процесс в РФ.

В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение бюджетного процесса: это – «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Участниками бюджетного процесса являются:

-Президент РФ;

-органы законодательной (представительной) власти;

-органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы; органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов; другие уполномоченные органы);

-органы денежно-кредитного регулирования;

-органы государственного и муниципального финансового контроля;

-государственные внебюджетные фонды;

-главные распределители и распределители бюджетных средств;

-бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

-кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности: 1. составление проектов бюджетов; 2. рассмотрение и утверждение бюджетов; 3. исполнение бюджетов; 4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Продолжительность бюджетного процесса по 1 и 2 стадиям – более года, по 3 стадии – 1 год (с 1 января по 31 декабря), по 4 стадии – более полугода. Таким образом, продолжительность бюджетного процесса по всем стадиям составляет около 3 лет. При этом ежегодно бюджетный процесс осуществляется по бюджетам трех лет (предыдущего, текущего, будущего года).

Бюджет разрабатывается на 3 года.

Проекты бюджетов на всех уровнях составляются органами исполнительной власти. Эту работу осуществляют:

-Министерство финансов РФ (проект федерального бюджета),

-финансовые органы субъектов Федерации (проекты территориальных бюджетов),

-финансовые органы муниципальных образований (проекты местных бюджетов).

Министерство финансов РФ на основе бюджетного законодательства издает Правила составления и исполнения бюджета, которыми руководствуются все финансовые органы страны и все участники бюджетного процесса.

Поступивший в Госдуму (не позднее 26 августа) проект федерального закона о федеральном бюджете со всеми прилагаемыми к нему материалами направляется Президенту, Совету Федерации, всем комитетам и комиссиям Госдумы, а также в Счетную Палату для изучения и внесения предложений.

Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 3-х чтениях.

10.Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы РФ.

Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счет собственных доходных источников (налоговых и неналоговых), а также за счет финансовой помощи из бюджетов других уровней в соответствии с законом (решением) о бюджете на плановый год.

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 90%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства.

Неналоговыми доходами являются:

-доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

-денежные средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);

- иные неналоговые доходы (отчисления от прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

В доходы отдельных бюджетов могут зачислятьсябезвозмездные перечисления, которые включают поступления:

-от нерезидентов; — от других уровней власти (других уровней бюджетной системы) – трансфертные перечисления: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные компенсации; — от государственных внебюджетных фондов; — от государственных предприятий и учреждений;

В зависимости от уровня бюджетной системы различают:

-доходы федерального бюджета;

-доходы бюджетов субъектов Федерации;

-доходы местных бюджетов.

Общая сумма доходов всех бюджетов страны составляет доходы консолидированного бюджета РФ.

По источникам поступления выделяют доходы бюджетов, поступающие: — от юридических лиц; — от населения.

По конкретным видам налогов выделяют:

- налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, другие косвенные налоги;

- налог на прибыль организаций, налог на доходы;

- единый социальный налог (взнос);

-налог на имущество организации, налог на имущество физических лиц и другие прямые налоги.

Расходы бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от уровня бюджетной системы различают: — расходы федерального бюджета; — расходы бюджетов субъектов Федерации;- расходы местных бюджетов.

Общая сумма расходов всех бюджетов страны составляет расходы консолидированного бюджета России.



Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 |... 5 |... 6 |... 7 ... | Весь текст