шпоры история

21.Процессуальное правоВКЛ в 16 в.

Характеризуется господством общеземского права (общегосударственного права), которое динамично развивается и требует систематизации. Статуты 1529, 1566, 1588гг. по своей структуре и содержанию могут быть отнесены к своду действующего права государства. В 16 веке происходит расширение торговли, рост городов, что привело к интенсивной выдаче грамот на магдэбургское право, кроме этого усиление сословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата содействовали объединению земель в составе ВКЛ, унификации их правового статуса, что привело во второй половине 16 века к образованию централизованного государства. Оно невозможно без наличия единого права. В 16 веке в феодальном праве ВКЛ четко проявляются 5 основных тенденций: 1)  унификация феодального права; 2)  демократизация принципов феодального права; 3)  гуманизация; 4)  систематизация; 5)  усовершенствование юридической техники. Основной источник права – нормативный акт, вводится от имени великого князя и принимается коллегиально. Источником становится постановление сейма. Но самым значительным событием в развитии феодального права в 16 веке является разработка и принятие статутов. По внутреннему совершенству и широте регулируемых отношений они не имели себе равных в Европе. Они написаны на старобелорусском языке (его написали латиницей, база – местные обычаи, административная и судебная практика, нормы предыдущих письменных памятников, частично нормы западноевропейского права). Впервые выработана система и структура размещения правовых норм в зависимости от их содержания. Включены типовые нормы, дана редакция каждой статьи, не придерживались системы кодификации, принятые в римском праве. Прогрессивные положения и принципы позволяют утверждать, что в них проводится идея становления правового государства. В 1614г. перевели на польский, в 1811г. – на русский, в конце 16 века использовался в Пруссии, в 17 веке использовался в России. В 17 веке переведен на немецкий.

22.Судебная система ВКЛ в 16 в.

 1. (общая характеристика) До конца 15 века в ВКЛ действовал типичный для раннефеодального периода принцип, согласно которому органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. Суд не отделен от администрации. В течение 16 века складывается судебная система ВКЛ, которая отличалась прогрессивностью и просуществовала в целом до 1830г. Прогрессивные черты судебной системы: -всесословность (характеристика буржуазного общества);- отделение судов от администрации

выборность членов суда; -моральное и профессиональное требование к судьям;-четкий раздел судов на 1 и 2 инстанции; — доминирование коллегиальности для рассмотрения судебных дел. В 16 веке сложились 2 судебные системы, разделенные по сословному признаку: 1) общесословные суды для всего населения, которые были основаны на обычном и письменном праве; 2) сословные суды, которые были отделены от администрации. Кроме этого действовали суды для особых категорий: духовенства, мещан, крестьян, татар, евреев. Эти суды принимали решения на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного права. 2.  высшие суды государства. В момент возникновения ВКЛ высшим судом являлся великокняжеский суд. Возглавлялся великим князем как главным судьей государства. Правосудие осуществлялось от его имени и в его присутствии, всегда присутствовали паны-рада. Число заседателей зависело от различных обстоятельств, в том числе и от важности дела, от 2 до 30 человек. Юрисдикция широкая, каждый свободный человек имел право обратиться туда с жалобой. Действовал суд посессионно, сессия начиналась 11 ноября. Статуты 1529, 1566гг. перевели гаспадарский суд в апелляционный, т.е. суд 2 инстанции, который рассматривал жалобы на решения местных судов, церковных судов. По 1 инстанции подсудны государственные преступления и самовольное присвоение имущества, дела о принадлежности к шляхетскому сословию. До 1566г. рассматривал все дела магнатов. 1 марта 1581г. вместо великокняжеского суда был учрежден главный литовский трибунал как высшая апелляционная инстанция ВКЛ. Маршалковский суд (маршалок земский или дворный) по поручению князя любые дела, которые поручались, его решения можно было обжаловать. Комиссарский суд созывался великим князем или радой для рассмотрения одного или нескольких конкретных дел, которые касались земельных претензий монастырей, землевладельцев или городов. На великокняжеских землях рассматривались споры о повинностях. Судей назначал князь, дело разбиралось на месте с опросом свидетелей и рассмотрением границ. Решение можно было обжаловать. Сеймовый суд действовал во время сеймов. Состав: великий князь и паны-рада. Отдельно рассматривались уголовные и гражданские дела, которые касались смерти, изгнания за границу, конфискации имущества. Решения окончательные, обжалованию не подлежат. Каптуровый суд – временный суд, который рассматривал все дела в период бескоролевья. После смерти короля суды осуществляли правосудие от имени умершего короля. Члены суда избирались, туда входили все члены подкоморского, замкового, земского судов. Правомочен, если насчитывал не менее 5 человек. Заседания проходили 1 раз в 6 недель, продолжались до 3 недель. Вопросы о нарушении общественного порядка, убийствах, разбоях, фальсификации документов и т.д. Постановления принимались большинством голосов, обжалованию не подлежали. Впервые в 16 веке появляются земский и подкоморский суды. Земский суд был наиболее демократичным, т.к. этот суд был исключительно выборным, коллегиальным, полностью отделенным от администрации, но это был чисто сословный суд, формировался только из шляхты и для шляхты. Состав: земский судья, подсудок, писарь, избираемые шляхтой повета из своей среды пожизненно. Требования: сословная принадлежность, гражданство, оседлость, христианская вера, хорошее знание местного права и обычаев. Работал посессионно 3 раза в год 2-3 недели. Все уголовные и гражданские дела. Подкоморский суд – поветовый, шляхетский суд с 1565г. для рассмотрения только 1 категории гражданских дел – межевых споров. Дела рассматривались на месте нахождения спорной земли единолично судьей подкоморья. Решения суда немедленно приводились в исполнение, но могли быть обжалованы в гаспадарский суд. Подкоморье назначался великим князем из числа 4 кандидатов, выбранных шляхтой на поветовом сейме. Шляхетские суды отличались наибольшей прогрессивностью и свидетельствовали о новом этапе развития правовой культуры общества. Выборный независимый суд был проникнут идеями служения не только интересам государства, но и правам отдельных лиц, задачами охраны правопорядка даже от органов госвласти. Это радикальный переворот в правовой теории взглядов на роль суда в обществе в 16 веке. Статут 1588г. поставил действия местной администрации под контроль суда.  

24.Люблинская уния.

В 1569г. заключена Люблинская уния. На протяжении 14-15вв. Польша не раз пыталась навязать ВКЛ унию, т.е. союз с целью инкорпорации (захвата) в состав Польского королевства, но все попытки провалились. Причины унии:

1)  внутриклассовые противоречия в шляхетском сословии. На соймах ВКЛ паны-рада проводили свои решения, средняя и мелкая шляхта имела только совещательный голос и право доводить информацию о решениях на поветовых соймах. В Польше средняя и мелкая шляхта серьезно влияла на внутреннюю и внешнюю политику через представительный орган сойм. Шляхта ВКЛ мечтала о таких же шляхетских вольностях. 2)  драматическое положение ВКЛ в результате ливонской войны. В феврале 1563г. был захвачен Полоцк (200 км от Вильно), на юге княжеству угрожали крымские татары и турки. ВКЛ стояла на грани потери самостоятельности

Пути выхода: уния с Москвой, уния с Польшей. 10 января 1569г. начинается люблинский сойм (6 месяцев). Каждый настаивал на своих условиях. Литовский вариант: — Общее правительство, сохранял титул великого князя, общие соймы решают вопросы держав, в Литве сохраняются свои соймы и рада. Польский вариант: Включение ВКЛ в состав Польши. 1 марта литовцы покинули сойм. Польские феодалы потребовали от Сигизмунда присоединить к территории Польши земли подлесья, города Бельск, Мельник, Дрогичин. Это было 5 марта. ВКЛ не смогла ответить, тогда Сигизмунд 2 включает в состав Польши украинские земли Волынь, Подолье, Киевщину. С юридической точки зрения акты присоединения белорусских и украинских земель были незаконны. По законодательству ВКЛ великий князь присягал действовать по законам ВКЛ. Грамота Жигимонта Августа от 21 декабря 1568г., в которой он клялся сохранять законы, обычаи и не нарушать все перечисленные документы. Это говорит о том, что изданные законы были незаконны. ВКЛ не могло идти на военный конфликт с Польшей и вынуждено было сесть за стол переговоров. 1 июля 1569г. был подписан люблинский акт. Условия: 2 государства объединялись в одно, которое получило название Речь Посполитая, в которой оба государя и 2 народа объединялись в 1 народ и 1 государство. Высшим органом власти становился общий сойм, который собирался на территории Польши. Король считался общим. Функции Речи Посполитой входила общая политика. Внутри страны все договоры и законы, которые были направлены против интересов одной из сторон, должны были быть ликвидированы. Поляки требовали отмены законов, которые запрещали им приобретать земли и занимать должности в ВКЛ. ТАКИМ ОБРАЗОМ люблинский акт должен был вызвать серьезные изменения в законодательстве ВКЛ, но роль ВКЛ не сводилась к тому, чтобы стать колонией Польши. Согласно акту сохранялся свой административный аппарат, особая законодательная и судебная организация, само название ВКЛ, государственная печать и войско.

Больше всего уния угрожала магнатам, в общий сенат Речи Посполитой многие паны-рада не попали. Те, кто попали, оказались в меньшинстве: из 180 избранных в сойм Речи Посполитой на ВКЛ приходилось только 46. но угроза поглощения была для мелкой и средней шляхты ВКЛ. Появляется опасный конкурент, претендующий на земли и должности, что привело к объединению шляхты ВКЛ, росту антипольских настроений. 70-80гг. 16 века стали временем борьбы шляхты ВКЛ в польской шляхтой. Вопреки акту люблинской унии регулярно собирались государственные соймы. В 1572г. после смерти Сигизмунда 2 юридически было признано сохранение самостоятельности ВКЛ. Во время бескоролевья шляхта ВКЛ отдельно от поляков дебатировали вопрос об избрании короля. В 1581г. создается главный трибунал ВКЛ – высшая судебная инстанция. Наилучшим свидетельством государственной независимости ВКЛ является принятие свод законов – 3 статут ВКЛ 1588г. Он ликвидировал многие решения люблинской унии. Ни одного раза не вспоминаются акты унии, по этому своду законов, которые действовал до 1740г. ВКЛ оставалось самостоятельным государством с войском, со своим государственным аппаратом, финансами и т.д. В нем запрещалось право приобретения в земельную собственность и запрещалось занимать государственные посты чужестранцами. Не было внесено ни одной статьи, где бы ограничивался суверенитет ВКЛ. Статут обязал правителя сохранять целостность территории ВКЛ. Требование статута чтобы русский (старобелорусский) был государственным языком на территории ВКЛ. В Польше языком юридических документов был латинский. Как символ государства ВКЛ имело свой герб и печать. По своему значению статут 1588г. являлся конституцией ВКЛ после люблинской унии. ТАКИМ ОБРАЗОМ государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей строились не на основе люблинского акта, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном короле и одном парламенте. Функциями Речи Посполитой были международная политика и совместная оборона. По государственному устройству это государство приближено к конфедерации.

 

25. Государственно-правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

Речь Посполитая — конституционная, сословная монархия, во главе с выборным королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент — коронный, т.е. «польский», сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы. В высшую палату сейма — сенат- входили наиболее знатные светские и духовные феодалы в количестве 150 человек. Сейм избирал королевскую раду на 2 года. Посольская изба состояла из 200 депутатов от шляхетских местных сеймиков .В 1696 г. шляхте ВКЛ, как и польской шляхте, было дано право полного контроля за деятельностью короля. Вольные (общие) сеймы рассматривали и принимали постановления на отдельных заседаниях сената и посольской избы. На общих заседаниях в случае совпадения постановлений они принимались, а затем после утверждения королем приобретали силу закона. Обязательное условие — единогласие. Либерум вето (свободное вето) рассматривалось как одна из важнейших «золотых шляхетских вольностей». Во главе исполнительной власти стоял король, при избрании которого тоже сохранялось право вето. Король возглавлял сенат, «посполитое решение», созывал сеймы, назначал на высшие должности, осуществлял внешнюю политику государства. Власть короля была значительно ограничена «золотыми шляхетскими вольностями». Наряду со свободным вето шляхта заключала с претендентом на польский престол «Пакта конвента» — договор, согласно которого король возлагал на себя ряд обязанностей по решению внутренних и внешних проблем. Если король действовал против правил, то шляхта могла выступить против него, созвать конфедерацию (союз вооруженной шляхты. Речь Посполитая была феодально-крепостническим государством. Это была конституционная, сословная монархия, где главную роль играла шляхта. Другие сословия никаких политических прав не имели. Речь Посполитая была федерацией. ВКЛ после Люблина выступило против польской программы создания унитарного государства. ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью единого польского короля и сейма Речи Посполитой. Не было общих министров по внутренним и внешним вопросам, единого судебного учреждения. Не была ликвидирована граница между ВКЛ и Польшей, не была введена единая денежная единица. Статут 1588 г. запретил иноземцам приобретать земли и поместья в княжестве, а также должности. Однако шел процесс ополячивания шляхты ВКЛ через приобщение ее к польским шляхетским вольностям. В многонациональной ВКЛ с течением времени сформировалась новая общность — народ шляхетский, состоящий из шляхты, объединенной едиными правами и привилеями, единой религией (католицизмом), польским языком. В 1696 г. все официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного.

26. Государственный строй Речи Посполитой в конце 16 – первой половине 18 вв.

Сейм Речи Посполитой.

Высшим органом государственной власти в Речи Посполитой являлся общегосударственный вальный сейм. Обычные сеймы созывались королем один раз в два года. На них представители шляхты избирали короля, объявляли войну, заключали мирные соглашения с другими странами, давали согласие на сбор посполитого рушенья (шляхетского ополчения), введение военного налога, присваивали или отменяли шляхетское звание. Сейм состоял из Сената и Посольской Избы. В Сенат входили представители католического духовенства, прежде всего епископы, высшие должностные лица государства. Их количество составляло около 140—150 человек. Посольская Изба формировалась из представителей шляхетского сословия страны. В каждом повете шляхта избирала в ее состав по два депутата. В середине XVIII в. общее количество шляхетских послов в Посольской Избе составляло 236 человек. Каждый посол (депутат) владел правом «либерум вето», или правом свободного запрета. Согласно этому праву все решения на вальных сеймах Речи Посполитой должны были приниматься единогласно. Если хоть один из послов не был согласен с постановлением сейма, то оно не принималось. Выражалось право в выкрике депутата «не позволяем», что вело к прекращению заседания сейма и отмене принятых на нем постановлений. Шляхта очень гордилась этим правом. Оно свидетельствовало о широких свободах шляхетского сословия. Но постепенно магнаты стали использовать это право для достижения собственных целей, что очень ослабило страну. Историческая справка. Первый раз сейм Речи Посполитой был сорван в 1652 г. Право «либерум вето» использовал шляхтич-посол от Упитского повета Трокского воеводства Владислав Сицинский. В Речи Посполитой действовали и чрезвычайные сеймы. Их созывал примас. Поводом для чрезвычайного сейма могла быть смерть короля или отказ монарха от престола. На чрезвычайном сейме представители шляхты обсуждали кандидатуры будущего короля. Из нескольких предложенных претендентов выбирали одного и возводили на трон Речи Посполитой. Коронация происходила в Кракове. Новый король торжественно въезжал в город, руководил похоронами своего предшественника, совершал паломничество к мощам Святого Станислава. Церемонию завершал примас. Он опоясывал нового короля мечом, возлагал ему на голову золотую корону, давал в руки скипетр и яблоко (золотой шар с крестом). Только коронация последнего короля Речи Посполитой — Станислава Августа Понятовского — прошла в Варшаве.

30. Разделы Речи Посполитой и их правовая оценка.

Причины разделов Речи Посполитой заключались, прежде всего, во внутриполитическом положении самого государства. Оно характеризовалось как политический кризис, или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления Шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма еще со второй половины XVI в. действовало право «либерум вето». Единогласие являлось главным условием принятия постановления сейма. В результате большинство сеймов было сорвано. Государственное управление характеризовалось всевластием магнатов и шляхты и слабостью королевской власти в лице последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Положение осложнялось внешнеполитическими обстоятельствами, связанными в начале XVIII в. с боевыми действиями в годы Северной войны.. В 1772г. в Петербурге был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей. Пруссией и Австрией. К России отошла Восточная Беларусь. Попыткой спасти государство от гибели стало принятие сеймом 3 мая 1791г. Конституции Речи Посполитой. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общим войском и финансами. Хотя Конституция и заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на реформирование государства было уже упущено. В 1793г. произошел второй раздел Речи Посполитой. Под власть российской императрицы Екатерины II отошла центральная часть белорусских земель. Попыткой сохранить независимость Речи Посполитой в рамках 1772 г. (до первого раздела) стало восстание 1794 г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко. Он руководил восстанием на территории Польши. Восстание проходило под лозунгом «Свобода, целостность, независимость». Активное участие в нем приняли патриотическая шляхта, мещанство, духовенство. В ВКЛ во главе восстания стоял полковник Якуб Ясинский. Здесь был создан отдельный от Польши орган руководства восстанием – Наивысшая Литовская рада. Призыв Костюшко к воссозданию Речи Посполитой в пределах 1772г. нашел отклик только среди магнатов и шляхты ВКЛ. В изданном документе «Полонецкий универсал» Т. Костюшко также обещал освободить от крепостной зависимости тех крестьян, которые участвовали в восстании. В результате отряды повстанцев пополнились косинерами – крестьянами, вооруженными косами. На территории Беларуси они составляли до одной трети от численности участников восстания. Однако достигнуть массовой поддержки населения руководителям восстания не удалось. Оно было подавлено царскими войсками. В 1795г. было подписано соглашение о третьем, окончательном разделе Речи Посполитой между Россией, Австрией, Пруссией. К России отошли западнобелорусские земли. Речь Посполитая прекратила свое существование.

40. Брест-Литовский мирный договор.

Брестский мир, Брест-Литовский (Брестский) мирный договор — сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России, с одной стороны, и Центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии) — с другой. Ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны. 19 ноября (2 декабря) делегация Советского правительства, возглавляемая А. А. Иоффе, прибыла в нейтральную зону и проследовала в Брест-Литовск, в котором располагалась Ставка германского командования на Восточном фронте, где встретилась с делегацией австро-германского блока, в состав которой входили также представители Болгарии и Турции. Переговоры с Германией о перемирии начались в Брест-Литовске 20 ноября (3 декабря) 1917 года. В тот же день в ставку верховного главнокомандующего русской армии в Могилеве прибыл Н. В. Крыленко, вступивший в должность Главковерха. 21 ноября (4 декабря) советская делегация изложила свои условия: — перемирие заключается на 6 месяцев; -военные действия приостанавливаются на всех фронтах; -немецкие войска выводятся из Риги и с Моонзундских островов; -запрещаются какие бы то ни было переброски немецких войск на Западный фронт. В результате переговоров было достигнуто временное соглашение: -перемирие заключается на период с 24 ноября (7 декабря) по 4 (17) декабря; -войска остаются на занимаемых позициях; -прекращаются все переброски войск, кроме уже начавшихся.

39.Провозглашение Белорусской Народной Республики. Уставные грамоты.В условиях нового германского наступления, начавшегося 18 февраля 1918 г., Исполком Рады Всебелорусского съезда издал приказ № 1, в котором заявил о переходе к нему всей власти в крае. В день захвата Минска немцами, 21 февраля 1918 г., Исполком Рады Всебелорусского съезда обратился к народу Беларуси с 1-й Уставной грамотой, в которой объявил себя властью в крае. Исполнительным органом, правительством стал Народный секретариат во главе с И. Я. Воронко. 9 марта 1918 г. Исполком Рады принял 2-ю Уставную грамоту, в которой Беларусь провозглашалась Народной Республикой, определялись основные принципы государственного строя и территория, права и свободы граждан, формы собственности и др. 18 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда был реорганизован в Раду БНР как высший законодательный орган. Президиум Рады возглавил И. Н. Середа. 25 марта 1918 г. Рада БНР приняла 3-ю Уставную грамоту, которой провозглашалась независимость БНР в этнографических границах проживания белорусов. Национальными деятелями в качестве государственного флага был принят бело-красно-белый флаг. Вместе с гербом «Погоня» — гербом Великого княжества Литовского — он стал государственным символом БНР.. Победа в Раде БНР консервативных элементов, их прогерманская ориентация, партийные разногласия привели к острому политическому кризису. Раду покинули эсеры, меньшевики, еврейские социалисты. Рады БНР раскололась. На ее основе образовались три новые партии — Белорусская партия социалистов-революционеров (БПС-Р), Белорусская социал-демократическая партия (БСДП) и Белорусская партия социалистов-федералистов (БПС-Ф). Вскоре был сформирован новый состав Народного секретариата, высказавшийся за сотрудничество с оккупантами. Были признаны недействительными декреты Советской власти. Такие действия все более отдаляли руководство БНР от белорусского народа, лишали Раду и правительство самопровозглашенного государства его поддержки. Тем не менее они считали себя представителями этого народа, добиваясь права на участие в Парижской мирной конференции 1919—1920 гг. Стремление Рады и правительства БНР участвовать в Парижской мирной конференции не имело успеха, а страны Антанты официально не признали БНР. В полном смысле слова Белорусская Народная Республика государством не являлась. Образование самостоятельного государства предусматривает не только его провозглашение, но и функционирование реальной системы органов власти на определенной территории, принятие законов, осуществление конкретных внешних и внутриполитических функций. На оккупированной территории Беларуси основные вопросы государственного уровня фактически решались не Радой и Народным секретариатом БНР, а германской военной администрацией. БНР не осуществляла своих полномочий на всей территории проживания белорусов, не имела собственной армии, органов власти на местах, финансовой и судебной систем. Она не получила надлежащего международного признания. Функции правительства БНР ограничивались половинчатыми полномочиями национального представительства при германской оккупационной администрации и решением под контролем немцев задач в области культуры и образования.

36. Судебная реформа 1864 г. в Беларуси.Общей целью преобразований суда во второй половине XIX в. являлось приведение судоустройства и судопроизводства в соответствие с новыми капиталистическими условиями развития. Предполагалось отделить суд от администрации, обеспечить равенство всех граждан перед законом и всесословность судов, ввести независимость и несменяемость судей, сделать судебный процесс состязательным, устным и гласным, признать право обвиняемого на защиту, учредить институт судебных следователей, мировой суд, адвокатуру, суд присяжных. Разработка широкой программы усовершенствования судебной сферы велась в контексте глубокого реформирования общественной жизни Российской империи. Сразу определились различные подходы к судебным преобразованиям: либеральный (коренное переустройство всей системы по западному образцу) и консервативный (сохранение основы имеющейся судебной системы с некоторыми изменениями). Учитывая, что изменения в судебной сфере чрезвычайно важны, так как прямо или косвенно затрагивали интересы всех граждан, правительство через министерство юстиции пригласило к обсуждению «Положений» местных судебных чиновников. Все поступившие замечания и предложения были обобщены, систематизированы и опубликованы. Восстание 1863 г. негативно повлияло на подготовку и, особенно, на проведение судебной реформы в Беларуси. Правительство посчитало, что утверждать либеральные начала в судебном деле на территории, где еще недавно проходили военные столкновения, невозможно. Однако власти не отказались от проведения судебной реформы на белорусской территории, предполагая, что единство таких преобразований на всей территории империи укрепит государство. Однако для предупреждения повторения восстания выступали с ограничениями некоторых параметров реформы и отсрочкой ее реализации. Еще одной особенностью подготовки судебной реформы в Беларуси был сбор и публикация судебно-статистических сведений и мнений лиц судебного ведомства о применении судебных уставов. Налицо было стремление министерства юстиции учесть местные условия для «более правильного проведения» преобразований после официального утверждения судебных уставов 20 ноября 1864 г. Таким образом, было организовано еще одно «гласное и всестороннее обсуждение предмета». Публикация судебно-статистических сведений, сама возможность общественного обсуждения судебной темы, участие широкого круга специалистов, и не только судебного ведомства, – все это было новым в практике реформирования Российской империи и отражало понимание правительством того, что только при широком обсуждении можно было принять эффективное решение в такой сложной сфере, как судебная. Анализ мнений и заключений судебных чиновников белорусских губерний позволяет выделить несколько общих моментов, связанных с будущими судебными преобразованиями. Подчеркивалось, что значительную часть населения губерний составляли поляки и евреи, которые в силу своего образовательного уровня и контактов с жителями соседних государств подготовлены к введению судебной реформы. Готовность населения к восприятию судебных уставов усиливалась действием Статута 1588 г. Различные мнения судебных чиновников белорусских губерний о сроках введения в действие новых судебных учреждений. Часть из них заявляла о преждевременности преобразования суда в «тамошнем крае» и предлагала проводить его позднее, чем в центральных губерниях Российской империи. Анализ подготовительного этапа по введению судебной реформы в Беларуси позволяет выделить следующие особенности: работа велась достаточно тщательно, с использованием широкого круга законодательных источников белорусского происхождения; публичный характер подготовки, который к тому же выразился и в участии в обсуждении вопроса периодической печати и в публикации материалов реформы; восстание 1863 г., которое существенно изменило первоначальные планы по реформированию.

35. Городская, земская реформы в Беларуси во второй половине 19 в.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и поветовых земских учреждениях», согласно с которым создавались губернские и поветовые земские собрания как распорядительные учреждения и губернские и поветовые управления – как исполнительные. Земские учреждения создавались для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения и другими сферами общественно-культурной жизни. Выборы земских учреждений проводились один раз в три года, а поветовые и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней. В Беларуси земская реформа не проводилась до начала ХХ века в связи с тем, что после восстания 1863 – 1864 гг. царизм не доверял местным ополяченным помещикам, которые представляли большинство в крае и в случае выборов земских учреждений могли захватить власть в свои руки. Что касается структуры и компетенции земских губернских и поветовых собраний и управлений, то губернаторам и министру внутренних дел было дано право останавливать исполнение их распоряжений, если они противоречили законам или государственной выгоде.Реформа городского самоуправления, по «Городскому положению» от 16 июня 1870 г. началась в Беларуси только в 1875 г. Она базировалась на буржуазном принципе всесословных выборов органов управления при соответственном имущественном цензе. Выборным правом пользовались все, кто платил налоги в городскую казну. Они выбирали на некоторый срок членов городской думы (гласных), которые формировали свой исполнительный орган – городскую управу. Старшинствовал в городской думе и управе городской голова. Деятельность этих органов регулировалась губернскими по городским делам учреждениями, подчиненными губернаторам. Реформирование армии в России началось в 1862 году, когда были создано 15 военных округ (в том числе и Виленская, в которую вошли все белорусские губернии). В 1867 был принят новый военно-судебный статут, который исходил из принципов судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны был создан Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению и полкового и окружного военачальников.

34. Отмена крепостного права в Беларуси.Крестьянский вопрос в середине XIX в. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране: 1)  крепостное право тормозило процесс промышленного развития России; 2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны; 3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы; 4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли. После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени. О необходимости отмены крепостного права заявляла передовая российская. Всю первую половину XIX в. этот вопрос обсуждался и в правительственных кругах. Но даже попытки лишь смягчить крепостное право вызывали сопротивление помещиков. После 1856 г. критика самодержавно-крепостнической системы усилилась. В данных обстоятельствах новый император Александр II (1855–1881) вынужден был начать процесс реформирования земельных отношений. Подготовка реформы В 1857 г. был создан Секретный комитет, который начал разрабатывать план освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его члены должны были выработать общую правительственную линию по вопросу освобождения крестьян. В 1859 г. при Главном комитете под председательством Я.И. Ростовцева были учреждены редакционные комиссии для рассмотрения проектов, которые были подготовлены губернскими комитетами, и для разработки проекта закона об отмене крепостного права. Представленные варианты проектов реформы в 1860 г. поступили в Главный комитет, где были детально изучены. 19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. 2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей. 3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз. 4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк. Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйстваНо, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

23. Унии ВКЛ с Польшей (Кревская, Виленско-Радомская, Городельская).

ВКЛ находилось в самом центре Европы и граничила со многими княжествами и государствами. Это предопределяло активную позицию княжества во внешнеполитической жизни: ВКЛ вело оборонительные войны, совершало захватнические походы, заключало торговые и политические союзы, в том числе на основании брачных союзов. В 1385 году был заключен династический брак великого князя Ягайло с польской наследницей Ядвигой. ВКЛ этот союз был выгоден не только в борьбе с крестоносцами но и в укреплении положение великокняжеской власти. 15 августа 1385 года было подписано историческое соглашение с Польшей, известное под названием Кревская уния. В соответствии с условиями договора ВКЛ и Польша объединялись на следующих основаниях: король и великий князь в соединенных государствах должен был быть один – сначала Ягайло, затем его наследник, потомок Ягайло и Ядвиги; внешнее управление – сообща, внутреннее – самостоятельное, свое войско, свои деньги, свое правительство; Ягайло принимает католичество и распространяет его на все население ВКЛ. Условия унии были на руку польской стороне, но не удовлетворяли литовско-белорусских феодалов, потому что они, как минимум, становились вассалами Польши и теряли свою самостоятельность. Ягайло начинает политику акатоличивания широких масс населения ВКЛ, что вызывает определенные сопротивления. За принятие католицизма Ягайло обещал существенные привилегии и ощутимый перевес в правах по сравнению с православной частью знати. Браки между католиками и православными разрешались лишь при переходе последних в католицизм. 

27. Характеристика права Беларуси в 17 –18 вв.

Судебная система Беларуси в первой половине 19 в.