открытый урок по природоведению в 5 классе

МКОУ « Ольховская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по природоведению в 5 классе

ТЕМА: «Жизнь на разных материках»

Подготовила учитель биологии

МКОУ « Ольховская средняя

общеобразовательная школа»

Легкодух Ирина Николаевна.

2013 год

Тема: Урок-путешествие. Жизнь на различных материках.

Цели и задачи:

1. Формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить обучающихся с историей открытия и исследования, со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.

2. Показать вклад ученых и путешественников в открытие и исследование материков. Дать возможность обучающимся систематизировать знания о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли.

3. Воспитывать любознательность, интерес к природе, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Учебно-наглядный комплекс:

Физическая карта мира, , иллюстрации растений, портреты путешественников, глобусы, учебные картины, карточки для индивидуальной и групповой работы, таблицы, энциклопедии разных издательств, зоологическая карта, иллюстрации животных , мультимедийный проектор,

Методы и формы:

Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, проектно-исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа; групповая, индивидуальная, коллективная.

Тип урока:

Урок усвоения нового материала.

Межпредметные связи:

Сведения об открытии материков, о географических открытиях конца XV – начала XVI в., XVIII- XIX веков.

Термины и понятия:

эндемики.

Номенклатура:

Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида,

Имена:

Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Джеймс Кук, Н. Пржевальский, Давид Левингстон, Лазарев и Беллинсгаузен.

Справочно-информационный материал:

1492-1498 г.г.

Х. Колумб

Экспедиции – открытие островов Карибского моря, Побережья Южной Америки.

XVII век

Абел Янсзон Тасман

Открытие острова Тасмания

1770 г.

Джеймс Кук

Открытие восточных берегов Австралии

1500-1502 г.г.

А. Веспуччи

Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки.

1799- 1804 г.г.

А. Гумбольдт

Исследование реки Ориноко, Льяноса, Анд

1819г.

М.П.Лазарев

Открытие Антарктиды

 

 Ф.Ф. Беллинсгаузен

XIX – XX в.в.

П.П. Семенов –Тян- Шанский, Н.М. Пржевальский.

Исследование Центральной Азии

 

 

 

 

Учитель – гид : Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный урок, т.к. вести его будет новый для вас учитель . Меня зовут Ирина Николаевна, и я рада встрече с вами.

Обратите внимание, что у нас на уроке присутствуют гости. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. У нас с вами сегодня будет такая возможность. Я уверена, что каждый из вас сделает для себя новое открытие. Скажите, вы любите путешествовать?

Географическое Общество нашей школы поручает вам создать несколько экспедиций и побывать на далеких неизведанных материках, познакомиться с историей их открытия, с их природой, растительным и животным миром, т.е. тема нашего сегодняшнего путешествия « Жизнь на различных материках». (Слайд 1) Чтобы успеть за урок везде побывать, мы отправимся путешествовать на самолете. Членами нашей экспедиции будут капитаны – историки, они познакомят нас с географическими особенностями различных материков, и дадут сведения об их открытии и изучении, ботаники — они расскажут нам о растительном мире, а о животных , населяющих материки, поведают нам зоологи. Управлять самолётом будет пилот, а помогать ему, конечно-же, стюардесса- Стюардесса по имени ……..

Обращаюсь к вам, капитаны. Вам необходимо следить за тем, чтобы члены команды правильно проводили наблюдения и исследования, и верно заполняли таблицы, которые вы получите перед началом путешествия. Слушая материал, записывайте представителей растительного и животного мира каждого материка в определенную колонку. Вам предстоит проделать большую работу, но прежде чем отправиться в путь, нам важно проверить свои знания, которые, возможно окажутся полезными во время нашего путешествия.

II. Актуализация знаний

Учитель- гид: А сейчас, внимание – загадка!

На столе передо мной

закрутился шар земной -

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю … (Глобус) - дети отвечают хором.

Перед началом путешествия хочу предложить вам небольшую разминку в виде викторины «Самый, самая, самое…».Я буду задавать вам вопросы, а вы очень быстро, с помощью глобуса будете на них отвечать.

Итак:

а) Сколько материков на Земле? Назовите их. Найдите их на глобусе. Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия.

В Евразии расположено самое глубокое озеро — это… Байкал. 1639 м.

в) Какой материк самый маленький? Австралия.

г) Какой материк самый жаркий? Африка.

д) Какой материк самый влажный? Южная Америка

. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это… Амазонка.

е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С

Молодцы!

Ребята, так сколько нам понадобится экспедиций, чтобы изучить все материки? ( шесть экспедиций) А почему именно шесть? ( т.к. всего 6 материков)

Молодцы!

Изучение нового материала

Учитель- гид :. Я вижу, что все готовы к путешествию.

Пилот- Экипажу и пассажирам занять свои места! Пристегнуть ремни! (видеоролик - взлёт самолёта — Слайд 2). Начнём наше путешествие с самого большого материка. Итак, мы взяли курс на Евразию! (Звучит музыка)

Стюардесса: Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту самолёта.

Учитель — гид: Стюардесса, раздайте каждой экспедиции, т.е нашим пассажирам, таблицы для полной отчетности о проделанной работе.

Стюардесса: Внимание! Мы приближаемся к материку, попрошу всех приготовиться к посадке в Евразии.

Слайд 3 с изображением Евразии

Учитель- гид: У нас с вами сегодня будет возможность открыть для себя много нового и интересного. Итак, мы в Евразии.

Представление своих материков:

Капитан- историк (работает с картой у доски, ) Евразия – величайший материк, на котором мы живем. Он по площади равен Африке и Северной Америке вместе взятым. Протянулся он от Северного Ледовитого океана до экватора, поэтому природа в Евразии самая разнообразная. В исследовании Евразии велики заслуги русских путешественников Петра Петровича Семенова – Тян-Шанского (Слайд 4) и Николая Михайловича Пржевальского (Слайд 5). Они изучали высокогорные районы Центральной Азии. Все увиденное они описывали в своих трудах, наносили на карту не изученные горы.

Биолог На севере Евразии растут тундровые растения: карликовые березка, ива, мхи, лишайники, южнее находится тайга- лес с хвойными деревьями (Слайд 6). На материке много лесов, степей, пустынь, есть даже экваториальные леса. (Слайд 7). Люди здесь выращивают чай, рис, мандарины, разные виды орехов. (Слайд 8).Здесь растет бамбук – самая высокая трава в мире, достигающая 35 м и самое быстрорастущее растение. (Слайд 9) Некоторые виды вырастают за сутки на 94 см.

Зоолог

На севере Евразии на островах Северного Ледовитого океана водятся белые медведи – самые крупные животные Арктики (Слайд 10). Зимой охотятся они на тюленей, хватают их, когда те подходят близко к поверхности проруби, чтобы подышать. В тайге обитает бурый медведь – хозяин леса. (Слайд11). В бамбуковых лесах живет медведь – панда. (Слайд 12)Из птиц самый красивый павлин

Учитель: Наше путешествие продолжается. (Слайд 13)

Звучит музыка

(Слайд 14)Северная Америка :

Капитан( Сев. Америка)

Материк Северная Америка интересен тем, что здесь очень много природных климатических явлений таких как: торнадо, смерчи, наводнения. Еще в 15 веке никто из европейцев не знал о существовании новых земель Северной и Южной Америки. Христофор Колумб (Слайд 15), путешествуя в Индию, сделал крупнейшую ошибку, и величайшее открытие в истории освоения планеты. Увидев острова, он назвал их Восточной Индией. Четырежды переплыв через Атлантический океан, он так и не понял, что открыл новый континент – Америку, названную Новым Светом. Мысль о существовании новых материков высказал мореплаватель Америго Веспуччи (Слайд 16 ), в честь которого и названа Америка.

Биолог( Севмерика)

(Слайд 17)

Растительный мир Северной Америки очень разнообразный, на севере – мхи и лишайники, камнеломка – самое северное растение на Земле – о. Гренландия. (Слайд 18)В лесах растут дубы, березы, ели, пихты, но самое высокое и стройное хвойное дерево – это секвойя гигантская высота ее 88 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т. Много видов кактусов. (Слайд 19) Сагуаро – самый большой кактус, достигает высоты 24 м.

Зоолог( Сев. Америка)

В северных районах материка обитают овцебыки и северный олень карибу. (Слайд 20) Здесь водятся как хищники: рыси, скунсы, (Слайд 21)волки – койоты, медведи (Слайд 22), так и травоядные: олени, лоси, бизоны. (Слайд 23) Кадьяк – бурый медведь с Аляски, самый крупный хищник на суше. Длина его туловища 3 м, высота до 1,5 м, вес до 700 кг.

(Слайд 24)

Пилот: Приближаемся к Южной Америке!

Звучит музыка

Учитель- пилот: Итак, Южная Америка!

(Слайд 25)

Капитан- историк( Южмерика)

Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Если сопоставить Южную Америку и Африку, то видно, что они были единым материком. Здесь протекает самая полноводная река Амазонка, возвышаются одни из высочайших гор мира – Анды.Среди первых ученых – исследователей Южной Америки был немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт. (Слайд 26) Он создал первую карту материка, описал течение рек, изучал и описывал растительный и животный мир материка.

Биолог(Южмерика)

Природа здесь очень интересна. В труднодоступных амазонских лесах растут такие деревья как сейба, (Слайд 27)разные виды пальм, дынное дерево, (Слайд 28)какао (Слайд 29).. Здесь много эндемиков, например, амазонская кувшинка – виктория-регия, (Слайд 30)её диаметр 2 м и выдерживает на своём листе вес до 72 кг. В лесах много красиво цветущих орхидей. А еще интересно то, что Южная Америка является родиной таких растений как: помидоры, картофель, кукуруза, табак. (Слайд 31)

Зоолог(Южмерика)

Особенно богат животный мир, которые приспособились к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы. (Слайд 32)Даже ящерицы и лягушки живут на деревьях, много змей, в том числе и самая большая змея на Земле – анаконда, весит до 230 кг. (Слайд 33)У воды обитают тапиры и водосвинка – капибара. (Слайд 34)В саваннах живут муравьеды, броненосцы. (Слайд 35)Богат и мир пернатых: крохотные колибри, попугаи. (Слайд 36)Много вымирающих видов, таких как малый синий ара – попугай.

(Слайд 37)

Стюардесса: ФИЗМИНУТКА

(музыкальное сопровождение «Чунга-Чанга», пассажиры повторяют все движения за стюардессой)

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Стюардесса: Уважаемые пассажиры , займите свои места. Продолжаем наше путешествие!

Африка (Слайд 38)—музыкальное сопровождение

Капитан- историк( Африка)

Африка – самый жаркий материк. Здесь находится самая большая в мире пустыня Сахара. На материке никогда не бывает зимы. Впервые Африку посетили португальцы в 15 веке. А в 19 веке среди европейцев, исследовавших территорию Африки, был англичанин Давид Ливингстон. (Слайд 39) Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, который назвал Виктория, дал описание реки Конго, озера Ньяса.

1.Биолог (Африка) В Африке произрастают экваториальные леса, одних только деревьев насчитывается до 1000 видов: фикусы, пальмы, очень много видов папоротников и лиан. А в саваннах растет удивительное дерево баобаб, диаметр его ствола- до 55 метров. (Слайд 40) Его мягкая и легкая древесина не боится огня и запасает до 120 литров воды. Живет баобаб до 4-5 тысяч лет. (Слайд 41) Бананы — трава, вырастает в высоту до 7-8 м всего за 8 месяцев.

2.Биолог (Африка)

Финиковая пальма – “королева” оазисов и главное дерево в них. (Слайд 42) Достигает 20-30 м в высоту, начинает плодоносить к 5 годам и дает очень вкусные плоды. Финики называют “хлебом пустыни”: их едят сырыми, жареными, вареными, вялеными. Большие пространства саванн в Африке занимает слоновая трава, высотой от 3до 5 м. В сухой период, когда погибают от солнца все травы, листья и стебли слоновой травы поедают только слоны – отсюда и ее название.

Зоолог (Африка)

Нигде в мире нет такого скопления животных, как в африканской саванне. На плоских и открытых равнинах травоядные животные в целях защиты живут группами, которые движутся по равнинам в поисках пищи. Вместе у них гораздо больше глаз, ушей и носов, чтобы почуять опасность. Это зебры, антилопы – гну, (Слайд 43)

слоны (весом до 12 тонн) (Слайд 44), носороги, гиппопотамы (Слайд 45), жирафы (самые высокие животные) (Слайд 46).

Здесь же обитают и хищники – львы, гепарды (Слайд 47), леопарды, гиены. (Слайд 48)

В реках обитают крокодилы, (Слайд 49) наиболее крупные – нильские – длиной до 5- 6 метров. (Слайд 50)Очень много пернатых – птица марабу, птица – секретарь, но самая крупная птица страус – его вес более 100 кг.

ПИЛОТ:_____________________________________________________________________

(Слайд 51)Звучит музыка

Австралия (Слайд 52)

Капитан- историк( Австралия) (работает с картой у доски)

Австралия – самый маленький, засушливый и самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.

В 17 веке Абел Янсзон Тасман (Слайд 53)обогнув Австралию, не приблизившись к ее берегам, но открыл остров, который впоследствии был назван Тасманией. Впервые восточных берегов Австралии достиг английский мореплаватель капитан Джеймс Кук. (Слайд 54)

Биолог (Австралия)

Австралия самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: из 12000 видов растений более 9000 – эндемики, которых не встретишь больше нигде, ни на одном материке. К ним относятся многие виды эвкалиптов. (Слайд 55) Эвкалипт – высокое дерево, листья которого ребром повернуты к солнцу, чтобы не испарять влагу. Для Австралии характерны акации и бутылочное дерево. (Слайд 56)В пустынях распространены заросли сухих кустарников.

1.Зоолог( Австралия)

В Австралии обитают 162 вида сумчатых, здесь отсутствуют представители отрядов обезьян и копытных. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие – ехидна и утконос. (Слайд 57)Они выводят детенышей из яиц. Ехидна – млекопитающее с самой низкой температурой тела + 22 градуса. Сумчатые животные – это кенгуру (от гигантских до карликовых), (Слайд 58) коала, сумчатый дьявол. (Слайд 59)В Австралии водится страус эму, черный лебедь – птица с наибольшим количеством перьев (до 25000). (Слайд 60)

2.Зоолог

Австралийцы очень любят и охраняют своих животных. Например, страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос и птица – лирохвост – на австралийских монетах. (Слайд 61)

_ПИЛОТ: Держим курс на Антарктиду. (Слайд 62)

Антарктида ( слайд) — музыкальное сопровождение

(Слайд 63)

Капитан - ( работает с картой у доски)

Антарктида – самый высокий и холодный материк, покрыт ледниковым панцырем толщиной 2-3 км, здесь нет постоянного населения. Антарктиду открыли позднее всех материков. В 1819 г. русская экспедиция под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (Слайд 64)и Михаила Петровича Лазарева. (Слайд 65)

Биолог(Антарктида)

Природа Антарктиды неразрывно связана с природой прилегающих океанов. Летом растут мхи и лишайники, микроскопические грибы и водоросли. (Слайд 66) (раздаёт каждой команде на память сувенир- картинку с изображением растительности антарктиды)

Зоолог—(Антарктида)

(Слайд 67,68)

Животный мир связан с океаном, который является базой питания для китов, тюленей, рыб. (Слайд 69) Только в Антарктиде обитают пингвины, подкожный слой жира и тысячи тонких перышек помогают им переносить холод. У них есть ласты, которыми они пользуются, как крыльями, чтобы “летать” в воде, а ноги служат рулем.

Учитель- гид:__Наше путешествие завершается. Все материки уже изучены с помощью наших экспедиций.

Пилот: Внимание! Мы возвращаемся домой! (Слайд 70) (Звук –взлёт самолёта)

Учитель: А сейчас ребята, настало время проверить багаж наших знаний накопленных во время сегодняшнего путешествия.

III. Этап закрепления новых знаний.

1).Игра « Почта»

Учитель-гид: Я предлагаю поиграть в игру «Почта». Каждая команда получает конверт с изображением животных , живущих на вашем материке, но среди них одно животное, которое заблудилось.,помогите ему вернуться на Родину.

Зоологи ,отправьте заблудившееся животное на тот материк, на котором оно живее .А поможет вам в этом стюардесса.

( дети прикрепляют животных на свой материк и 1 отдают на тот материк ,где оно обитает. Детям помогает стюардесса)

Учитель- гид: Давайте проверим , все ли животные вернулись домой.

IV. Рефлексия.

Учитель- гид: Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Скажите пожалуйста,

1) Какие чувства и ощущения возникали у вас во время выполнения заданий?

2) Что вам больше всего сегодня запомнилось ?

Ответы детей

Природа всех материков прекрасна, но очень уязвима, Давайте послушаем стихотворение и сделаем вместе вывод, как мы должны относиться к окружающей среде. ПИЛОТ:

А я сказал бы главные слова

Прекрасной быть должна Земля

А мы — хозяева Земли

И охранять её должны.

Мы сохраним зверей и птиц,

Бобров, гепардов и лисиц,

Дроздов, грачей и глухарей,

Малиновок и снегирей.

Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса.

И торжество природы

Благословят народы.

Учитель-гид: Какой вывод можно сделать послушав это стихотворение?

Дети: На каждом материке живут разнообразные животные, приспособленные к определенным условиям. Природа всех материков очень ранима, её необходимо беречь и охранять.

Учитель- гид: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. За работу на сегодняшнем уроке я ставлю всем пятерки, а сейчас сдайте пожалуйста стюардессе свои таблицы и творческие отчеты, я их обязательно все проверю и поставлю отметки дополнительно, о них вам сообщат на следующем уроке

.Ребята, обратите внимание на выставку книг, которую я для вас подготовила. Если вы захотите узнать о жизни на разных материках более подробно, то можете взять эти книги в школьной библиотеке.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст