Классный час Птицы Крассной книги в 3 классе

Классный час в 3 классе

«Птицы Красной книги»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Кравченко Ольга Николаевна

селые Копани

2012 год

Цели данного мероприятия:

- экологическое воспитание обучающихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей.

Ход мероприятия:

Учитель. Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину. (Слайд1)

1-й ученик. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

2-й ученик. Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

-Метил в тетерю, угодил в сук.

-Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.

-Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

-Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица)

3-й ученик. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.

Сегодня мы не будем говорить обо всех птицах . А поговорим о тех, которые занесены в красную книгу.(Слайд 2)

Учитель.Территория Ставропольского края уникальна, прежде всего, благодаря своему географическому положению и сложному ландшафту. Многие виды флоры и фауны края являются эндемичными для территории РФ, очень редки в пределах своих ареалов или находятся на предельной границе своего распространения и нуждаются в специальной охране. Издание Красной книги Ставропольского края обеспечивает законодательную базу для охраны редких и исчезающих видов растений и животных, служит инструментом, предотвращающим их утрату, способствует сохранению и воспроизводству естественного генофонда края и юга России. В нее занесены 188 видов животных, 315 видов растений и 5 видов грибов, которые являются редкими, либо имеют тенденции к сокращению численности и ареала, или находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране. (Слайд 3)

Ученики:

Стихотворение « Береги природу»

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б даже понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди?

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь,

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизни!

А в небе стая журавлей.

Так грустно над землей кружиться.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…

Учитель. Сейчас вы увидите некоторых птиц из красной книги . Для классификации птиц в книге существует шкала категорий статуса. (Слайд 4)

Часть этих птиц обитает и у нас в селе Белые Копани. Попробуйте отгадать , какие?

(Слайды 5-12)

А сейчас мы проведем с вами экологическое . (Слайд 13- 31)

2. Игра «Экологическое лото»

Участники получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать птицу. (За правильный ответ участники получают карточки с птицами.)

1.Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Бегает от кошки,

Собирает крошки. (Воробей.)

2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

4.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

5.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)

7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри)

9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)

10.Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, — у кого это? (У кукушки.)

11. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)

12. С прилета каких птиц считают начало весны? (Грачи)

13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

14.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов)

15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест)

17.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист)

18.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)

19.Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

Учитель: И хотя названные нами птицы не занесены в Красную книгу, они могут туда попасть, если мы не будем беречь их и среду их обитания. Послушайте об этом стихотворение.

Ученики:

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И, как буд –то нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли

Но и здесь до нас сидели:

Жгли костры, бумажки жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй , ребята! – крикнул Дима-

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костры, в футбол играли-

Веселились как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Учитель: Чтобы у нас не получилось как в стихотворении, что нужно для этого делать? (Ответы детей) (Слайд 32-34)

Все мы – и взрослые, и маленькие любим сказки. Следующий конкурс «Сказочный» , я буду говорить название птиц, а вы должны по названию птицы угадать сказку и вспомнить её автора.

1.     Галчонок ( Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

2.     Попугай (Г.Остер «Зарядка для хвоста»)

3.     Соловей (Г.Х.Андерсен «Соловей»)

4.     Гусь (С.Лагерлёф «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями»

5.     Петушок ( А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

6.     Ворон (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)

1.     Сова ( А.Милн «Вини – Пух и все-все — все»)

2.     Ласточка (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)

3.     Жар – птица (П.Ершов «Конёк – горбунок»)

4.     Воробей (К.И.Чуковский «Тараканище»)

5.     Лебедь (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»)

6.     Утёнок (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»)

Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас ребята из 3 класса прочитают вам свои рассказы о том, как нужно заботиться о птицах.

Рассказ «Кормушка»

Жили брат и сестра Валя и Петя. Как-то раз пошли они гулять на улицу. Была зима. Дети увидели птичек. Они что-то искали в снегу, наверное, корм. Валя решила им помочь и бросила кусочек хлеба. Но хлеб провалился в снег. Тогда Петя предложил сделать кормушку. Так они и сделали. Дети повесили кормушку с кормом на дерево. Птички были очень рады такой «столовой».

, 3-й класс

«Птицы рядом»

Многие были в лесу. И, конечно же, знают, сколько там много птиц! Например, длиннохвостая синица отличается особо длинным хвостом. Она действительно, напоминает половник с длинной ручкой (раньше говорили «ополовник»). Синичка строит гнездо на деревьях или в кустах. Можно встретить сойку, а можно и овсянку обыкновенную.

Многие птицы нашей местности занесены в Красную книгу. Такие как белые лебеди. Берегите птиц!

Кузьмина Алёна, 3-й класс

Учитель: Н а этом наше мероприятие заканчивается. А на прощание я хочу вам сказать следующее:

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Воробей

Гусь

Дятел

куропатка

Жаворонок

ворон

пингвин

колибри

цапля

кукушка

ласточка

грач

ворона

сова

сорока

клест

аист

зяблик

голубь

Интернет- ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/vneklassnoe-meropriyatie-ptitsy-nashi-druzya

http://yandex.ru/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/vneklassnoe-meropriyatie-ptitsy-nashi-druzya