Классный час Поля Славы в 4 классе

«Поля Славы»

Классный час в 4 классе

18.02.2012

МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Барашкова Оксана Рустемовна

Введение

Немало испытаний вынесла наша Родина за многовековое своё существование. Каждое поколение приумножало её героические страницы. Мы должны донести до подрастающего поколения и рассказывать о подвигах наших предков, прадедов, дедов и отцов. Любовь к Родине, верность народным традициям, знание истории своего народа – это основа любого общества, любого государственного строя. Патриотизм в конечном итоге становится связующей нитью разных поколений – отцов и детей. Мы должны воспитать наших детей знающими историю, умеющими уважать и гордиться подвигами предыдущих поколений, любящими свою Родину.

В этом нам поможет произведения наших великих русских поэтов. Созданные ими образы ярко запечатлеваются в памяти детей, заставляя работать воображению. Помогают им представить те далёкие времена, очутиться на местах событий, даже почувствовать запах и услышать звуки тех событий.

Подрастающее поколение, читая произведения русских поэтов, начнёт по-другому относиться к России, у детей сформируется чувство патриотизма. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям.

Классный час в 4 классе на тему: «Поля Славы», о подвигах русских солдат.

Цель:

1. Познакомить с историей нашего народа.

2. Воспитать чувство патриотизма, гордости за свой народ.

3. Развить умение слышать и слушать.

Заранее подготовить несколько учащихся к рассказу о полях славы, выучить наизусть стихотворения.

Оборудования:

1. Отпечатанные стихи авторов, для каждого ученика

2. Презентация «Поля Славы»

3. Альбомы, краски у детей.

Ход классного часа.

I. Вступительное слово.

Здравствуйте дети! Мы сегодня поговорим о «Полях Славы» — о великих сражениях русского народа за свою Родину.

Вы, ребята, слышали о Куликовом поле, о поле под Полтавой, о Бородинском поле – эти поля овеянные славой. Они, эти поля стали величественными памятниками истории России, оставленными в память векам и поколениям. Эти поля свидетели подвига российского народа во имя Родины – Матери, во имя, отчего края – Отечества. Эти поля – места главных сражений и Великой Отечественной войны, в которых так же, как на Куликовом поле и Бородино на века вперёд решалась судьба Отечества.

II. Основная часть

1. Учитель

Я расскажу вам о Куликовом поле. Вышедшие из глубин Азии кочевые орды прошли по Руси, один за другим превращая в руины города, сжигая деревни, убивая людей. Они господствовали на Руси 150 лет. Они брали в плен, гоняли скот, грабили и убивали. И вот князь Дмитрий объединил всех русских князей и собрал рать. Ранним сентябрьским утром 1380 года на Куликовом поле вышла рать против татаро-монгольской Золотой Орды. Русские воины вышли защищать свою Отчизну. Победа на Куликовом поле досталось ценой стойкости, храбрости, убеждения в правоте, ценою многих и многих тысяч убитых русских воинов.

Прочитаем, познакомимся с произведением поэта Александра Блока «На поле Куликовом». Блок написал целый цикл стихов на эту тему. Прочитаем отрывок из этого произведения и попытаемся понять.

Ребята, давайте сначала разберём непонятные, трудные слова, которые встречаются в стихотворении:

Кобылица – лошадь-мать. В образе кобылицы – Родина.

Ковыль – трава, которая растет в степи.

Версты – русская мера длины.

Читает учитель.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной -

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Учитель

В этом стихотворении поэт показывает нам, как неразрывна его судьба с судьбою родины. Он говорит, сто его путь вместе идти по жизни, но преградой стала, помешала «ханская стрела», но ему не страшно.

И вот канун битвы. Поэт показывает, какой завтра день настанет «Закат в крови! Из сердца кровь струится» и сколько слез принесет Руси этот день. Но вместе с тем в образе кобылицы он как будто предрекает победу. Она несется вскачь, вперед на врага, с мыслью только о победе».

2. Учитель

А, теперь ребята, послушаем о сражении под Полтавой.

Выступает подготовленный ученик.

Под Полтавой в 1709 году сражались русские солдаты со шведами. Защитниками своего отечества вышли на поле битвы под Полтавой солдаты Петра Великого против армии шведов Карла XII. Полтавское сражение началось 27 июня 1709 года. Участвовало только 10 тысяч русских солдат против 16 тысяч солдат шведов. Русские воины встретили и наголову разбили армию шведов. Враг бежал».

Учитель

Мы сегодня познакомимся с отрывком поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава». Когда Пушкин писал, эти строки у него было великое понимание истории, предназначения России. Ребята, давайте сначала разберём непонятные, трудные слова:

Разят – ранят, убивают, попадают в цель;

Скрежет – звук удара металла о металл;

Шары чугунные – ядра пушек.

Послушайте, каким блеском, живостью написана картина самого боя.

Читает подготовленный ученик

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

В этом стихотворении поэт описывает сам бой. Мы как будто слышим грохот пушек, скрежет сабель. Нам слышится стоны и крики раненных, топот и ржание лошадей. Нам видится отвага солдат, их храбрость. Мы чувствуем, как это страшно оказаться на поле битвы.

Скажите, пожалуйста, чем воюют воины? (штыками, саблями, у них есть ружья, пушки, они ездят на лошадях).

В каком месте в стихотворении мы видим отвагу, храбрость солдат?

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Чему приравнивает поэт поле битвы?

И смерть, и ад со всех сторон.

3. Учитель.

Теперь послушаем про Бородинское сражение.

Выступает подготовленный ученик.

На Бородинском поле встретились армии французов и русских. Армией французов руководил сам император Франции Наполеон. А русской армией командовал князь Михаил Илларионович Кутузов. Бородинское сражение состоялось 26 августа 1812 года. Три дня на Бородинском поле шла битва, которую Кутузов назвал «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».

Учитель.

Мы прочтём отрывок из произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». И опять возьмём то место, где автор рисует бой. Ребята, давайте сначала разберём непонятные, трудные слова:

Редут – укрепление в поле боя, передний край;

Уланы – наряду с гусарами род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами; (гусары – легковооружённые всадники XV—XX веков, кавалерия – род войск, в котором для ведения боевых действий использовалась верховая лошадь)

Драгуны – название конницы, способной действовать также и в пешем строю;

Булат – сталь;

Картечь – пуля ружья, пистолета.

Читает подготовленный ученик:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Учитель.

Скажите, что вы видите, когда слышите эти строки? Чему приравнивает автор французов?

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Как дрались солдаты?

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

4. Учитель.

Шли годы. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. И опять эти поля – поля побед наших прадедов стали полями сражений русского народа против немецко-фашистских захватчиков. И опять по ним шли русские воины, защищая свою Родину. На этих полях многие и многие сложили свои головы за то, чтобы мы жили в мире, чтобы мы могли учиться и трудиться. У каждого из воинов Великой отечественной войны есть своё памятное солдатское поле.

Послушаем стихотворение Сергея Васильева «Поле русской славы». Ребята, давайте сначала разберём непонятные, трудные слова и выражения. Скажите, как вы понимаете эти выражения? (Дети выдвигают свои версии и из версий с помощью учителя составляют правильное определение выражений)

Жгучесть нашей мести – сила, которая может обжечь, в этом случае сила нашей мести.

Поле брани – поле боя

Черней горелых пней – на обожжённом битвой поле лежат убитые вражеские солдаты.

Читает учитель

Медленно и бережно ступая,

мы идем под небом голубым,

в полевых ромашках утопая,

вежливо дорогу уступая синим

колокольчикам степным.

Любо здесь увидеть стаи птичьи

и не видеть дым пороховой.

Вот оно во всем своем величье,

поле нашей славы боевой.

Вот оно простерлось перед нами.

Встань к нему, родимому, лицом,

полюбуйся пышными цветами,

политыми кровью и свинцом…

Это здесь, на этом самом месте,

не ходивший к страху на поклон,

испытав всю жгучесть нашей мести,

содрогался сам Наполеон. Поле брани!

Поле русской славы!

Это здесь, черней горелых пней,

полегли фашистские оравы

под огнем советских батарей.

III. Практическая часть

Учитель.

Вы внимательно слушали, а теперь скажите, каким еще может быть поле? (Слайды. Мирное поле)

На полях растут разные цветы, поле можно распахать и сеять хлеб. Это наше поле может нас радовать своей красотой, кормить нас своим урожаем.

А теперь нарисуем русское поле, каким вы видите «своё» поле, как вы его представляете. (Дети рисуют по представлению).

В конце – выставка детских работ.

IV. Заключение

Что нового каждый из вас узнал сегодня?

Мы сегодня узнали о подвигах русских солдат, начиная с Куликовской битвы. Мы узнали, как хорошо нам рассказали великие русские поэты о подвигах русского народа.

Источники:

1. Поле Славы / Сост. В.И. Калугин; Предисл. П 49 И.Ф. Стаднюка; Ввод. Статьи В.И. Калугина и А.Б. Иванова. – 2-е изд. – М. : Мол. гвардия, 1988. – 351 с., ил. – (Отечество).

2. Электронные источники:

Пушкин А.С. «Полтава» — http://pushkin.aha.ru/TEXT/poems/polt.htm

Блок А. А. «На поле Куликовом» — http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=10512

Лермонтов М.Ю. «Бородино» — http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/11.htm

Васильев С. «Поле русской славы» — http://www.41w.ru/stihi-o-voine/287-sergej-vasilev-pole-russkoj-slavy.html