конспект урока по русскому языку в 4 классе Части речи

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: «Части речи».(Обобщение знаний)

Цели урока:

Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;

Развивать речь детей

Обогатить словарный запас;

Закрепить навыки, полученные по теме «Части речи»;

Повторить состав слова;

Учить быстро ориентироваться в тексте;

Учить любить и понимать красоту родной природы.

Ход урока.

Организационный момент.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Объявление темы урока

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.

Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Части речи». Обобщим знания о предложении.

Актуализация ранее изученного.

-При помощи чего любят общаться люди?

-Речь бывает какая?

-Из чего состоит наша речь?

- Что выражает предложение?

-Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки в русском языке?

4. Минутка чистописания.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Словарно – орфографическая работа.

Наденьте на гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [э], [и] красивую «одежду» и обозначьте их буквами.

Дети выполняют задание.

- А какие бывают согласные звуки?

- Найдите соответствие между звонкими и глухими согласными и соответствующими буквами.

Вариант 1. Обозначьте буквами парные звонкие согласнее звуки [б], [в]. [г], [д], [ж], [з]

Вариант 2. Обозначьте буквами парные глухие согласные звуки [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Дети выполняют задание.

Воспроизведение опорных знаний.

Прочитайте слова, записанные на доске.

[л устра], [м ал], [й олка], [кл уф], [й ула], [й асный], [пал то], [с ду]

— А теперь определите, какие это части речи.

— Назовите слова, где в начале слова два звука обозначаются одной буквой.

— Назовите слово, где парный согласный звук не соответствует при письме букве.

А теперь – аукцион.

Подведёт итоги он.

Тот, кто больше знает,

Тот награды получает.

— Напишите по памяти словарные сова.

7. Обобщение знаний о предложении

— Назовите символ русской природы.

— Какой частью речи является это слово?

— На какой вопрос отвечает?

— Что обозначает?

— А теперь составьте предложение.

— Какие надо знать правила, чтобы грамотно написать предложение?

— Назовите основу предложения.

— Назовите все части речи.

— Что такое имя существительное?

— Что называется именем прилагательным?

— На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает?

8. Физкультминутка.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

9. Лингвистическая минутка.

— Прочитайте правильно слова и определите часть речи: медведи, стаканы, случай,

щавель, ожил, понял.

10. Синтаксическая пятиминутка.

— Определить грамматическое значение окончаний в различных формах

существительного, прилагательного, глагола.

Составьте предложения по схемам:

……а ……..яя ……..а

……..ст ……..ее ………е

………ись ……ые ……и

— Запишите предложения и выделите основу предложения, укажите части речи.

11. Игра «Составь слово»

— Составьте слова, взяв из других слов указанные морфемы.

Обговорить – приставку.

Думать – корень

Читать – суффикс

Петь – окончание

— Какое слово получилось?

— Что общего между этими словами?

— Какая морфема указывает на данную форму глагола?

— Найдите однокоренные слова.

— Чем они отличаются по составу?

12. Рефлексия.

Сегодня на уроке я ………..

13.Итог урока.

Подведите итог нашего урока.

— Молодцы!