конспект т

Здравствуйте. Я продолжаю знакомить вас с теорией и методика развития речи детей дошкольного возраста

Тема нашего занятия: методические основы работы по подготовке детей к обучению грамоте

Как вы считаете, насколько важна подготовка детей к школе в плане обучения грамоте?

Нужно ли их специально обучать чтению и элементам письма?

Да, вы правы.

Цель: способствовать формированию системы знаний о методике подготовки детей к обучению элементам грамоты.

Задачи для педагога:

Дидактическая – углублять знания студентов о методике подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Развивающая – развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Воспитательная – формировать убеждение в необходимости использования методики подготовки к обучению грамоте

Задачи для студентов:

Дидактическая – углублять свои знания о методике подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Развивающая – упражняться в развитии своих мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Воспитательная – убедиться в необходимости использования методики подготовки к обучению грамоте

Изучение данной темы объясняется тем, что ребенок готовится к школьному обучению, поэтому прежде всего подготовка к грамоте в дошкольном возрасте дает возможность сформировать интерес к школе, к будущей школьной жизни, переводит ребенка на новую ступень в его развитии, он чувствует в себе силы и желание решать элементарные учебные задачи: читать, считать. Поэтому вы, как наставники, как воспитатели даете ребенку возможность перешагнуть на более высокую ступень в его деятельности.

Скажите, проявляют ли ваши дети интерес к школе и в частности к обучению чтению?

Какой возраст ваших детей?

На какой группе вы работаете?

Да, действительно, не интересуются школьным обучением только дети, которые требуют к себе особого отношения. Поэтому, мы будем рассматривать сегодня одну из интереснейших тем – подготовка детей к грамоте. Рассмотрим следующие вопросы плана.

План.

Сущность подготовки к обучению грамоте

Психолого-педагогические основы начального обучения грамоте

Характеристика методов обучения грамоте

Современные технологии обучения грамоте

Литература

Муза Михайловна Алексеева, Валентина Ивановна Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Москва ACADEMA 2000

Николай Александрович Зайцев Письмо, чтение, счет. СПб. Лань 1997 г.

Лидия Ефремовна Журова Обучение грамоте в детском саду. Москва «Педагогика» 1974 г.

Сущность подготовки к обучению грамоте .

Проблема подготовки детей к грамоте поднимается в процессе исторического развития общества. Итак, как определяется подготовка детей к обучению грамоте? На основе исследований Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина сформировалось содержание обучения грамоте.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложная деятельность, которая основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее. (Борис Герасимович Ананьев)

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Дети осваивают связную речь, словарь, грамматическую сторону речи, воспитание звуковой культуры речи. Только на знакомом речевом материале возможно обучение грамоте.

Формирование осознания собственного речевого поведения, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению в школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками устной и письменной речи.

Подготовка к грамоте предполагает формирование речевых умений, навыков и осознание явлений языка и речи. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознанности, что в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышает речевую культуру детей. Механизм чтения и письма рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. Каждое слово закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи код другой (иероглифы, буквы). Чтение, по мнению, Даниила Борисовича Эльконина, это перевод буквенного кода в звучание слов. Письмо – перекодирование устной речи.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вопросы подготовки грамоты ставились в работах Елизаветы Ивановны Тихеевой – предполагалось обучение дошкольников методом целых слов и был дан целый ряд методических указаний. Широкое их применение не наблюдалось. В послевоенный период выходят усовершенствованные программы, в которых указано на подготовку детей к грамоте. Воскресенская А.И. как учитель начальных классов внедряет методику добукварного периода в практику дошкольных учреждений. Выходит ее методическое пособие – подготовка детей к грамоте, построенное на звуко-буквенной основе. (дается одновременно и звук и буква). Методика используется сравнительно недолго.

Во второй половине 50-х годов под руководством Усовой Александрой Платоновной была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей 6 лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. Позднее раздел подготовки к обучению грамоте был исключен. Вместе с тем проверяется методика обучения чтению детей 5-6 лет на основе системы Эльконина. В основу был положен звуковой аналитико-синтетический метод.

Таким образом, Д. Б. Эльконин, считает, что основа обучения грамоте — работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, что дает возможность воспитания и формирования у ребенка нового отношения к языковой действительности как таковой, как влияет эта методика на дальнейшее усвоение ребенком грамматики, синтаксиса, т. е. на его отношение к языку.Итак, Д. Б. Эльконин приступил к разработке новой методики обучения начальному чтению, исходя из двух основных принципов: 1) обучение чтению должно быть построено так, чтобы оно было первой ступенью долгого и сложного процесса овладения ребенка языком; 2) поскольку обучение чтению есть обучение процессу воссоздания звуковой формы слова, то обучение это должно быть начато с введения ребенка в звуковую действительность языка.

Вывод: в настоящее время модифицированные программы, согласно требованиям ФГТ, включают подготовку к грамоте. В некоторых программах эти задачи спланированы в разделе «Звуковая культура речи». В других программах данный вопрос не раскрывается, в третьих вариантах ссылаются на программу Эльконина. Я закончила рассматривать первый вопрос.

Переходим ко второму вопросу.Запишем еще раз «Психолого-педагогические основы начального обучения грамоте»

Многочисленные исследования психологов и педагогов позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.

Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984).

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Вторая младшая группа: у детей формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе предполагается обучение пониманию и употреблению слов терминов при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомятся с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учатся выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе: продолжается анализ слов различной звуковой структуры; выделение словесного ударения , характеризовать звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. Знакомство с предложением.

В подготовительной к школе группе завершается работа по ознакомлению со звуковым анализом слова. Здесь предусматривается обучение детей чтению и элементам письма.

Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

В Программе РФ (1985) содержание значительно уже. В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове. В подготовительной к школе группе, рекомендуется: дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упражнять в составлении предложений из 2 – 4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.

Итак, мы рассмотрели второй вопрос нашего плана «Психолого-педагогические основы начального обучения грамоте»

Переходим к рассмотрению третьего большого вопроса плана «Характеристика методов обучения грамоте».

Давайте вспомним определение понятия метода обучения.

Запишем. Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

В какой последовательности развивались методы обучения грамоте?

Буквослагательный метод. На первом этапе заучивалось название буквы. Педагог показывал букву и называл ее: А (аз), Б(буки), В(веди) и так далее. Ученики повторяли. На втором этапе – заучивались слоги (ба, ва и другие). На третьем этапе читалось слово с названием каждой буквы. (дом – добро, он, мыслете). На четвертом этапе – чтение слова с опорой на букву. Буквослагательный метод исходит из положения: чтобы читать, надо знать буквы, уметь их складывать в слоги, а затем читать слово полностью.

Недостатки этого метода:

Механическое усвоение элементов грамоты, так как базировался лишь на зрительном восприятии детей и на заучивании букв и слогов, без опоры на звуки речи, то есть был оторван от живой речи детей которой они владели.

Сложное название букв затрудняло понимание, какой звук скрывался под названием буквы.

От детей не требовали слитного чтения

Обучение письму было оторвано от обучения чтению (так как давали писать на второй год обучения избранным детям)

Не было системы в подборе слов и текстов для упражнения в чтении. Материал давался трудный.

Не учитывался возраст детей .

Слоговой метод .

Суть его в том, что заучивалась буква (а, бе, ве, ге, де и так далее). Буквы складывались в слоги (ба, да и так далее). Слоги заучивались (двухбуквенные, потом трехбуквенные и так далее). Из слогов складывались слова. Далее читался текст любой трудности.

Достоинства слогового метода:

Вводятся упражнения в назывании букв

Слоги заучиваются без называния букв

Для первых упражнений в чтении даются отдельные слова из знакомых слогов

Недостатки слогового метода:

В основе метода лежит механическое усвоение элементов грамоты – букв, слогов (слуховое, зрительное восприятие)

Слоговой метод не вводит учащихся в звуко-слоговое строение слов.

Метод чтения целыми словами. Дети, приступая к грамоте, должны запомнить большое количество целых слов, без знания их буквенного и звукового состава. За первые 2-3 месяца дети запоминают 150 слов. Узнают их по общему виду, произносят по картинке, копируют слова, изображенные печатным шрифтом, без знания букв. Таким образом, обучение начинается с восприятия и запоминания детьми целых печатных слов. Например, показывают картинку Дом и надпись дом. Благодаря картинке, ученик понимает значение слова. Во втором полугодии, когда 150 слов запомнились, начинается буквенный анализ этих слов. Учитель набирает из разрезной азбуки знакомое слово, раздвигает буквы набранного слова и называет их. Звуковой анализ живой речи не применяется, сохраняется лишь зрительный буквенный анализ слов. Затем дети читают предложения из знакомых слов. Всё обучение основывается на памяти – запоминание образов слов.

Звуковой аналитико-синтетический метод. Он имеет свою историю как и другие методы. Очень тщательно обобщил и изучил материалы этого метода Константин Дмитриевич Ушинский. Он перевел многие школы на обучение по данному методу. Он создал институт первых учительниц в России, которые внедряли его методы в практику работы с детьми. Метод широко применялся на протяжении столетия. Но с уходом из жизни Ушинского постепенно стал тускнеть. Особое внимание на этот метод обратил Эльконин. Он строил свою работу на теории поэтапного умственного развития детей. Рассмотрим эти этапы: 1) ознакомление со звуком. В основу положен звук, а не буква. ( говорю: какой звук первый в слове ллллиса? Какой второй звук в слове лииииииса? Какой третий звук в слове лисссса? Какой четвертый звук в слове лисаааааа? То есть я интонацией выделяю нужный звук и ребенок понимает, про какой звук его спросили) 2) этап ознакомления с буквами на основе использования карты-схемы и фишек ( вначале все звуки помещаются на свое место с помощью однотонных фишек. Называется каждый звук и помещается на карту. Л и с а. далее появляется выделение гласных звуков. Какой звук второй в слове лиииииса? Какой звук последний в слове лисаааа? Далее выделяются согласные звуки с разделением на твердые и мягкие. Какой звук первый в слове лллллиса? Мягкий Какой звук третий в слове лиссссса? Твердый. 3) ребенок учится выделять звуки в плане громкой речи. (ребенок подсчитывает звуки с помощью пальчиков, когда педагог спрашивает его-назови первый звук, последний, какой по счету звук) 4) решение задачи в умственном плане. (придумайте слова с тремя звуками, в которых гласная стоит в середине). Если ребенок ошибается, то это задание рассматривается в плане громкой речи. Итак, звуковой аналитико-синтетический метод строится на теории поэтапного умственного развития детей. Мы рассмотрели методы обучения детей грамоте, определили научную основу звукового аналитико-синтетического метода.

Сейчас рассмотрим характеристику этого метода. Основа обучения чтению – это работа над звуками. Поэтому метод называется звуковым: это умение слышать, различать звуки, обозначать их буквами. Чтение слогов, слов это обучение произносительным звукам согласно буквам, как при разговоре – слитно. Процессы анализа и синтеза сочетаются. Поэтому метод называется аналитико-синтетический. Путь к чтению-синтезу лежит через анализ-выделение слов и слогов, а затем звуков и их обозначение. Синтезу предшествует анализ. Они опираются друг на друга.

Обучение чтению сочетается с обучением письму – письмо – звуковой анализ и синтез – помогает образованию навыка чтения. Процесс обучения строится на основе активной мыслительной деятельности учащихся и является для них осознанным. Звуковой аналитико-синтетический метод предполагает связь слуховых, зрительных впечатлений, связь устной и письменной речи.

Напомню, совершенствование этого метода осуществил Эльконин, применив теорию поэтапного формирования умственных действий.

Вывод: таким образом можно подвести итог. В обучении детей грамоте применялись и применяются по сей день разные методы обучения, каждый из них имел свои недостатки, но во всех методах прослеживалась динамика на развитие и использование методов обучения грамоте.

Переходим к последнему нашему вопросу «Современные технологии обучения грамоте»

На современном этапе стоит задача всестороннего и гармоничного развития личности в процессе обучения детей дошкольного возраста элементам грамоты. Анализируя технологии обучения грамоте следует указать на их многообразие. Некоторые из них не имеют научной базы.

Главный вопрос в методике обучения грамоте детей дошкольного возраста заключается в выборе научного метода обучения чтению и письму. Обосновывая более благоприятный период обучения грамоте, специалисты указывают разные возрастные периоды.

Научно-обоснованный и широко применяемый как в школьном так и в дошкольном обучении является технология под названием «методика Эльконина, Давыдова, Журовой» по по звуковому аналитико-синтетическому методу. Эта технология располагает учебными пособиями (показ книжки!), наглядным материалом (карты со схемами и фишками, звуковые часы, звуковая линейка Тумаковой Галины Анатольевны,слоговые……).

Исследования группы ученых под руководством Эльконина определяют возраст 5 лет, когда у ребенка сформируется возможность и способность звукового анализа слова. В 4 года дети знакомятся со звуковой основой слова. Психологически, дети подготовлены к усвоению грамоты. По мнению Чуковского, все здоровые дети должны играть словами и звуками. Если дети не играют словами и звуками – они больны.

Эту мысль развивает Эльконин. Дети с 4 лет играют звуками (эники-беники…), что безусловно развивает интерес к звуковому анализу слова. В 4-5 лет дети любят звуковые игры. Надо овладеть звуковым анализом в детском саду, а не в школе, когда интерес к чтению у детей пропадает.

Установлено, что к 5 годам дети психологически, физиологически готовы к усвоению грамоты. – наблюдается повышенный интерес к знаниям – происходит дальнейшее развитие подкорковых и корковых функций. Усиливается и усложняется работа аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, наступает интенсивное развитие процессов внутреннего торможения, совершенствуется работа различных анализаторов: слуха, зрения. – совершенствуется фонематический слух – умение слушать, слышать звуки, различать их., развивается фонетическое восприятие. Фонематическим слухом называется способность различать слова на основе разницы в содержании слова звуков. Фонематическим слухом владеют все говорящие люди. Фонематическое восприятие формируется при обучении грамоте. – идет интенсивное развитие речи. К этому времени определена общая готовность речевого аппарата. Итак, важно выбрать определенное время , определенный возраст ребенка для того или иного обучения.

Остановимся на анализе ряда технологий обучения грамоте. Широкую известность получила методика обучения грамоте Евгения Евгеньевича Шулешко. В основу грамоты автор положил обучение письму и чтению как специфической деятельности. Грамотность по мнению Шулешко проявляется в умении осуществлять переход из знаковой системы смысла своей речи, устного высказывания в другую систему – письменный текст и его прочтение.

Основой чтения является слог – ритмическая, интонационная и смысловая единица человеческой речи. Слог – это реальная мера языкового действия ребенка, который воплощает в себя 3 сферы деятельности: восприятие, порождение речи и речеосознание себя.

Работу по обучению грамоте предлагается начать с 5 лет в игровой форме. С детьми 6 лет предлагают много упражнений по развитию сенсорных способностей через рисование, работу с таблицами. создает методические рекомендации к работе по обучению грамоте для детей 5-6 лет. Разрабатывает разнообразные пособия для обучения чтению. Однако звуковой анализ слова не является основой для осознанного чтения.

Итак, мы разобрали технологию Эльконина и ее основные положения, подробно остановились на звуковом аналитико-синтетическом методе, разобрали технологию Шулешко.

Широкое применение в практике работы детских садов получила технология Зайцева Николая Александровича. Остановимся на ней подробнее.

Зайцев Н.А. предлагает технологию обучения, которая основывается на складовом принципе обучения чтению. Нам известен складовый прием как слоговой метод обучения детей.

Чтобы понять, что такое складовой принцип обучения чтению и что такое склады, рассмотрим кубики и таблицы к ним.

В наборе «Кубиков Зайцева» 52 картонки, по линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.

Кубики раскрашены разным цветом: гласные одним цветом, согласные другим. По одно-дву-буквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого — Г -для Гласных, Синего — С — для Согласных, Зеленого — 3 — для твёрдого и мягкого Знаков. В целом, но двенадцати цветовым признакам. (2) По объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные по четырём признакам. (3) По звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков:

Приведем несколько примеров кубиков:

1) «Большой золотой» А-0-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили «золотые» звуки.

2) «Маленький золотой» Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на жёлтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но меньшим количеством наполнителя.

6) «Маленький весь железный» Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутренне, по звучанию и весу.

В пособии автор рассказывает о том, как пользоваться таблицами, подробно останавливается на каждой из них, объясняя методические приемы. Приведу пример разбора одной из таблиц.

По таблице 2. Первая колонка не поется, а громко и энергично проговаривается: Б-П-В-Ф-Г-К, Д-Т-Ж-ЖЬ-Ш-ШЬ-3-С, Л-М-Н-Р (тук-тук-тук-тук!) — Х-Ц-Ц! Вторая: А! БАПА-ВАФА-ГАКА, ДАТА-ЖАЖА-ШАША-ЗАСА, ЛАМАНА-РА (тук-тук-тук-тук!) — ХА-ЦАЦА!… БЬ-ПЬ-ВЬ-ФЬ-ГЬ-КЬ, ТЬ-ЗЬ-СЬ-ЗЬ-СЬ, ЛЬ-МЬ-НЬ-РЬ (тюк-тюк-тюк-тюк!) — ХЬ-ЭЯ ВЁ ВО БрЧ-ЧЬ-Щ-ЩЬ! Я! БЯПЯ-ВЯФЯ-ГЯКЯ-ДЯТЯ-ЗЯСЯ-ЗЯСЯ, ;ЛЯМЯНЯРЯ (тюк-тюк-тюк-тюк!) — ХЯ-ЧАЧА-ЩАЩА!… Остальное в том же духе.

Поём и показываем склады указкой. Когда стучим указкой и говорим ТУК-ТУК-ТУК-ТУК! ребята хлопают в ладошки и прыгают, на ТЮК-ТЮК-ТЮК-ТЮК и стук указкой ребята хлопают в пол-ладошки и прыгают на одной ножке. Преподаватель может организовать ритмические движения детей, разумеется, и на свой вкус. Главное в том, чтобы дети двигались, сами убедитесь, как они оживятся. И запомнится изучаемый материал намного быстрее!

Итак, на кубиках и таблицах изображены СКЛАДЫ. Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие. Только не говорите этих слов ребятам. Пока. Нельзя и так говорить: «В ударном слоге как слышится, так и пишется». Говорите: «В ударном складе как слышится, так и пишется». Ударные склады «тянутся», а безударные коротенькие-коротенькие; белый кубик со знаком ударения ставим на тот кубик, который произносится намного дольше, чем остальные. Трудно и ребёнку, и взрослому, изучающему русский язык, сразу привыкнуть к тому, что так по-разному звучащие МА в слове МАМА графически выглядят одинаково. А вот когда на первое МА поставишь белый кубик со знаком ударения, — всё понятно, это разные МА, первое от второго отличается и видом, и продолжительностью звучания. И ударение именно ПОСТАВИЛИ.

Данная работа широко применяется в практике работы ,однако самый важный ее недостаток в том, что она имеет характер механического рассказывания. В ней отсутствует звуковой анализ слова, поэтому чтение по таблицам и кубикам. Зайцев не подводит ребят к осознанному чтению. По данной технологии создан ряд других технологий, например технология Шулешко (о ней мы уже поговорили).

Большой популярностью пользуется технология Елены Владимировны Колесниковой. Ею созданы тетради для педагогов с методическими указаниями, начиная с младшей группы до подготовительной, и тетради для детей с такими же заданиями как в тетради для педагога. Работа Колесниковой построена с учетом требований к осознанному чтению, начиная со звукового анализа. В младшей группе дети знакомятся со звуками и выполняют ряд игровых упражнений. В средней группе звуковой анализ слова – дети учатся на слух анализировать слова, выделять короткие, длинные слова и так далее. В старшей группе дети знакомятся с буквами, с предложением и учатся читать. Работа имеет допуск Министерства Образования.

Таким образом, мы рассмотрели целый ряд положений, которые раскрывают научные основы обучения детей элементам грамоты.