ШПОРЫ все

силье

вы

20%

1

180

180

60 (20)

90

54

36

2

340

160

60 (20)

80

48

32

3

480

140

60 (20)

70

42

28

4

600

120

60 (20)

60

36

24

5

700

100

60 (20)

50

30

20

6

780

80

60 (20)

40

24

16

7

840

60

60 (20)

30

18

12

8

880

40

60 (20)

20

12

8

Если выгода и издержки распределяются равномерно, то будет посажено семь деревьев, пик. МС = МК (МВ). Проиллюстрируем это графиком (рис. 1). Отложим по оси абсцисс число деревьев, а по оси ординат — предельные выгоды и издержки. Функция предельных затрат постоянна и равна 60 долл. Функция предельной выгоды убывает, она представлена прямой с отрицательным наклоном. Оптимальное число посаженных деревьев в данном случае оно равно семи.

Предельная выгода и продельные издержки

Рис. 1. Определение оптимального озеленения улицы.

Рис. 1. Определение оптимального озеленения улицы.

180

160

140

120

100

80

60

40

20

Но, скорее всего, такой идеальной ситуации не будет. Возможны два вида отклонений.

Допустим теперь, что затраты распределяются равномерно (по 20), а выгоды нет. Первая семья (Андреевых) получает 50% общей выгоды, вторая семья (Борисовых) — 30%, а третья (Васильевых) — 20% (см. табл.1). Если решения принимаются простым большинством голосов будет посажено меньше деревьев, т.е .6. Дело в том, что для Васильевых посадка уже шести деревьев будет убыточна (МВ шестого дерева равна 16 долл., а МС — 20 долл.). А против посадки седьмого дерева будут уже голосовать две семьи: Васильевых и Борисовых (так как для них предельная выгода составляет 12 и 18 долл. соответственно). Таким образом, если затраты распределяются равномерно, а выгоды нет, будет иметь место недопроизводство общественных благ (см. МВ1 на рис.1).

Рис. 2. Распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениям!

Предположим теперь противоположный случай: когда выгоды распределяются равномерно, а издержки нет. Допустим, что в табл.1 представлены не предельные выгоды, а предельные издержки: 50% предельных издержек несет семья Андреевых, 30%семья Борисовых и лишь 20%семья Васильевых. В этом случае Васильевы и Борисовы проголосуют за посадку восьми деревьев, т.к. их предельные выгоды (20 долл.) будут выше их предельных издержек (8 и 12 соответственно).Таким образом, если выгоды распределяются равномерно, а издержки нет, будет иметь место перепроизводство общественных благ (см. МВ2 на рис. 1). Этот пример привод к следующему выводу: в общественной жизни люди ведут себя, исключительно из своих частных интересов, что не всегда приводит к результату, отвечающему интересам общества в целом. Необходимо отметить, что и во втором, и в третьем случае решающим при голосовании был голос семьи Борисовых, которые занимали место в центре. Такая ситуация получила в литературе название модели медианного избирателя. Модель медианного избирательмодель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, оно удерживает сообщество от принятия односторонних решений, от крайностей. С другой — оно далеко не всегда гарантирует принятие оптимального решения. В рамках прямой демократии все решения сообщества имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что далеко не всегда экономически целесообразно. Рассмотрим в качестве примера распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями. Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне левых до крайне правых (рис. ). В середине оси обозначим позицию медианного избирателя точка М. Если позиции избирателей распределяются между крайностями в обществе равномерно, мы получим нормальное распределение с пиком над точкой М. Общая площадь, находящаяся под кривой, представляет 100% голосующих. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им ближе по своим идеологическим воззрениям.

Число голосов избирателей

Крайне левые

Предположим, что имеются всего два кандидата. Если один из кандидатов выбирает срединную позицию (например, в точке М), то тогда он получит по крайней мере 50% голосов. Если же кандидат занимает позицию А, то он получит меньше 50% голосов. Если один кандидат занимает позицию в точке А, а другой — в точке М, то кандидат в точке А получит голоса избирателей, находящихся левее линии а (а — срединная позиция между А и М), т. е. меньшинство голосов. Кандидат, занимающий позицию М, сможет получить голоса избирателей, находящихся правее линии а, т. е. большинство. Представительная демократия — политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы власти. В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. Общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет программ, избирается один депутат, позиция которого далеко не полностью совпадает с предпочтениями избирателя. Усложняется и процедура голосования. Для избрания кандидата может требоваться относительное или абсолютное большинство.

Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Основным фактором, формирующим мнения значительной массы избирателей, могут быть средства массовой информации и прежде всего телевидение. Это не только удобный, но и сравнительно дешевый метод получения необходимой информации. Наконец, многие избиратели просто не участвовали в голосовании, т.к. они не видели пользы от участия в политическом процессе. Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением. Представительная демократия обладает рядом несомненных преимуществ. Она с успехом использует выгоды общественного разделения труда, т.е. избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь. В то же время при представительной демократии возможно принятие решений, не соответствующих интересам и чаяниям большинства населения, весьма далеким от модели медианного избирателя. Создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц.

57.Модель конкуренции групп давления за политические решения. В условиях представительной демократии качество и оперативность решений зависят от необходимой информации и стимулов, способствующих ее преобразованию в практические решения. Информация характеризуется альтернативными издержками. Для получения ее необходимы время и деньги. Рядовому избирателю небезразлично решение того или иного вопроса, однако влияние на своего депутата связано с затратами — придется писать письма, посылать телеграммы или звонить по телефону. Рациональный избиратель должен соотносить предельные выгоды от такого влияния с предельными затратами (издержками). Как правило, предельные затраты значительно превышают предельные выгоды, поэтому желание постоянно воздействовать на депутата у избирателя минимально. Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы на определенных вопросах, как, например, у производителей конкретных товаров и услуг (сахара или винно-водочных изделий, угля или нефти). Изменение условий производства (регулирование цен, строительство новых предприятий, объем государственных закупок, изменение условий импорта или экспорта) для них — вопрос жизни или смерти. Поэтому такие группы с особыми интересами стремятся поддерживать постоянную связь с представителями власти. Они используют для этого письма, телеграммы, средства массовой информации, организуют демонстрации и митинги, создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давление на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом. Группы со взаимными и значительными интересами могут с лихвой компенсировать свое затраты, если законопроект, который они отстаивают, будет принят, т.к. выгоды от принятия законе будут реализованы внутри группы, а издержки распределятся на все общество в целом. Депутаты также заинтересованы в активной поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет находить источники финансирования предвыборной кампании и политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы в лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических решений. В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллингапрактику взаимной поддержки путем «торговли голосами». Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат «покупает», отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

58.Модель бюрократии. Одним из направлений теории общественного выбора является экономика бюрократии. Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, — обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов. Экономика бюрократии согласно теории общественного выбора — это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для них свете. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название «системы вращающихся Дверей». Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела административными методами. С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их претворение в жизнь. Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата — людей, занятых поиском политической ренты. Поиск политической ренты — это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны. Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что I структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная конкуренция, большая самостоятельность бюрократии Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ. Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию, его содержанием — развитие «мягкой инфраструктуры», а конечной целью — создание конституционной экономики. Введенное У. Нисканеном понятие «мягкая инфраструктура» означает увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности, честность и ответственность за выполнен» контрактов, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.) и ограничение сфер деятельности государства.

59.Политико-экономический цикл. Политико-экономический (политический деловой) циклцикл экономической и политической активности правительства между выборами. Деятельность правительства между выборами подчинена определенным закономерностям. Она может быть описана следующим образом. После выборов осуществляется ряд мер. Эл меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Вновь пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборные обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а на оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в общем виде будет выглядеть примерно так (рис. ).

Экономическая активность правительства

Рис. Политико-экономический цикл

Отрезок Т1-Т2 отражает падение популярности правительства, отрезок Т2-ТЗ — наращивание активности, связанное с подготовкой предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой активности не должен находиться слишком далеко от предстоящих перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень активности в точке ТЗ был не ниже активности предшествующего правительства в точке Т1 Общий политико-экономический цикл может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом вписываются в указанную закономерность.

60. Проблема эффективного государственного вмешательства в экономику. «Провалы» (фиаско) государства (правительства) — это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Обычно к «провалам» государства относят: 1)Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решении: могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации. 2)Несовершенство политического процесса. Его основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, по иск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д. 3)Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост государственной аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области. 4)Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Деятельность государства, направленная на исправление «провалов» рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректировать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применять таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил.

52.Чистые частные и чистые общественные блага. В основу классификации благ положены два критерия: 1)степень доступности блага в потреблении, которая характеризуется признаками исключаемости или неисключаемости и 2)характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления, который характеризуется признаками избирательности или неизбирательности блага. Исключаемостъ в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому- либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей. Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Потребители вынуждены конкурировать за право потребления благом. Такое благо называют конкурентнымв потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получение тех же выгод для других. Такое благо является неконкурентным. В соответствии с указанными критериями блага делятся на частные и общественные. Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом. Ему свойственны признаки избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует его потреблению для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом. Оно обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Чистые общественные блага обладают рядом специфических характеристик. Присущая им абсолютная неизбирательность означает, что: 1)любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим; 2)включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод,

извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю. Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемостъ указывает т то, что: 1)данные блага обладают неделимостью, следовательно, 2)не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит 3)потребляются сообща.

53. Особенности спроса на общественные блага. Принцип убывающей полезности действует и в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон. Однако она имеет особенности. Во-первых, являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. Объем его потребления каждым потребителем равняется объему предложения блага. Во-вторых, поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, в кривые их спроса представляют собою предельные полезности для каждого данного объема блага, то предельная общественная полезность от его потребления представляет собою сумму всех предельных индивидуальных полезностей

МSВ = МВ +МВ + … + МВ = МВ. Поэтому: 1) объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены; 2)при спросе на чистое общественное благо цена, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых (объемов) спросов, т.е. путем вертикального суммирования цен. Рис. Спрос на частное благо.Рис. Спрос на общественное благо. Совокупный спрос на чистые частные блага формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса по горизонтали. При цене Р1 спрос индивида А равен 1. индивида Б — 2, индивида В — 3. Следовательно, совокупный объем спроса при данной цене равен 1 + 2 + 3 = 6. Совокупный спрос на чистые общественные блага формируется как сумма предельных полезностей для каждого индивида, представленных кривыми их спроса на общественное благо. При объеме блага q = 4 индивид А готов заплатить за дополнительную единицу блага Р = 3, а индивид Б — 8. Так как оба потребляют одинаковое количестве блага, общая предельная полезность для них, то есть готовность платить за дополнительную единицу блага, определяется сложением их предельных полезностей для данного объема предложения — МSВ = МВ + МВ = 3 + 8 = 11, или путем вертикального суммирования цен. Следует обратить внимание, спрос на чистое общественное благо отражает индивидуальные предельные полезности пользователей, а готовность платить прь потреблении одинакового его объема у каждого отдельного потребителя разная, Следовательно, не существует соответствия между суммой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель за дополнительную единицу блага, и издержками егс производства.

54. Производство общественных благ. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетника». Предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительным! внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей. Проблемой является определение эффективного (оптимального) объема производства чистого общественного блага. В основе ее решения используется общий принцип принятия оптимальных решений — благе должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды от дополнительное единицы блага должны уравниваться с предельными общественными издержками его производства то есть при МSВ = МSС. Кривая предложения 8 представляет предельные издержки производства каждой единицы блага Восходящая форма кривой предложения объясняется законом убывающей отдачи, который действует независимо от того, производятся ли общественные блага или частные. На рисунке спрос на чистое общественное благо субъекта «а» отражен как Dа, а субъекта «б» — как Dб. При этом готовность субъекта «а» платить за дополнительную единицу блага при объеме Q* составит величину (а), а субъекта «б» — (б). Их общая готовность платить МSВ = МВа + МВб, составит (а + б) Если предельные издержки производства блага — МС, то эффективным будет объем чистого общественного блага Q*, при МС =МВ.

Рис. Определение эффективного объема предоставления общественного блага Необходимо обратить внимание на следующие проблемы.

Потребляя благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом МВ = МС, ни один из потребителей не готов оплатить предоставление чистого общественного блага в объеме Q* и спрос на неге был бы нулевым. Совместное потребление блага не только позволяет достичь эффективного объема его потребления, но и способствует росту благосостояния всех его потребителей. Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей.

Второй аспект касается принципа финансирования производства чистого общественного блага. Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то казалось бы логичным взимать с потребителей одинаковую плату. Однако, как можно увидеть из приведенного рисунка, установление подобной платы (с) приведет к тому, что субъект «а» вынужден будет фактически прекратить потребление блага из-за превышения налогом получаемых им предельных выгод. У потребителя «б» готовность платить выше, и он будет продолжать предъявлять спрос. Однако он вынужден будет платить больше (б > б), причем за меньший объем (Q < Q*). Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы потребитель «а» платил меньше, а потребитель «б» больше, на что последний с готовностью согласится, так как в этом случае извлекаемая им полезность вырастет, а затраты снизятся. Следовательно, применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих различный уровень предельной полезности потребителей не является эффективным с точки зрения критерия эффективности Парето. Потребители общественных благ знают, что получение ими выгод возможно и без участия в финансировании производства общественных благ. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому по сравнению с эффективным, его объему производства.






Страницы: 1 | 2 | Весь текст