Чистоговорки Разучивание чистоговорок и самостоятельное их сочинение для обучающихся 1

Тема «Чистоговорки. Разучивание чистоговорок и самостоятельное их сочинение ( для обучающихся 1-го года обучения)

Задачи: учить правилам и приемам самостоятельного сочинения чистоговорок на разные темы; соблюдать интонационно-значимые части и высказывания; обучать детей самостоятельно подбирать рифмованные слова;

формировать фонетическую сторону речи;

активизировать воображение и словотворчество;

развивать слуховое восприятие, чувство ритма, умение работать в группах.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Ребята, для того чтобы начать нашу работу, вы должны определить сами тему занятия. А подскажет вам тему вот это маленькое четверостишие:

СЛАЙД № 1.

са-са-са – вот бежит лиса

су-су-су – вижу я лису

сы-сы-сы – рыжий хвост лисы

се-се-се- рассказали о лисе

- Что за четверостишие? (ответ: чистоговорка)

-Верно. Значит, какая тема нас увлечет сегодня? (ответы)

СЛАЙД №2.

Рисунок лисы.

Описание лисы детьми по наводящим вопросам учителя.

- А кто сочинил эту чистоговорку? (сочинили мы на прошлом занятии коллективно).

Молодцы.

СЛАЙД № 4.

- Прочитайте следующую чистоговорку и определите ее тему:

Ица-ица-ица- прилетела птица,

Ицу-ицу-ицу- покормлю я птицу,

Ицы-ицы-ицы – тонкий клюв у птицы,

Ице-ице-ице- сказочка о птице.

- О ком? О чем узнали?

-Что вы заметили, когда вы читали чистоговорки о лисе, о птице?

-Что необычного?

3. Сочинение чистоговорок. Вступительная беседа.

- Да, ребята, необычно то, что они сочиняются по правилам, которые мы сегодня должны разобрать, чтобы в дальнейшем мы с вами легко могли на любую тему интересные чистоговорки. Ведь и раньше народ их сочинял также. Но при этом кто-то просто напевал их себе, придумывая разные такие созвучные строчки, а кто- то даже задумывался над тем, что все-таки есть правила и приемы сочинения чистоговорок. А давайте мы тоже задумаемся, действительно ли есть какие – то правила, и нужно ли их знать. Если нужно, то для чего.

(Ответы детей)

- Верно, ребята. Непросто сочинять чистоговорки, но очень интересно.

- Попробуем?

1). Учитель задает определенное звукосочетание, а дети сочиняют двустишье с ним:

Например, ва-ва-ва — (дети подбирают рифмованное словосочетание, например, вкусная айва , ву-ву-ву – купили мы айву и т.д. ( учитель или дети задают звукосочетания и далее к ним подбирают рифмованные словосочетания)

2).Учитель предлагает закончить чистоговорку, выбрав слово с соответствующим слогом:

Например,

Лей-лей-лей — молока ….(налей, выпей, неси) и т.д.

3). Учитель или дети предлагают сочинить чистоговорку, изменив форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

СЛАЙД № 5.

5. Задания по группам:

а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла)

б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (ра-ра-ра высокая гора, оры-оры-оры- высокие горы)

в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

6. Самостоятельная работа.

Детям предлагается сочинить самостоятельно вторую часть чистоговорки, изменив форму слова сочинить четверостишие.

Шина-шина-шина-

7. Чтение чистоговорок, анализ.

8. Итог занятия.

- Понравилось ли вам сочинять чистоговорки?

- Какое у вас настроение?

- Выберите себе фишку, которой вы покажете свое настроение ( желтое – веселое, синее – грустное).