Тема статьиРоль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста

« Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста «

Игра очень широко используется в педагогическом процессе, как эффективное средство для решения воспитательно — образовательных задач. Её можно рассматривать так же и как форму организации жизни и деятельности детей. Эту важную функцию игры подчеркивала А.П.Усова , указывавшая , что игра дает возможность организовывать прежде всего жизнь самих детей , их активность и самостоятельность. Данная функция связана с тем, что в игре ребенок получает возможность применять свой опыт , знания, умения выбирать тему, развертывать сюжет, приглашать партнеров. Однако самостоятельность детей в игре относительна и на разных возрастных этапах проявляется в различной степени.

Так, ребенка младшего дошкольного возраста нужно научить играть, т.е. как отмечает А.В.Запорожец , он должен овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры. Поэтому , перед воспитателем второй младшей группы ставятся следующие задачи: содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих; развивать способность к замыслу, умение развивать в игре несколько последовательных эпизодов; учить детей ставить цель в игре, выбирать роли, придумывать несложный сюжет, воспитывать настойчивость в осуществлении задуманного, умение пользоваться в игре разными средствами; действовать и говорить в соответствии с ролью ; сооружать для задуманной игры постройки, самостоятельно подбирать игрушки. Таким образом, чтобы воспитать у детей умение самостоятельно строить сюжет и разыгрывать его, я использовала знания детей полученные в процессе наблюдений и ознакомления с литературными героями. Так для игры детей в «Дочки-матери» использовала уже известные малышам сюжеты, советуя и подсказывая объединяла 2-3 знакомых сюжета в один –приготовления еды, кормление куклы; прогулка с нею; купание куклы и укладывания ее спать.

Организованное наблюдение окружающей жизни, труда взрослых, деятельности старших детей и т.д. играет большую роль в развитии детских игр. Наблюдение нужно строить так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий ту или иную деятельность. Например, наблюдая вместе с детьми за трудом шофера, обращала внимание на то, что шофер работает на машине , перевозит грузы или людей. Он открывает дверцу кабины , садится за руль, заводит машину ; если она сломается, чинит её; нагружает или сгружает продукты. Такое педагогически направленное наблюдение помогает мне, как воспитателю, перевести детей от игровых действий , связанных с предметом , к игровым действиям, связанным с ролью.

Рассматривая игру в целом как средство нравственного воспитания, можно выделить ее стороны, имеющие наибольшее воспитательное значение. Так, через сюжет игры, ее содержание, игровые роли дети как бы становятся в положение взрослых, проникают в содержание их деятельности. Взяв на себя роль мамы, врача , шофера, ребенок ассоциирует себя с этими людьми, подражает им и таким путем усваивает не только внешние действия, но и их мотивы. Игра должна доставлять детям радость. Близкая, понятная малышу роль оказывает влияние на его отношение к сверстникам, содействует проявлению заботы о других, воспитанию дружбы и товарищества.