Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием

Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием.

В настоящее время растет количество детей с речевым отставанием. Такие дети, в редких случаях становятся инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает снеженную коммуникативность их речи. Тем не менее, каким бы ребенок не был, родители уверены, что их ребенок самый красивый, самый талантливый.

Никто в этом не сомневается, прежде всего мы – педагоги. Кто как ни мы призваны увидеть в маленьком человеке все самое лучшее и помочь этому лучшему раскрыться.

Я работаю в замечательном детском саду. В нашу группу приходят такие необыкновенные дети. Вместе с талантливыми мамами и папами.

С чего же начать работу по развитию речи с такими детьми? Ответ очевиден: нужно придумать что-то такое, чтобы дети бежали к нам и даже не думали ронять по утрам слезинки, расставаясь с родителями. Нужна волшебная палочка, которая покажет дорогу в мир детства, сказочных чудес, удивительных приключений. Туда, где всегда весело, красиво, интересно. Конечно, в догадались – речь идет о театре.

Театрализованная деятельность – это то, что необходимо всем детям, потому что, каждый хочет, чтобы его заметили и уделили ему внимание. И, поскольку в театре хотят выступать все без исключения, мы каждому подбираем роль.

У детей с речевым отставанием бедная мимика, отсутствует чувство ритма, поэтому, уже на первом этапе подготовки спектакля проводим упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, пантамимики.

Игра в театр увлекает всех. Маленькие артисты самоотверженно отрабатывают походку рыжей плутовки Лисы, веселые прыжки Зайчишки-трусишки, бег голодного сердитого волка. Дети учатся передавать образы и повадки. А мы, педагоги, не мешаем творческому процессу, стараемся рассказать как можно больше нового и интересного о животных, их повадках, образе жизни.

Театр – кладовая для решения многих педагогических задач. Эта деятельность развивает координацию движений, ориентировку в пространстве, память, внимание, речь. Игры в театр развивают творческую фантазию и выдумку, объединяет детей и учит их играть в коллективе.

Особенно важно участие в театрализованной деятельности детей с проблемами в речевом развитии. Поставить детей на сцену – результат получится потрясающий. Исчезнут страхи, стеснение, комплексы, конечно не сразу. Но мы не скупимся на похвалу и поддержку: даже если пока не совсем получается, но завтра обязательно получится.

Работа над текстом роли – замечательная коррекция речи. Здесь и улучшается дикция, и вырабатывается интонация, звукопроизношение, развивается связная речь, внимание и память.

В нашей группе несколько видов театра: театр картинок (фланелеграф), театр игрушек, пальчиковый театр, театр на ложках и т. д.

Особое внимание уделяется театру – оригами. Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребенка. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке, а затем драматизируют сказки. Особенно нашим детям нравится показывать спектакли для малышей.

Для достижения положительных результатов в развитии ребенка, невозможно ограничиваться работой. Проводимой только в группе детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Родители, видя как любимые дети спешат по утрам в детский сад, начинают прислушиваться, присматриваться к педагогам, и конечно, доверять, дружить. Если детям хорошо, то родители готовы помочь: и музыку записать, и костюмы сшить, помочь в изготовлении декораций.

Мы даже не подозревали, что нас увлечет театрализованная деятельность.

Решая поставленные задачи, мы, педагоги, родители, дети научились понимать, чувствовать друг друга, дружить. Наши дети: уверенные в себе, умеющие помогать друг другу, с красивой и правильной речью.