Статья Тема Значение развивающей игры для формирования умственных способностей ребенка

Значение развивающей игры для формирования умственных способностей ребенка.

« … воспитание будущего деятеля

Происходит прежде всего в игре…»

(А. С. Макаренко )

Известно, что на каждом возрастном этапе определенный вид деятельности является ведущим. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Развивающая игра нацелена не только на формирование личностных качеств ребенка, но главным образом, на развитие умственных способностей. А достижения в умственном развитии, к которым приходит ребенок благодаря развивающей игре, готовят его к школьному обучению.

Развивающие игры — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет как свои побудительные мотивы так и способы действия.

Развивающая игра открывает широкий возможности для развития познавательных процессов, поскольку в игре ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но и активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями , которая ведет к развитию ребенка.

Благодаря тому, развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится как бы его достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативности ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать « в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Игры, направленные на формирование умственных способностей требуют от ребенка целенаправленной активной мыслительной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточиться, чтобы найти верное решение. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. В игре формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.

Классификация игр.

1.

Игры направленные на развитие сенсорики ( спектр, восприятие оттенков, цветов)

Тактильное восприятие

Зрительное восприятие сложных форм

2. Игры на развитие мелкой моторики.

3. Игры на развитие внимания и памяти.

4.

Игры на развитие пространственного воображения.

Начальные математические представления.

Игра на классификации и обобщения.

Игры на символизацию (развитие абстрактного мышления.)

5. Развитие репродуктивного и творческого воображения (развитие фантазии)

6. Развитие речи (пересказ и сочинение сказок)

Благодаря развивающим играм осмысленная деятельность ребенка становится его личным достоянием. Перенос усвоенного опыта в готовые ситуации, в его собственных играх является важным показателем творческой инициативности ребенка.

Таким образом развивающие игры служат «нишей» для развития творческой способности с самого раннего возраста. Задания – ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей.