Развитие коммуникативной компетентности дошкольника

Система ДОУ рассчитана на работу с детьми, имеющими разные личностные и физические особенности. С учётом этих обстоятельств в каждом дошкольном учреждении подбирается подходящая специализированная программа, как правило, уже с определённым режимом и фиксированной сеткой занятий. В связи с большим количеством и разнообразием необходимых развивающих, оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий у детей остаётся мало времени для свободного общения и развития коммуникативных навыков, тогда как этот аспект деятельности трудно переоценить.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Пользуясь речью, ребёнок вступает в общение, организует его и поддерживает. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда. Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков также большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервнопсихическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; не равномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье. Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.

Характеризуя структуру коммуникативной компетенции, Л.В.Трубайчук выделяет следующие её компоненты: эмпатию – эмоциональное состояние ребёнка, его «вчувствование» в переживания другого человека; вежливость – умение соблюдать речевой этикет, употреблять в процессе общения вежливые слова; тактичность – хорошие манеры; гуманность – нравственное чувство, заключающееся в позитивном отношении к людям, являющееся проявлением человеколюбия и душевности; дружелюбие – способность проявлять интерес к людям, умение сделать им приятное; толерантность– способность проявлять терпимость, снисходительность в процессе взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, приходить к согласию, договариваться. Умение устанавливать и сохранять доброжелательные отношения со сверстниками – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно чувствовать себя в нём, развивать свой ум, способности и душевные качества. Сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребёнка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе совместной деятельности, приобрести бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.

Для формирования коммуникативной компетенции необходима целостная система работы в этом направлении. Она включает в себя:

- просветительскую и профилактическую деятельность,

- психологическую и педагогическую диагностику,

- развивающие и коррекционные занятия,

- а также индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей.

С целью психологического просвещения родителей и профилактики трудностей во взаимодействии используются следующие формы работы:

• тематические родительские собрания (пример собрания «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»);

• групповые консультации для родителей, обеспокоенных общей проблемой (пример групповой консультации с элементами тренинга «Секреты общения с детьми»);

• заочное консультирование — стенды, «раскладушки» с регулярно обновляющимся материалом.