Проект Что мы сажаем сажая леса


Проект «Что мы сажаем сажая леса».

Разработала ПДО Семутенко И.А.

Лабинск 2012 г.

Проект: коллективный, среднесрочный.

Цель:

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Задачи:

-Расширить у детей знания и представления о деревьях;

-Развивать эстетическое восприятие природных явлений;

-Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру;

-Научить различать деревья разных пород;

-Приобщать детей к выращиванию растений и уходу за ними.

Работа по реализации проекта:

-Подготовить и провести занятия. «Лес и человек», «Значение зеленых насаждений в нашей жизни», «Кустарники- какие они».- сентябрь 2011

-Написание и прослушивание рефератов – октябрь 2011.

-Проведение массового мероприятия «День леса».- ноябрь 2011.

-Работа с кроссвордом, «Что растет в лесу?» ноябрь 2011.

-Социологический опрос: (1. Для чего растут деревья. 2.Что будет если не будет деревьев? 3.Сколь растений вы посадили? 4Ваше любимое растение.) Каждый ученик опрашивает 10 человек, (родителей, одноклассников, учащихся своей школы) октябрь- ноябрь 2011.

-Проведение акции «Посади и вырасти дерево». Апрель 2012.

Работа в проекте состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

1.Методическая разработка занятия.

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, учебной программы, преподаванию курса в целом.

Разработка урока может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Приступая к написанию разработки урока необходимо:

1.Тчательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу.

2.Определить цель разработки.

3.Внимательно изучить литературу, методические пособия по выбранной теме.

4.Составить план и определить структуру разработки.

5.Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержание темы: раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения: осуществления связи теории с практикой на уроках; использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

2.Написание реферата.

Реферат- это письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы.

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат конспект и реферат- резюме. Реферат –конспект содержит фактическую информацию в обобщенном виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат- резюме содержит только основные положения данной темы.

В продуктивных рефератах выделяют реферат- доклад и реферат- обзор. Реферат- обзор составляется на основе нескольких источников и составляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате- докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы: этот реферат имеет развернутый характер.

Структура и признаки реферата.

Реферат имеет определенную композицию:

1.Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста, раскрывается проблематика выбранной темы.

2.Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются.

3.Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Реферат имеет следующие признаки:

-содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника:

-содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

Имеет постоянные структуры.

3.Массовые мероприятия.

Формы работы со школьниками имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей. В последнее время традиционные формы работы с книгой, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге уходят в прошлое, заменяясь новыми, более живыми, интерактивными формами работы: брейн-рингами, КВНами, различными играми, виртуальными путешествиями и т.п. Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться и если попытаться систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, по охвату читателей, по времени, затраченному на подготовку, нам представляется, что можно выделить 3 основные группы.

Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор литературы (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина.

Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра (брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс-конференция, конкурс.

Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы со школьниками: КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.

Отдельное место занимают такие сложные формы работы как клубы и кружки.

При подготовке и проведении мероприятий нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» (19, 106). Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников

7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире,

жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.

8. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, “рекламу“ книги и чтения.

Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Учитель должен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности. Сюда входят:

организационный момент: создание сценария, формирование команды, встречи с учителями, подготовка информации о мероприятии;

подготовительный этап: организация книжных выставок, проведение обзоров литературы, индивидуальная работа со школьниками, подготовка реквизита;

проведение мероприятия;

заключительный этап: обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов и альбомов.

Различные формы массовой работы имеют свои особенности.

Чтение вслух.

«Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые два-три года самый процесс чтения еще утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное»

Чтение вслух — наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с младшими школьниками. Между тем, в США еще в 70-е годы была разработана национальная программа поддержки свободного чтения и формирования мотивации к чтению как средство борьбы с функциональной неграмотностью, в основе которой лежало именно чтение вслух. Это неудивительно, ибо чтение вслух способствует созданию у школьников образных представлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия.

Оно помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста. Естественно, выбирая эту форму работы с книгой очень важно соблюдать определенные требования. Необходимо читать четко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, способное держать внимание ребенка, ибо не секрет, что монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками не будут слушать даже взрослые, каким бы интересным не было его содержание.

Иногда после чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Подчас более действенным оказывается просто чтение без комментариев, которое дает ребенку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное. Кстати заметим, что исследования называют одной из причин, которые отвращают детей от чтения, необходимость писать отзыв, отчет о прочитанном Можно предложить нарисовать рисунки после занятия, т.к. дети младшего школьного возраста охотно рисуют. Учитывая более сильное воздействие зрительных образов на ребенка, можно дополнить чтение вслух отрывками из мультфильмов.

При проведении таких занятий учитель должен учитывать следующие моменты. Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в первых-вторых классах 20-25 минут, в третьих – четвертых — 30-35 минут. Если чтение вслух сопровождается видеофрагментами, то их целесообразно показывать в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздействие на школьников и после них аудиторию очень трудно успокоить. Если учитель во время чтения заметил нарушение дисциплины, не следует прерывать чтение и делать замечания, надо постараться привлечь внимание нарушителей, чтобы не портить эффект для всех остальных и не создавать ситуации принуждения.

Обзоры литературы — это традиционная и проверенная форма работы, которая может быть действенной, если при ее использовании соблюдать несколько правил. Первое и самое главное – обзор должен быть интересным, живым. Сухая аннотация и скрупулезное перечисление выходных данных не интересны даже взрослым, не говоря уже об учащихся школы. Кроме того, с различными возрастными группами следует проводить различные виды обзоров. Например, младшие школьники намного лучше воспринимают материал, если рассказ перемежать беседой, зачитывать интересные отрывки

и показывать яркие иллюстрации. Поэтому наиболее приемлемым видом обзора здесь будет обзор-беседа или обзор у книжной выставки. Со старшими школьниками впрочем, ничуть не проще. Конечно, здесь можно провести классический библиографический обзор, или обзор-лекцию, когда рассказ о книге сменяется интересным фактическим материалом. Главная цель обзора и в том и в другом случае – привлечь внимание к книгам, заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять эту книгу и прочитать ее. В противном случае эффект будет обратный. Трудно даже представить себе вред от обзора литературы, когда библиотекарь формально «отбубнил» свой текст под слабый (или сильный) рокот класса.

Прекрасно «оживляют» обзор и привлекают внимание слушателей игровые моменты. В этом случае, перемежая подачу информации о книгах с фрагментами игр, можно добиться прекрасных результатов.

Методика проведения обзора литературы отработана. Каждый обзор должен иметь вступление, основную часть (непосредственное знакомство с книгами) и заключение. В обзоре библиотекарь должен кратко раскрыть содержание рекомендуемой литературы. Подчеркнем, что раскрыть содержание не означает пересказать его. Обзор для учащихся среднего и старшего возраста – это по сути дела, беседа или лекция на определенную тему с привлечением иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Дидактические требования – занимательность и доступность изложения, активизация слушателей. «Обзор должен вызвать интерес к книге или творчеству писателя, к теме чтения, вызвать у читателя желание самостоятельного знакомства с литературой»

«В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, и серьезными, и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка напряжения слушающих обзор подростков. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся до назначенного времени его окончания, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию: задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстративный материал, выразительно прочесть интересный отрывок из книги»

Обзор научно-популярной литературы должен привлекать внимание к познавательному материалу, содержащемуся в ней. Возможно, здесь необходимо разъяснить то, что может быть сложно, показать, как использовать данную книгу и сведения, приведенные в ней. В сегодняшних

условиях, когда явственно прослеживается тенденция образования как основы социализации учащихся, особенно важно подчеркнуть связь научных сведений с жизнью

Викторины и литературные загадки — это формы работы, которые развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьни

Не случайно они пользуются большим успехом у школьников. Действительно, здесь ребята могут проявить свои познания, а в том, что они это очень любят делать, нет никакого сомнения. (У меня перед глазами стоит сцена из мероприятия, которое мы проводили с второклассниками, когда желание малышей ответить на вопросы было так велико, что некоторые даже стонали, а один ребенок подползал по ковру все ближе и ближе к ведущему, держа высоко вверх поднятую руку). При проведении викторин существует одна опасность — эмоциональный накал иногда превышает нормы предельно допустимой концентрации, и тогда возникают шум, гвалт, и, что самое недопустимое – обиды и необъективность оценки. Поэтому надо сразу совершенно четко организовать систему ответов, которая позволит отвечать ребятам по порядку.

Подготовка к викторине — предварительная работа с предлагаемой литературой, организация книжной выставки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы.

Кстати, можно порекомендовать новые формы викторин – видеовикторина – показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к детским книгам.

Игры и праздники пользуются наибольшей популярностью у школьников, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности.

К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других.

Эти формы работы развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, придают мероприятиям живой, неформальный характер. Они расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.

Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведения обзора литературы или частью системы мероприятий, посвященных одной теме. Методика проведения предполагает, что библиотека объявляет заблаговременно тему литературной игры, книги, рекомендуемые для подготовки, демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре литературы. Срок подготовки может быть небольшим, примерно 10-15 дней, в значительной степени это зависит от объема предполагаемого материала.

Игры-путешествия для учащихся младших классов неплохо готовить с привлечением школьников среднего и старшего возраста, которые способны преобразиться в Незнайку, Доктора Айболита или Золушку. Если в игре присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно. Вспоминаю, как трепетно и осторожно переходили первоклассники через волшебную «речку», сделанную из куска ткани, какими круглыми глазами они смотрели на «лешего» (ученика 7 класса), который выскочил из-за угла, как дружно отвечали на вопросы бабы-Яги, стремясь найти волшебный ларец с драгоценными книгами. Понятно, что и восприятие в этом случае обостряется, и интерес возрастает.

Брейн-ринги, КВНы тоже можно проводить с маленькими читателями, но они не будут такими эффективными, потому что формы коллективной и самостоятельной работы еще сложны для них. Здесь существует опасность, что многие из ребят будут просто сидеть и тихо переживать. Зато при работе со школьниками среднего и старшего возраста эти формы незаменимы. Преимущества их в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.

Помимо брейн-рингов с ребятами постарше можно проводить различные игры, где самостоятельные задания перемежаются полезной и нужной информацией. Эти игры побуждают инициативу, стимулируют познавательные интересы.

Методика подготовки и проведения игр и состязаний включает несколько этапов: вначале продумывается тема, цель, форма игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. Учитель самостоятельно готовит вопросы, продумывает условия, пишет сценарий проведения игры. Учащимся дается время (от одной недели до месяца) на знакомство с темой и книгами. Можно познакомить предполагаемых участников игры с направлениями, по которым будет проводится игра. За одну — две недели до предполагаемого срока вывешиваются красочные объявления для зрителей. Формируется состав жюри, которое, кстати, может включать школьников более старшего возраста. При проведении игры целесообразно использовать музыку для создания праздничного настроения, для заполнения пауз при подсчете очков и т.д. Если по условиям конкурса предусматриваются письменные задания, необходимо заранее позаботиться о бумаге и карандашах. Перед началом игры ведущий четко объявляет правила и условия игры, очередность ответов, время на их обдумывание. Хорошо, если есть возможность поощрить победителей. Если нет призов, можно просто вывесить плакат с результатами конкурса.

Можно подчеркнуть, что при организации праздников программа не должна быть громоздкой, затянутой. Максимальное время проведения мероприятий для средних школьников не должно составлять больше часа. Как правило, литературный утренник или праздник строятся по следующей схеме: вступление библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественное чтение, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею праздника.

Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов.

Существует несколько этапов проведения конкурса.

Перед проведением конкурса необходимо тщательно продумать цели и условия его проведения, исходя из возрастных особенностей и возможностей учащихся. После этого создается положение о конкурсе, которое регламентирует состав участников, формы конкурсных работ, сроки проведения, требования к конкурсным работам. Кроме того, положение включает номинации конкурса, этапы конкурса, состав жюри, предусматривает поощрение победителей. Следующий этап

информационная работа. Информация о конкурсе должна быть доведена до всех потенциальных участников. Для этого вывешиваются красочные. Еще более продуктивным будет предварительное собеседование с классными руководителями, устная информация в классах. Для подведения итогов конкурса выбирается жюри, в состав которого можно включить учителей, организаторов воспитательной работы, представителей внешкольных организаций. После определения победителей наступает заключительный этап конкурса – награждение. Это не менее важная часть всего мероприятия и должна проводиться широко, открыто, возможно, даже в форме праздника. Моральное поощрение подчас оказывает даже более сильное воздействие, чем материальное, поэтому торжественное чествование победителей должно стать апофеозом конкурса.

Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, здесь можно возразить. Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы исполнителями было как можно большее количество школьников. Наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.

4.Работа с кроссвордом.

Кросворд (англ. Crossword — пересечение слов) или крестословица (дословный перевод, предложенный Владимиром Набоковым) — самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также Правила кроссворда

Кроссворд, как и многие игры, не имеет строгих правил и жёстких ограничений, но есть традиции, которых придерживается большинство «кроссвордных» изданий. Обычно, когда упоминаются «правила кроссворда», имеется в виду именно этот негласный стандарт, и уточняются только отклонения от негоравилоВариации

Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.

К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.Вместо текстовых определений могут выступать любые задачи, позволяющие дать ответ в одно слово (ребусы, иллюстрации, отдельные головоломки). Также встречаются «числовые» кроссворды, ответы на которые — не слова, а числа (например, даты неких событий).

Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.Очевидно, можно нарушить правило «одна ячейка — одна буква», но такой кроссворд уже не может считаться «классическим».

Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.Довольно часто для сетки используют разнообразные геометрические формы — например, круг со словами, вписываемыми по окружности и радиусам, или «звездочку» из пересекающихся кривых.

Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной

клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям).Если направление чтения отличается от европейского, то и порядок нумерации кроссворда может меняться. Например, в Израиле — справа налево и сверху вниз, в Японии — сверху вниз и слева направо.

Использование другой системы нумерации первых ячеек (например, по принципу «морского боя»), не отменяет того факта, что эта головоломка — кроссворд.

Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет (то, что в лингвистике называется pluralia tantum) или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).

Во многих языках это правило не имеет смысла (так как одно слово может выполнять роль и существительного, и прилагательного, и даже глагола) и не соблюдается.Исключение для множественного числа может трактоваться довольно широко, так что в кроссворде можно встретить не только «валенки» как название песни, но и «сапоги», «дети» и т. п. Естественно, определение к такому слову должно однозначно указывать на множественное число.

В ответах кроссворда не различаются прописные и строчные буквы. Во многих языках принято не делать различий между определёнными буквами (в частности, опускать диакритические знаки). В русском языке это правило применяется к букве «Ё», приравнивающейся к «Е».Встречаются кроссворды (чаще — сканворды), в которых «объединяются» буквы «Й» и «И». Это правило облегчает работу составителя в ущерб качеству головоломки.

Хорошим тоном (но не правилом) считается симметрия сетки кроссворда относительно вертикальной, горизонтальной или диагональных осей. Возможна также симметрия относительно центральной точки, при которой сетка не изменяется при повороте на 180°

5.Социологический опрос.

Для того чтобы увидеть результаты социологического опроса, вам достаточно принять в нем участие, проголосовав за наиболее близкий вам вариант.

Цели и задачи социологического опроса.

-Организовать и провести соцопрос среди учеников школы, с целью узнать что сделал каждый ребенок для того, чтобы наша планета стала «чище»

-Привлечь внимание как можно большего числа детей к проблеме незнания, путем проведения открытых занятий, викторин, конкурсов.

Проведение акции «Посади и вырасти дерево».

3 апреля 2012 в Эколого- биологическом центре прошла акция «Посади и вырасти своё дерево»

Цель акции: формирование ответственного отношения подрастающего поколения к сохранению природы родного края через активизацию практической и природоохранной деятельности детей.

В ходе акции было высажено 50 деревьев – ели : на территории эколого – биологического центра. Приняли участие 30 учеников сош №4 со своим классным руководителем.

Ребята с удовольствием взялись за такое важное дело, как озеленение нашего центра. Очень приятно внести свой вклад в общее дело.

Посадить дерево – это самое меньшее, что мы можем сделать для природы.

Выводы и предложения.

Актуальность этой проблемы очевидна- приобщить детей к выращиванию растений и уходу за ними.

Проект, «Что мы сажаем сажая леса» поможет научить детей понимать значение деревьев в нашей жизни. В процессе работы у кружковцев развиваются творческие способности, усиливается мотивация личности к познанию природы. Приобщение детей к природе, воспитание бережного и гуманного отношения к природе.

Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности.