Проект Наша классная газета

Организация проектной деятельности в учебное и внеурочное время.

Проект «Наша классная газета».

Кондратьева М.Ю.

учитель начальных классов,

МБОУ «ОГ № 24»,

г. Архангельск, 2012 г.

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенок должен приобрести новые умения — универсальные учебные действия, составляющих основу умения учиться.

Проектная деятельность позволяет успешно решать эти задачи. Работа над проектом даёт детям то, чему сложно научить на уроках в классе: самостоятельно искать, анализировать, отбирать, принимать решение. Проект — это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект даёт учащимся опыт практического применения самообучения.

Постановка проблемы

Как сделать процесс обучения личностно значимым, помочь детям приобрести и закрепить общеучебные навыки и умения, как активизировать внеклассную работу?

Газета может стать важным посредником взаимодействия детей и взрослых, средством развития творческих способностей детей, полигоном для отработки учебных и общеучебных умений. Газета имеет большой воспитательный потенциал младших школьников. Газета позволит родителям быть в курсе всех событий, принимать непосредственное участие в воспитательном процессе, наблюдать за развитием детей.

Таким образом и возникла идея создания собственной классной газеты по типу периодического печатного издания, вокруг издания которой можно построить внеклассную воспитательную работу, использовать и сделать социально-значимыми умения, приобретённые учащимися четвёртого класса на уроках русского языка, литературного чтения, риторики, изобразительного искусства, их опыт пользования компьютером, сетью Интернет.

Цель организации проекта «Наша классная газета»:

Формирование и развитие универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, творческих способностей, знакомство с профессиями посредством выпуска классной газеты.

Описание опыта

Поскольку некоторый опыт проектной деятельности у детей есть, я использовала не только внеурочное время, но учебный процесс для работы над проектом.

Данный проект довольно сложный и длительный, он был поделён на отдельные этапы, которые можно рассматривать, как самостоятельные проекты, у каждого из которого был свой отдельный конечный продукт (презентация «Газета как одна из форм передачи информации» и непосредственно выпуск самой газеты «Переменка»). Индивидуальные проекты также были собраны в рамках этих тем и форм презентации (защиты) продукта.

I этап – мотивационный.

Толчком послужил урок риторики «Служба новостей. Что такое информация. Газетная информация» и желание ребят выпустить газету к выпускному вечеру.

Возникли вопросы: как «устроена» газета, возникла необходимость познакомиться с историей газеты. Было проведено анкетирование. Затем мы определили тему и продукт проекта: «Наша классная газета».

II этап – планирующе-подготовительный.

На этом этапе мы занялись разработкой замысла проекта, сформулировали задачи. Начался сбор информации по интересующим темам. Дети объединились в группы.

Далее произошло распределение ролей-профессий, определение задач каждого. Были согласованы способы совместной деятельности. Составили план действий по созданию газеты.

III этап — информационно-операционный

Здесь началась реализация проекта. Собирался материал, вся информация перерабатывалась, сортировалась. Оформление продукта проекта происходило во внеурочное время, главным редактором и его помощниками при содействии классного руководителя.

IV этап — рефлексивно-оценочный.

На этом этапе происходило коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Представление и защита проекта нашего проекта произошла на родительском собрании «Акулята пера», где, кроме того, дети выступили в роли спец. корреспондентов различных периодических изданий, а родители были «известными экспертами в деле воспитания детей». Интервью и репортажи с этого события решено поместить в следующем выпуске «Переменки».

Результаты

В ходе реализации проекта дети получили знания о истории газеты, знания о том, как создаётся газета, о журналистских профессиях и людях, готовящих газету к выпуску. Дети попробовали себя в разных журналистских жанрах и профессиях. Выпустили 2 номера газеты «Переменка». Провели родительское собрание «Акулята пера».

Ограничения

Так как проект работает в течение длительного отрезка времени, чтобы не утратить интерес детей, необходимо ставить новые задачи, разнообразить формы работы, выходить на новый уровень, привлекать новых людей.

Вывод

Проектирование требует решения принципиально новых для педагога задач. В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе. 

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий их мир.