Программа гражданско — патриотического воспитания МОУ СОШ с Пигари Я – гражданин Ро_36304

Утверждаю

__________Нукатова С.

Приказ № от

Программа

гражданско — патриотического воспитания

МОУ «СОШ с. Пигари»

«Я – гражданин России»

Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Актуальность.

В настоящее время Россия снова переживает непростой исторический период, характеризующийся инфляцией, экономической дороговизной жизни, ее моральным обесцениванием.

Сложные социально-экономические перемены, происходящие в стране, ведут к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах общества. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма у молодежи. Стала очевидной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам. Противоречия, особенно обострившиеся в последнее время, диктуют необходимость поиска новых путей развития системы воспитания, оздоровления и досуговой деятельности.

Героические события истории нашего Отечества, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры, спорта еще являются нравственными идеалами, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса действий по гражданско-патриотическому воспитанию.

2.Концептуальная часть.

Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на повышение статуса патриотического воспитания, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций, с учетом регионального компонента и на основе традиций воспитательной системы школы.

Гражданско — патриотическое воспитание учащихся мы понимаем как многоплановую, систематическую, целенаправленную деятельность педагогического коллектива по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.

Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Программа направлена на формирование патриотического сознания, активной гражданской позиции, социализацию учащихся,

Конечным результатом программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и гражданственности.

Цель программы:

Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия для формирования личности человека, готового к достойной самореализации в условиях 21 века и для формирования социально-компетентного, активного, ответственного, высоконравственного, духовно-богатого, гражданина и патриота России.

Направления деятельности.

Моя малая родина.

Это направление предполагает:

*Изучение истории России, Саратовской области, района, родного села,

организация поисково — исследовательской работы, написание рефератов;

*проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми;

*проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории.

ктивизация и совершенствование деятельности школьного музея, изучение истории школы, закрепление школьных традиций.

* работа по благоустройству школьного здания и территории школы, проведение субботников, трудовых десантов, акций,

Ты гражданином быть обязан.

В рамках этого направления осуществляются мероприятия по изучению Конституции РФ, символов российского государства, встречи с депутатами районного и местного Совета, праздник вручения паспорта, день Конституции РФ.

Защитники Отечества.

Основное содержание этого направления: подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

Проведение уроков мужества.

Участие в смотре-конкурсе почетных караулов, в смотрах строя и военной песни.

Организация военно-спортивных игр «Зарница», «Зарничка», военно-полевых сборов для юношей 10 – 11 классов.

Встречи с военнослужащими, с ветеранами войны, конкурсы чтецов «О доблести, о мужестве, о славе», мероприятия по изучению военной истории Отечества.

Салют, Победа!

В рамках реализации этого направления программы школьники

*изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в митингах, интеллектуальных играх, акциях

*готовят программу агитбригады, концертные программы, выступления театральной студии.

*оказывают шефскую помощь ветеранам войны, ухаживают за памятниками павшим воинам.

Задачи программы.

Воспитательные.

Воспитать чувство патриотизма, гражданского долга, желание служить Родине и защищать ее.

Познакомить учащихся с жизненным путем и величием подвига воинов- защитников России, показать им образцы нравственного отношения к служению Родине.

Строить воспитание учащихся на традициях Российского государства.

Воспитать у учащихся чувство глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением.

Познакомить учащихся с историей родного села, воспитывать чувство любви и уважения к его историческому прошлому.

Помочь учащимся понять неповторимость, очарование, своеобразие родной стороны.

Развить у детей чувство рода, ответственность за свою родословную, гордость за свою фамилию.

Помочь учащимся осознать роль школы в жизни, развить чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником.

— Сформировать навыки правовой культуры учащихся.

— Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской

позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.

Образовательные.

Расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Подготовить к службе в Вооруженных силах.

Дополнить знания учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы, по истории России, краеведению, культуре, развить желание учащихся заниматься

Познакомить учащихся со спецификой музейного дела, организовать работу постоянно действующего музея школы.

Обучить учащихся военно-прикладным видам спорта, методам организации военно-спортивных игр, военно-полевых сборов.

Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях.

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем великих земляков.

Коммуникативные.

Развить у учащихся навыки коллективной деятельности

Развить у учащихся умение общения со сверстниками, взрослыми, младшими товарищами, престарелыми людьми на основе совместной творческой деятельности.

Построить позитивную систему межличностных взаимоотношений детей и взрослых.

Программа рассчитана на 5 лет, 2011 – 2015 годы.

План реализации программы

Мероприятия

Сроки проведения

Исполнитель

Ожидаемый результат

Формирование нормативно-правовой базы патриотического воспитания школьников

1.

На основе ФЗ «О днях воинской славы России» создать календарь памятных дат России, Саратовской области.

2011

Библиотекарь

Создание исторической основы патриотического воспитания.

2.

Создать и периодически пополнять картотеку федеральных и местных федеральных и местных законодательных актов по вопросам гражданского и патриотического воспитания граждан.

Весь период

Зам. директора по ВР, библиотекарь

Нормативно-правовая база государственной политики в области

Гражданско-патриотического воспитания

Методическая работа в области патриотического воспитания школьников

1.

Организация и проведение школьной конференции по теме «Российский патриотизм: истоки, современность, проблемы возрождения и развития»

2011

Зам. директора по ВР

Повышение квалификации педагогических работников

2.

Проведение семинаров, совещаний с классными руководителями, учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, реализующими программу гражданско-патриотического воспитания.

2011 -2012

Зам.директора по ВР,

Руководители МО

Повышение квалификации педагогических работников, расширение возможностей системы образования

3.

Проведение единого методического дня по организации работы по направлениям

«Малая моя родина», «Защитники Отечества»,

«Ты гражданином быть обязан», «Салют, Победа»

Ежегодно

Зам. директора по ВР

Повышение квалификации педагогических работников

4.

Провести презентацию разработок уроков, внеклассных воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию.

2011г.

2015 г.

Зам. директора по ВР

Распространение опыта гражданско-патриотического воспитания

5.

Обобщение накопленного опыта по организации гражданско-патриотического воспитания в школе.

2015

Зам. директора по В.Р.

Распространение опыта гражданско-патриотического воспитания.

6.

Разработать программу развития музея школы.

2012-2013

Знакомство учащихся со спецификой музейного дела, организовать работу постоянно действующего музея школы.

Направления деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

1.

Организация классных мероприятий с учащимися и их родителями по теме «Люблю тебя, родимый край»

Постоянно

Классные руководители

Развитие у учащихся умения общения со сверстниками, взрослыми, младшими товарищами, престарелыми людьми на основе совместной творческой деятельности.

2.

Организация сотрудничества с музеями и библиотеками и учреждениями дополнительного образования района по

изучению истории России, Саратовской области

Постоянно

Зам. директора по ВР,

Классные руководители

Пополнение знаний учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы по истории России, краеведению, культуре.

3.

Участие в фотоконкурсе «Красота мира», посвященного родной природе.

Октябрь-декабрь 2012 г.

Руководители ТО

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов.

4.

Интеллектуальный турнир «Саратов от А до Я»

2011 г.

Сентябрь-ноябрь

библиотекарь

Знакомство учащихся с историей родного города, воспитание чувства любви и уважения к его историческому прошлому.

5.

Интеллектуальная игра «Колесо истории»

Ноябрь 2013 г.

Зам. директора по ВР,

Классные руководители

Знакомство учащихся с историей родного города, воспитывать чувство любви и уважения к его историческому прошлому.

6.

День краеведческих знаний

Ежегодно

сентябрь

Классные руководители

Пополнение знаний учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы, по истории России, краеведению, культуре.

7.

Праздник Первого звонка «Здравствуй, школа»

Ежегодно

сентябрь

Классные руководители 9 и 11 классов

Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником

8.

Школьный день туризма.

Ежегодно

сентябрь

Зам. директора по ВР,

Классные руководители

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

9.

Литературная гостиная «Малая моя родина»

Ежегодно

Библиотекарь

Развитие творческих способностей, формирование эстетического вкуса.

10.

День ученика.

Ежегодно

октябрь

Педагог-организатор

Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником

11.

День рождения школы.

Ежегодно

май

Зам. директора по ВР,

Классные руководители

Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником

12.

Акция «Чистый двор -чистая улица»

Ежегодно

апрель

Совет лидеров

Развитие, становление и укрепление гражданской

позиции.

13.

Праздник последнего звонка.

Ежегодно

май

Зам. директора по ВР,

Классные руководители

Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником

14.

Праздник успеха.

Ежегодно май

Зам. директора по ВР,

Классные руководители

Осознание учащимися роли школы в жизни, развитие чувство гордости и ответственности за то, что ребенок является ее учеником

Создание ситуации успеха

ТЫ ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН

1.

Урок гражданина России.

Ежегодно

сентябрь

Классные руководители

-Знание принципов и ценностей демократического

гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком

обществе, о возможности граждан влиять на политику и жизнь своего города и государства в целом.

2.

Памятная дата России. День солидарности в борьбе с терроризмом

Ежегодно сентябрь

Зам. директора по ВР,

Развитие, становление и укрепление гражданской

позиции.

3.

Конференция учащихся «Учебный год: каким ему быть?»

Ежегодно

сентябрь

Зам. директора по ВР,

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции учащихся, приобретение опыта гражданских действий, демократического

поведения и общения.

4.

Операция «Подросток»

Ежегодно

Май- октябрь

Социальный педагог

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции

5.

День народного единства

Ежегодно

ноябрь

Классные руководители

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции

6.

Урок Конституции»

Что такое закон? Главный закон страны.

Ежегодно

декабрь

Классные руководители

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции

7.

Неделя правовых знаний

Права детей – защита государства.

Административная ответственность.

Уголовная ответственность.

Асоциальное поведение.

Ежегодно

ноябрь

Социальный педагог

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции учащихся, приобретение опыта гражданских действий, демократического

поведения и общения.

8.

Цикл занятий по программе «Мои профессиональные намерения»

Ежегодно

1 раз в месяц

Соц. пед.

Определение выбора жизненного пути, выбора профессии.

9.

Цикл бесед «Ты и закон» , встречи с представителями правоохранительных органов по профилактике правонарушений.

Ежегодно

1 раз в месяц

Соц. пед.

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции

10.

Цикл классных часов по профессиональному самоопределению учащихся «Твой выбор»

Ежегодно

1 раз в месяц

Классные руководители

Социальный педагог

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции

11.

Экскурсии образовательного характера на день открытых дверей в высшие и средние учебные заведения города.

Ежегодно

Март, апрель

Кл.рук.

Соц. пед.

Определение выбора жизненного пути, выбора профессии.

12.

Деловая игра «Покажи себя в полном блеске или как устроиться на работу» для 11- классников

Ежегодно

Классный руководитель

Формирование навыков правовой культуры учащихся

активной жизненной позиции

13.

День инспектора в школе

Ежегодно апрель

Социальный педагог

Развитие, становление и укрепление гражданской

позиции, отрицательного отношения к правонарушениям.

14.

Цикл занятий «Как бороться с вредными привычками.

Ежегодно

1 раз в месяц

Социальный педагог

Развитие, становление и укрепление гражданской

позиции, отрицательного отношения к правонарушениям

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

1.

Первенство района по волейболу

Сентябрь

Январь Ежегодно

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

2.

Месячник военно-патриотической и спортивно-массовой работы

Ежегодно

Январь-февраль

Зам директора по ВР

Овладение военно-прикладным видами спорта, методам организации военно-спортивных игр, подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

3.

Конкурс «А ну-ка, мальчики»

февраль

Педагог-организатор

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

4.

Слет настоящих мальчишек»

февраль

Педагог -организатор

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

5.

«Время выбрало нас» встречи с ветеранами афганской войны и контртеррористической операции в Чеченской республике.

Январь,

февраль

Руководитель ТО «Юный патриот»

Знакомство учащихся с жизненным путем и величием подвига воинов-защитников России, демонстрация им примеров нравственного отношения к служению Родине

6.

Организация работы ТО «Юный патриот»

Сентябрь, в течение года

Руководитель ТО «Юный патриот»

Овладение военно-прикладным видами спорта, методам организации военно-спортивных игр, подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

7.

Участие в конкурсе «А мы в армию готовы»

февраль

Руководитель ТО «Юный патриот»

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

8.

Смотр -конкурс почетных караулов.

Ежегодно

май

Руководитель ТО «Юный патриот»

подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

11.

Школьная «Зарничка» для учащихся 1 – 4 классов

Ежегодно

февраль

Руководитель ТО «Юный патриот»

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

12.

Заседание клуба старшеклассников «Есть такая профессия – Родину защищать»

Ежегодно

февраль

Зам.директора по ВР, классные руководители

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

13.

Участие в городском смотре конкурсе почетных караулов

февраль

Зам.директора по ВР

Овладение военно-прикладным видами спорта, методами организации военно-спортивных игр

14.

Смотр строя и военной песни

февраль

Зам.директора по ВР, классные руководители

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

15.

Акция «Поздравления защитникам Отечества»

февраль

Классные руководители

Формирование потребности в заботе о старшем поколении.

16.

Школьная «Зарница»

Ежегодно

май

Руководитель ТО «Патриот»

Овладение военно-прикладным видами спорта, методам организации военно-спортивных игр

17.

Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница»

Ежегодно

февраль

Зам.директора по ВР, классные руководители

Руководитель ОБЖ

подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

18.

День призывника

Ежегодно

ноябрь

Руководитель ОБЖ

подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

19.

Военно-полевые сборы десятиклассников

Ежегодно

май

Руководитель ОБЖ

подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

20.

Лыжня России.

Ежегодно

февраль

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

21.

Первенство района и города по минифутболу

Февраль, март

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

22.

Легкоатлетическое четырехборье.

Ежегодно

Апрель-май

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

23.

Легкоатлетическая эстафета

Ежегодно

апрель

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

24.

Майская эстафета.

Ежегодно

май

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

25.

туристический слет.

Ежегодно

май

Преподаватель ОБЖ

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

САЛЮТ, ПОБЕДА!

1.

Организация месячника «Вахта памяти»

Апрель-май, ежегодно

Совет лидеров

МО классных руководителей

Активизация работы по патриотическому воспитанию

2.

Цикл бесед — встреч с ветеранами

Великой Отечественной войны (участниками войны, тружениками тыла, детьми войны)

«Фронтовая судьба земляков»

Ежегодно, в течение года

Классные руководители

Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением

3.

Посещение музея

«По местам боевой Славы земляков»

Ежегодно, в течение года

Классные руководители

Библиотекарь

Расширение кругозора, пополнение знаний учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы, по истории России, краеведению, культуре, о людях, которые отдали свою жизнь за будущее России.

Воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

4.

Конкурс творческих работ (рисунков, сочинений, рефератов), посвященный юбилею Победы.

февраль

Руководители ТО

Учителя литературы

за. Директора по ВР

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов

5.

Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»

январь

Учителя литературы

Ст. вожатая

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

6.

«Мы не просто вспоминаем дни войны»

май

Театральная студия «Первоцвет»

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

7.

Итоговое КТД «Нам память досталась в наследство»

май

Совет лидеров

Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину.

8.

Акция «Поздравление ветерану»

Февраль

Май

Классные руководители

Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением

9.

Трудовой десант у памятника

Май

Совет лидеров

ТО «Юный патриот»

Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину.

10.

Митинг

Май

Совет лидеров

ТО «Юный патриот» Классные руководители

1 -11классов

Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину.

11.

Областной детско-юношеский конкурс творческих работ «И помнит мир спасённый!»

Апрель 2013

Руководители ТО

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

12.

Муниципальный детско-юношеский конкурс исполнителей патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Март 2011-15

Руководители ТО

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

Военно-патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности: из опыта работы

Кисляков Н.И.

МОУ «СОШ № 7», г. Усть-Илимск

События недавнего прошлого подтверждают, что экономическая дезинтеграция общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, происходит снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданско-патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Совершенно очевидно, что в этих условиях решение острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства является первостепенной задачей.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию [2].

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели образование к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон практической системы воспитания. Изменился и подход к воспитанию через целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях.Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2].

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В педагогических исследованиях прошлых лет многие ученые в том или ином аспекте рассматривали проблему военно-патриотического воспитания. Так, В.В. Белоусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородникова, Д.Н. Щербаков и другие рассматривали патриотизм как нравственное чувство, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев – как моральный принцип, И.С. Марьянко, И.П. Егоров, Ю.П. Сокольников – как нравственное качество [3].

Решение задач военно-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения позволило выстроить органичную систему учебно-воспитательной работы.

Целью данной работы стало развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение некоторых задач: воспитание гражданина и патриота, формирование нравственных ценностей, чувства долга, готовности к защите Отечества, любви к родному краю, городу – через историческую память и любовь к семье, дому, школе, старшему поколению.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников выстроена с учетом таких принципов деятельности, как индивидуальный подход, соуправление, развитие творческого потенциала учащихся.

Становление деятельности по гражданско-патриотическому направлению началось в 2000 году, когда в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Усть-Илимска Иркутской области было сформировано общественное объединение учащихся 5-11 классов, отряд «Юнармейцы». Один из критериев успешной деятельности отряда – привлечение к работе большого количества учащихся.

В рамках деятельности отряда «Юнармейцы» можно выделить несколько основных направлений.

«Школа выживания»

Цель данного направления – подготовка допризывной молодежи к службе в рядах вооружённых сил. Этому способствует организация и проведение военно-спортивных игр «Зарничка» (2-7 классы); «Зарница» (8-9 классы); «Орлёнок» (10-11 классы). Большую роль при этом играет преемственность игр, проведение их в лучших традициях российского военного дела.

Кроме проведения военно-спортивных игр ведется работа по ознакомлению учащихся с символами российской, областной и муниципальной государственности: гербом, флагом, гимном, а также воспитанию уважения к государственной символике. Результатом данной работы стало формирование знаменной группы, которая открывает не только школьные, но и многие городские мероприятия.

Постоянно поддерживается связь с организациями военно-технического направления (Военный комиссариат, Управление по делам ГО и ЧС, пожарная часть № 30 города Усть-Илимска). Координируется работа отрядов юных инспекторов дорожного движения (пропаганда правил дорожного движения, участие в школьных и городских конкурсах ЮИДД).

В рамках внеклассной работы проводятся мероприятия по подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ, по выработке практических навыков и умений действовать в чрезвычайных ситуациях, безопасному поведению в экстремальных ситуациях, оказанию самопомощи и взаимопомощи.

«Милосердие»

Учащиеся нашей школы активно сотрудничают с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, воинами, отслужившими в «горячих точках». Ведется планомерная работа по оказанию помощи ветеранам, посещение на дому, организации встреч с участниками Великой Отечественной войны и других войн, включению их в учебно-воспитательный процесс.

Деятельность по данным направлениям осуществляется на основании плана работы на год, в планировании работы принимают участие не только школьники, но и педагогические работники: в рамках школьной работы это проведение классных часов, в рамках городской – участие в совместных мероприятиях-встречах, библиотечных лекциях и пр.

«Спорт и здоровье»

Данное направление включает в себя участие в месячниках патриотического воспитания, эстафетах, туристических слётах, соревнованиях.Самым запоминающим мероприятием для ребят являются подготовка и участие в городских военно-спортивных играх «Зарница» и «Орлёнок».Ребята соревнуются в таких конкурсах, как стрельба из пневматической винтовки, военно-спортивная полоса, туристическая полоса, оказание первой медицинской помощи пострадавшему, преодоление полосы ГО, разбивка военно-полевого лагеря и приготовление пищи, выпуск боевых листков, конкурсах «На привале», «Пожарная полоса», конкурс песни и строя.

«Творческая деятельность»

Отряд регулярно проводит фестивали, смотры-конкурсы на военно-патриотическую тематику, Дни Воинской Славы России и другие мероприятия.В составе жюри в конкурсах принимают активное участие ветераны, что способствует поддержанию связи поколений, развивает у школьников интерес к изучению боевого прошлого, воспитывает у них чувство гордости и ответственности перед старшим поколением. Также юнармейцы принимают участие в городских митингах, праздниках-шествиях, уборке городских памятников, возложении венков и гирлянд к памятникам Воинской славы, в несении вахты памяти.Муниципальная программа «Патриот России» дает возможность ребятам из отряда «Юнармейцы» принять участие в городских месячниках патриотического воспитания школьников и молодёжи. Работа отряда «Юнармейцы» неоднократно отмечена дипломами, грамотами и кубками за активное участие в общественном движении «Патриот России», освещена в средствах массовой информации.

В состав отряда «Юнармейцы» входят не только одарённые дети, но и дети так называемой группы «риска». Все члены объединения располагаются на разных ступеньках социальной лестницы: кто выше, кто ниже, в зависимости от своего жизненного опыта, возраста, характера, здоровья, отношения к товарищам, что и определяет в комплексе человеческую личность.

Военно-патриотическая работа, проводимая как на уроках по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, так и во внеклассной деятельности, позволила собрать комплексный методический материал, индивидуализированный по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности учащихся, что позволяет обеспечить продуктивную самостоятельную работу школьников на учебных занятиях и развивает потребность в рефлексивной творческой деятельности.Выстроенная система позволяет воспитанникам добиться высоких результатов в жизни: многие выпускники отряда обучаются в высших учебных заведениях, а двое из них выбрали специальности, связанные с деятельностью нашего объединения: Клименков Андрей – Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище; Смирнов Александр – Уральское высшее военное училище противоздушной обороны.

Таким образом, реализация поставленных целей и задач военно-патриотической работы способствует воспитанию у учащихся таких качеств, как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, формированию нравственности, что является одним из основополагающих принципов образования. Кроме того, ребята учатся отстаивать свои интересы, владеть своими чувствами, уважению и взаимопониманию. Такое взаимодействие служит основой формирования единого коллектива, единства взглядов, доброжелательных отношений и стремления к достижению общей цели, что в свою очередь позволяет нашему коллективу, отряду «Юнармейцы» расти и совершенствоваться, достигать новых высот.

Литература

Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1987.

Васнев В.В. Надежная школа патриотизма. – М.: Изд-во «Русский журнал», 2002.

Качалова В.Г., Кондратов К.С. Патриотизм. – М.: Изд-во «Вече», 1998.

Фролова Ю.А. Здоровый образ жизни. – Пермь: Изд-во «Звезда», 1991.






Страницы: 1 | 2 | 3 | Весь текст