Программа гражданско — патриотического воспитания МОУ СОШ с Пигари Я – гражданин Ро_36304

Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница»

Ежегодно

февраль

Зам.директора по ВР, классные руководители

Руководитель ОБЖ

подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

18.

День призывника

Ежегодно

ноябрь

Руководитель ОБЖ

подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

19.

Военно-полевые сборы десятиклассников

Ежегодно

май

Руководитель ОБЖ

подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии

20.

Лыжня России.

Ежегодно

февраль

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

21.

Первенство района и города по минифутболу

Февраль, март

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

22.

Легкоатлетическое четырехборье.

Ежегодно

Апрель-май

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

23.

Легкоатлетическая эстафета

Ежегодно

апрель

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

24.

Майская эстафета.

Ежегодно

май

Руководители спортивных секций

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

25.

туристический слет.

Ежегодно

май

Преподаватель ОБЖ

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья.

САЛЮТ, ПОБЕДА!

1.

Организация месячника «Вахта памяти»

Апрель-май, ежегодно

Совет лидеров

МО классных руководителей

Активизация работы по патриотическому воспитанию

2.

Цикл бесед — встреч с ветеранами

Великой Отечественной войны (участниками войны, тружениками тыла, детьми войны)

«Фронтовая судьба земляков»

Ежегодно, в течение года

Классные руководители

Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением

3.

Посещение музея

«По местам боевой Славы земляков»

Ежегодно, в течение года

Классные руководители

Библиотекарь

Расширение кругозора, пополнение знаний учащихся информацией, не входящей в рамки школьной программы, по истории России, краеведению, культуре, о людях, которые отдали свою жизнь за будущее России.

Воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

4.

Конкурс творческих работ (рисунков, сочинений, рефератов), посвященный юбилею Победы.

февраль

Руководители ТО

Учителя литературы

за. Директора по ВР

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов

5.

Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»

январь

Учителя литературы

Ст. вожатая

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

6.

«Мы не просто вспоминаем дни войны»

май

Театральная студия «Первоцвет»

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

7.

Итоговое КТД «Нам память досталась в наследство»

май

Совет лидеров

Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину.

8.

Акция «Поздравление ветерану»

Февраль

Май

Классные руководители

Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения к людям, отдавшим свои силы, труд, здоровье, жизнь Родине, желание окружить ветеранов Великой Отечественной войны заботой, вниманием, почтением

9.

Трудовой десант у памятника

Май

Совет лидеров

ТО «Юный патриот»

Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину.

10.

Митинг

Май

Совет лидеров

ТО «Юный патриот» Классные руководители

1 -11классов

Развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину.

11.

Областной детско-юношеский конкурс творческих работ «И помнит мир спасённый!»

Апрель 2013

Руководители ТО

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

12.

Муниципальный детско-юношеский конкурс исполнителей патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

Март 2011-15

Руководители ТО

Развитие у учащихся заложенных природой способностей и талантов, воспитание патриотизма средствами культуры и искусства.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

Военно-патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности: из опыта работы

Кисляков Н.И.

МОУ «СОШ № 7», г. Усть-Илимск

События недавнего прошлого подтверждают, что экономическая дезинтеграция общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, происходит снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданско-патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Совершенно очевидно, что в этих условиях решение острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства является первостепенной задачей.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию [2].

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели образование к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон практической системы воспитания. Изменился и подход к воспитанию через целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях.Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2].

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В педагогических исследованиях прошлых лет многие ученые в том или ином аспекте рассматривали проблему военно-патриотического воспитания. Так, В.В. Белоусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородникова, Д.Н. Щербаков и другие рассматривали патриотизм как нравственное чувство, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев – как моральный принцип, И.С. Марьянко, И.П. Егоров, Ю.П. Сокольников – как нравственное качество [3].

Решение задач военно-патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения позволило выстроить органичную систему учебно-воспитательной работы.

Целью данной работы стало развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение некоторых задач: воспитание гражданина и патриота, формирование нравственных ценностей, чувства долга, готовности к защите Отечества, любви к родному краю, городу – через историческую память и любовь к семье, дому, школе, старшему поколению.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников выстроена с учетом таких принципов деятельности, как индивидуальный подход, соуправление, развитие творческого потенциала учащихся.

Становление деятельности по гражданско-патриотическому направлению началось в 2000 году, когда в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Усть-Илимска Иркутской области было сформировано общественное объединение учащихся 5-11 классов, отряд «Юнармейцы». Один из критериев успешной деятельности отряда – привлечение к работе большого количества учащихся.

В рамках деятельности отряда «Юнармейцы» можно выделить несколько основных направлений.

«Школа выживания»

Цель данного направления – подготовка допризывной молодежи к службе в рядах вооружённых сил. Этому способствует организация и проведение военно-спортивных игр «Зарничка» (2-7 классы); «Зарница» (8-9 классы); «Орлёнок» (10-11 классы). Большую роль при этом играет преемственность игр, проведение их в лучших традициях российского военного дела.

Кроме проведения военно-спортивных игр ведется работа по ознакомлению учащихся с символами российской, областной и муниципальной государственности: гербом, флагом, гимном, а также воспитанию уважения к государственной символике. Результатом данной работы стало формирование знаменной группы, которая открывает не только школьные, но и многие городские мероприятия.

Постоянно поддерживается связь с организациями военно-технического направления (Военный комиссариат, Управление по делам ГО и ЧС, пожарная часть № 30 города Усть-Илимска). Координируется работа отрядов юных инспекторов дорожного движения (пропаганда правил дорожного движения, участие в школьных и городских конкурсах ЮИДД).

В рамках внеклассной работы проводятся мероприятия по подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ, по выработке практических навыков и умений действовать в чрезвычайных ситуациях, безопасному поведению в экстремальных ситуациях, оказанию самопомощи и взаимопомощи.

«Милосердие»

Учащиеся нашей школы активно сотрудничают с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, воинами, отслужившими в «горячих точках». Ведется планомерная работа по оказанию помощи ветеранам, посещение на дому, организации встреч с участниками Великой Отечественной войны и других войн, включению их в учебно-воспитательный процесс.

Деятельность по данным направлениям осуществляется на основании плана работы на год, в планировании работы принимают участие не только школьники, но и педагогические работники: в рамках школьной работы это проведение классных часов, в рамках городской – участие в совместных мероприятиях-встречах, библиотечных лекциях и пр.

«Спорт и здоровье»

Данное направление включает в себя участие в месячниках патриотического воспитания, эстафетах, туристических слётах, соревнованиях.Самым запоминающим мероприятием для ребят являются подготовка и участие в городских военно-спортивных играх «Зарница» и «Орлёнок».Ребята соревнуются в таких конкурсах, как стрельба из пневматической винтовки, военно-спортивная полоса, туристическая полоса, оказание первой медицинской помощи пострадавшему, преодоление полосы ГО, разбивка военно-полевого лагеря и приготовление пищи, выпуск боевых листков, конкурсах «На привале», «Пожарная полоса», конкурс песни и строя.

«Творческая деятельность»

Отряд регулярно проводит фестивали, смотры-конкурсы на военно-патриотическую тематику, Дни Воинской Славы России и другие мероприятия.В составе жюри в конкурсах принимают активное участие ветераны, что способствует поддержанию связи поколений, развивает у школьников интерес к изучению боевого прошлого, воспитывает у них чувство гордости и ответственности перед старшим поколением. Также юнармейцы принимают участие в городских митингах, праздниках-шествиях, уборке городских памятников, возложении венков и гирлянд к памятникам Воинской славы, в несении вахты памяти.Муниципальная программа «Патриот России» дает возможность ребятам из отряда «Юнармейцы» принять участие в городских месячниках патриотического воспитания школьников и молодёжи. Работа отряда «Юнармейцы» неоднократно отмечена дипломами, грамотами и кубками за активное участие в общественном движении «Патриот России», освещена в средствах массовой информации.

В состав отряда «Юнармейцы» входят не только одарённые дети, но и дети так называемой группы «риска». Все члены объединения располагаются на разных ступеньках социальной лестницы: кто выше, кто ниже, в зависимости от своего жизненного опыта, возраста, характера, здоровья, отношения к товарищам, что и определяет в комплексе человеческую личность.

Военно-патриотическая работа, проводимая как на уроках по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, так и во внеклассной деятельности, позволила собрать комплексный методический материал, индивидуализированный по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности учащихся, что позволяет обеспечить продуктивную самостоятельную работу школьников на учебных занятиях и развивает потребность в рефлексивной творческой деятельности.Выстроенная система позволяет воспитанникам добиться высоких результатов в жизни: многие выпускники отряда обучаются в высших учебных заведениях, а двое из них выбрали специальности, связанные с деятельностью нашего объединения: Клименков Андрей – Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище; Смирнов Александр – Уральское высшее военное училище противоздушной обороны.

Таким образом, реализация поставленных целей и задач военно-патриотической работы способствует воспитанию у учащихся таких качеств, как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, формированию нравственности, что является одним из основополагающих принципов образования. Кроме того, ребята учатся отстаивать свои интересы, владеть своими чувствами, уважению и взаимопониманию. Такое взаимодействие служит основой формирования единого коллектива, единства взглядов, доброжелательных отношений и стремления к достижению общей цели, что в свою очередь позволяет нашему коллективу, отряду «Юнармейцы» расти и совершенствоваться, достигать новых высот.

Литература

Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1987.

Васнев В.В. Надежная школа патриотизма. – М.: Изд-во «Русский журнал», 2002.

Качалова В.Г., Кондратов К.С. Патриотизм. – М.: Изд-во «Вече», 1998.

Фролова Ю.А. Здоровый образ жизни. – Пермь: Изд-во «Звезда», 1991.






Страницы: 1 | 2 | 3 | Весь текст