Пересказ рассказа ММПришвина Золотой луг
Конспект занятия по методике развития детской речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.
Тема: Пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг»
Образовательные задачи: довести до детей содержание и художественную форму рассказа; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определение и сравнения; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; развитие слуховой памяти.
Воспитательные задачи: воспитать бережное отношение к природе, воспитывать культуру речевого общения; Воспитывать умение детей внимательно слушать; воспитывать любовь к художественной литературе.
Словарные задачи: активизация словаря; обогащение словаря – промысел, пяту, фукну.
Предварительная работа: чтение рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг».
Материалы и оборудование: портрет М.М.Пришвина; картина с изображением луга; картина с изображением одуванчика.
Ход занятия.
Части |
Содержание работы |
Методы и приемы |
I Вводная |
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Золотой луг» М.М.Пришвина. -М.Пришвин родился в бедной семье. Его отец рано умер и вся забота о хозяйстве и воспитании детей легла на мать. Маму свою Михаил Михайлович очень любил и эту любовь сохранил до самой своей смерти. Пришвин много пишет о природе, о ее красоте. Он написал такие рассказы: «Ребята и утята», «Лесной доктор», «Гаечки». |
Обращение, рассматривание портрета, показ книг. |
II Основная |
-Весна красна цветами, а очень пирогами. Почему так говорят? (весной все цветет, осенью собирают урожай). Молодец , Даша. -Сейчас я вам прочитаю рассказ писателя М.Пришвина «Золотой луг». -Что я вам прочитала? (рассказ) -Почему вы думаете, что это рассказ? (в нем нет волшебства, там все как в жизни). Умница, Никита. -О чем этот рассказ? ( о природе, о золотом луге). -С чем Пришвин сравнивал одуванчик? (с ладошкой человека) -Ребята, а как вы поняли слово «фукнуть»? (это значит подуть на белый одуванчик, и он разлетится). Умница, Никита. -А как вы поняли слово промысел? (Ребята пошли на рыбалку, идут по своему интересу – значит промысел) -А слово «в пяту»? (значит позади, за мальчиками). Молодец, Таня. -Ребята, прочитаю вам рассказ еще раз, будьте внимательны и постарайтесь его запомнить. -Автор сказал про луг-золотой. А еще какой может быть луг? (разноцветный, веселый, красивый) -А сейчас придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? (желтый, белый , пушистый, серебристый, легкий) -С чем вы можете сравнить одуванчик? (парашютик, снежок, пушинка, солнышко) Молодцы. -Автор сказал: «Одуванчик – загадочный цветок!» А вы с ним согласны? (Одуванчик – загадочный цветок, потому что в пору цветения и созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок) -А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя – рассказчика? Об этом герой говорит в последнем предложении: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вставали с нами». -Рассказ М.Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? (от лица мальчика) –Умница, Таня. -Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? (мальчик наблюдательный, потому что, когда он утром ходил на рыбалку, он заметил, что луг зеленый, а возвращался, луг был золотой).И ему удалось раскрыть секрет этих цветов. -А кто хочет пересказать рассказ «Золотой луг». Заслушиваем пересказ трех детей. Молодцы. |
Обращение к детям, вопрос Оценка Художественное слово Вопрос Оценка Вопрос, оценка Объяснение слов воспитателем, оценка Художественное слово Вопросы Привлечение у художественному языку Оценка Беседка по содержанию, высказывания детей Обращение, привлечение к художественному языку, оценка |
III Заключительная |
-Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да) -Давайте послушаем еще раз пересказ рассказа Антоном, умница, Антон. -Попросите родителей почитать вам и другие рассказы М.Пришвина. -А на занятии по ИЗО деятельности мы с вами нарисуем красивые одуванчики. |
Обращение, оценка вопроса Приобщение к художественному языку, оценка |