Пересказ рассказа ММПришвина Золотой луг

Конспект занятия по методике развития детской речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе.

Тема: Пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг»

Образовательные задачи: довести до детей содержание и художественную форму рассказа; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определение и сравнения; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; развитие слуховой памяти.

Воспитательные задачи: воспитать бережное отношение к природе, воспитывать культуру речевого общения; Воспитывать умение детей внимательно слушать; воспитывать любовь к художественной литературе.

Словарные задачи: активизация словаря; обогащение словаря – промысел, пяту, фукну.

Предварительная работа: чтение рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг».

Материалы и оборудование: портрет М.М.Пришвина; картина с изображением луга; картина с изображением одуванчика.

Ход занятия.

Части

Содержание работы

Методы и приемы

I Вводная

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Золотой луг» М.М.Пришвина.

-М.Пришвин родился в бедной семье. Его отец рано умер и вся забота о хозяйстве и воспитании детей легла на мать. Маму свою Михаил Михайлович очень любил и эту любовь сохранил до самой своей смерти. Пришвин много пишет о природе, о ее красоте. Он написал такие рассказы: «Ребята и утята», «Лесной доктор», «Гаечки».

Обращение, рассматривание портрета, показ книг.

II Основная

-Весна красна цветами, а очень пирогами. Почему так говорят? (весной все цветет, осенью собирают урожай). Молодец , Даша.

-Сейчас я вам прочитаю рассказ писателя М.Пришвина «Золотой луг».

-Что я вам прочитала? (рассказ)

-Почему вы думаете, что это рассказ? (в нем нет волшебства, там все как в жизни). Умница, Никита.

-О чем этот рассказ? ( о природе, о золотом луге).

-С чем Пришвин сравнивал одуванчик? (с ладошкой человека)

-Ребята, а как вы поняли слово «фукнуть»? (это значит подуть на белый одуванчик, и он разлетится). Умница, Никита.

-А как вы поняли слово промысел? (Ребята пошли на рыбалку, идут по своему интересу – значит промысел)

-А слово «в пяту»? (значит позади, за мальчиками). Молодец, Таня.

-Ребята, прочитаю вам рассказ еще раз, будьте внимательны и постарайтесь его запомнить.

-Автор сказал про луг-золотой. А еще какой может быть луг? (разноцветный, веселый, красивый)

-А сейчас придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? (желтый, белый , пушистый, серебристый, легкий)

-С чем вы можете сравнить одуванчик? (парашютик, снежок, пушинка, солнышко) Молодцы.

-Автор сказал: «Одуванчик – загадочный цветок!» А вы с ним согласны? (Одуванчик – загадочный цветок, потому что в пору цветения и созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок)

-А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя – рассказчика? Об этом герой говорит в последнем предложении: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вставали с нами».

-Рассказ М.Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? (от лица мальчика) –Умница, Таня.

-Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? (мальчик наблюдательный, потому что, когда он утром ходил на рыбалку, он заметил, что луг зеленый, а возвращался, луг был золотой).И ему удалось раскрыть секрет этих цветов.

-А кто хочет пересказать рассказ «Золотой луг».

Заслушиваем пересказ трех детей. Молодцы.

Обращение к детям, вопрос

Оценка

Художественное слово

Вопрос

Оценка

Вопрос, оценка

Объяснение слов воспитателем, оценка

Художественное слово

Вопросы

Привлечение у художественному языку

Оценка

Беседка по содержанию, высказывания детей

Обращение, привлечение к художественному языку, оценка

III Заключительная

-Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да)

-Давайте послушаем еще раз пересказ рассказа Антоном, умница, Антон.

-Попросите родителей почитать вам и другие рассказы М.Пришвина.

-А на занятии по ИЗО деятельности мы с вами нарисуем красивые одуванчики.

Обращение, оценка вопроса

Приобщение к художественному языку, оценка