Пение как основной вид музыкальной деятельности детей

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Н.Г.Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству». Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще до конца не понимая ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил еще К.Д.Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу… вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…». Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать игры, сопровождает танец, хоровод, игру на инструментах..

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительно отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано. Сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Ребенок – дошкольник не просто познает язык музыкальный речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей самостоятельной исполнительской деятельности.

Рекомендации воспитателям по разделу «Пение».

Прежде всего хотелось бы сказать об охране детского голоса.

В дошкольном возрасте голосовой аппарат детей еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания их краев, характеризуется недостаточной звонкостью, легкостью и требует к себе бережного отношения. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых; разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей; не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Еще хотелось бы поговорить о самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвеным:

-во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

-во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

-в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенно материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок – нот, нотное лото, пианино с нарисованной клавиатурой, дисков с картинками тех песен, которые изучаются на музыкальных занятиях и т.д.

Воспитатель должен присматриваться к детям и на основе этих наблюдений организовать каждого ребенка, стараться заинтересовать его музыкальной деятельностью. Для этого нужно соучаствовать в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель должен наметить следующие моменты:

-что нового надо внести в оборудование музыкальной деятельности;

-за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы и склонности детей;

-какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Последний вопрос, о котором бы хотелось поговорить — это о совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

За общую постановку музыкального воспитания в детском саду отвечает музыкальный руководитель, а воспитатель находится в тесном контакте с ним:

-активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях

( поет песни вместе с детьми в младших и средних группах; помогает их разучивать; оценивает исполнение детей; участвует в показе новых песен или танцев; разучивает элементы танцев вместе детьми);

-в старших группах направляет детей, подсказывая им какое-либо движение, напоминая то или иное построение; дает отдельные указания в игре ит.д., но для этого нужно очень хорошо самому воспитателю усвоить проходимый музыкальный репертуар, обращаясь к музыкальному руководителю за помощью в свободное время;

-воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, подсказывает сюжет;

-направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, развлечения, занятия гимнастикой, изобразительной деятельностью и других. Музыкальный руководитель помогает в подборе репертуара, предоставляет диски с нужной музыкой, дает рекомендации воспитателю;

-совместно продумывают план работы и проведение развлечений;

Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни и музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления.

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности детей.

В пении ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке и жизни. Оно играет важную роль в его музыкальном и личностном развитии.

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально – слуховые представления.

В пении реализуются музыкальные и эмоциональные потребности ребенка.

Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность эмоционально переживать душевное состояние другого человека, его настроение и мысли.

П.К.Анохин, изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришел к выводу, что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние ребенка во время обучения и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Оно также влияет на общее состояние организма ребенка, его жизненный тонус.