ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА II ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Успехи в учебе и развитии учащихся не должны зависеть от места проживания, а  получение полноценного образования возможно не только в крупных научных центрах. Доказательством этого утверждения является путь длиной в 20 лет работы и становления технического лицея № 176 Карасукского района.

Идея профильного образования вытекала из запросов старшеклассников, их родителей и потребностей современного общества. Наш лицей – это модель однопрофильной школы, ориентированной на углубленное изучение предметов физико-математического цикла, необходимых для подготовки учащихся к обучению в технических вузах. Профиль лицея формировался постепенно, пробовали организовать работу по нескольким направлениям – это углубление знаний учащихся по математике, физике, английскому языку, создавали классы спортивной направленности. Практика показала, что физико-математический профиль в нашем лицее вне конкуренции, востребован и поддерживается вузами. Пришли к мнению, что другие профили вполне могут быть реализованы в соседних учебных заведениях.

Считаем, что существование результативного профиля обучения, возможно:

·      при условиях, созданных администрацией лицея – разработан соответствующий учебный план, способствующий реализации программ, углубляющих и систематизирующих содержание учебных предметов, пропедевтической подготовки к усвоению вузовских программ; совершенствуется материальная база (за счет участия в конкурсах общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы); ведется экспериментальная работа по профилю обучения и близким к нему направлениям (с 2002 года лицей – областная экспериментальная площадка по работе с одаренными учащимися);

·      при наличии хорошо подготовленных педагогических кадров по данному профилю,  способных к самосовершенствованию, творчеству, способных освоить и применять информационно-коммуникативные технологии, грамотно организующих проектно-учебно-исследовательскую деятельность учащихся в системе уроков, внеурочной работе, предпрофильной и профильной подготовки школьников;

·      при применении новых форм организации учебного процесса (годичный учебный процесс при работе с успешными учащимися лицея и учащимися школ Кулундинской зоны предусматривает дополнение их обучения занятиями в каникулярных (летних, осенних, зимних) школах, проведение курсов повышения квалификации учителей-предметников Кулундинской зоны, участвующих в образовании одаренных учащихся);

·      при наличии сотрудничества с рядом вузов городов: Новосибирска, Томска, Омска, физико-математическими школами, принимающими участие в повышении качества не только общего образования, но и осуществляющих высшую профессиональную подготовку выпускников лицея и школ районов Кулундинской зоны;

·      при обобщении и систематизации инновационной педагогической деятельности лицея через публикации учебно-методических изданий, рекомендуемых массовой общеобразовательной школе.

Администрацией лицея и творческими группами педагогов разработаны и применяются следующие образовательные технологии и программы:

·      Программа интерактивного образования педагогов и учащихся лицея, цель которой  формирование компетентности, развитие познавательной активности учащихся и преподавателей лицея через апробацию, применение и внедрение новых образовательных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

·      Программа «Одаренные дети».

·      Программа «Духовно-нравственное воспитание лицеистов»

·      Программа «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Формирование здорового образа жизни».

·      Технология организации довузовской подготовки, цель которой через взаимодействие высшей и средней школы повысить качество среднего образования, дать учащимся знания высокого уровня для дальнейшего продолжения образования в высших учебных заведениях.

·      Технология научно-организационной подготовки и проведения межрайонных каникулярных школ для одаренных учащихся, цель которой педагогическая поддержка и развитие академических способностей одаренных учащихся  Кулундинской зоны; раскрытие разносторонней одаренности и оказание помощи в самовосприятии и самовыражении в различных сферах деятельности. Главной особенностью технологии является отбор содержания образования в направлении углубления и расширения академических знаний учащихся и развитие их одаренности.

Следует отметить стабильно положительную динамику использования вышеназванных технологий. Выпускники  лицея  успешно  социализируются в современном обществе. Знания, полученные в нашем образовательном учреждении, позволяют им сделать осознанным выбор будущей профессии и успешно продолжить свое образование.