ПРОГРАММА по повышению родительской компетенции

АДМИНИСТРАЦИЯ БОРОВИЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ВОЛГИНО

174420 Новгородская область Боровичский район

полгино улица Дубовая дом 22

Руководитель учреждения:

Павлова Татьяна Васильевна

контактный телефон 98 199

п. Волгино

2012 год

ПРОГРАММА

по повышению родительской компетенции

«Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»

Тема: «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма»

МАОУ СОШ п. Волгино

2012 год

Цели и задачи программы

Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательного учреждения, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах города.

Задачи программы

расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

формирование практических умений пешеходов;

формирование культуры участника дорожного движения;

воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

поддержка у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Конституция РФ

Закон РФ «Об образовании»

Конвенция « О правах ребенка»

Правила дорожного движения

Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения»

Устав образовательного учреждения

Разработчик программы: Яковлева Светлана Валентиновна, учитель начальных классов МАОУ СОШ п. Волгино

Участники программы:

Предполагается, что в реализации программы примут участие:

учащиеся МАОУ СОШ п. Волгино

сотрудники образовательного учреждения

представители местных органов власти

сотрудники ГИБДД города Боровичи

представители СМИ

родители (не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей)

Сроки реализации программы: 2012 – 2013 учебный год

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МАОУ СОШ п. Волгино.

Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства по обеспечению безопасности дорожного движения.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов и сел порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

В 2011 году Новгородская область показала не очень хорошую статистику ДТП. Людей на дорогах стало гибнуть больше, что очень тревожит. Сотрудники ГИБДД должны обеспечить безопасность дорожного движения, а водители должны ездить аккуратнее, чтобы ДТП было как можно меньше. В Боровичском районе за период с 1 января по 1 сентября 2011 года произошло 129 ДТП. В них погибло 20,6% .

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, — по оценке ГУ ГИБДД МВД России, — свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);

неподчинение сигналам светофора (11,8%);

неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);

игра на проезжей части (4,2%);

неумелое управление велосипедом (3,0%).

В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются летние месяцы. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего во вторник. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

неспособность адекватно оценивать обстановку;

быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

преобладание потребности в движении над осторожностью;

стремление подражать взрослым;

недостаток знаний об источниках опасности;

отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ по профилактике ДДТП с привлечением в эту работу родителей, так как родители – это образец для подражания поведения. Поэтому и составлена данная программа.

Основные принципы реализации программы

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.

Основные методы реализации программы

Внушение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников и младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Познакомить родителей с пятью направлениями по профилактике ДДТП.

Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ с привлечением родителей.

 

Мероприятия

1

Распространение учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД

2

Разработка рекомендаций по оформлению кабинетов по ПДД и распространение наглядных пособий

3

Организация оформления в кабинете по ПДД

4

Распространение методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД

5

Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов)

6

Комплектование библиотеки литературой по ПДД

7

Разработка настольных и компьютерных игр по ПДД

8

Создание мультимедийных презентаций по ПДД, а так же демонстрация готовых презентаций по ПДД

9

Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД

Развивающее направление.

 

Мероприятия

1

Создание автоплощадки на территории школы для проведения тренировочных занятий

2

Организация экскурсий по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения

Воспитательное направление.

 

Мероприятия

1

Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников

2

Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности

3

Проведение родительских собраний совместно с детьми

Методическое направление.

 

Мероприятия

1

Организация и проведение семинаров по подготовке родителей по вопросам профилактики ДДТТ с участием администрации, классных руководителей, и сотрудников ГИБДД

2

Обобщение опыта работы школы по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год

3

Проведение педагогических советов школы совместно с родителями по данной тематике

Контрольное направление.

 

Мероприятия

1Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.

2Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД и их родителей

Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице с привлечением родителей для оказания помощи в организации данных мероприятий

Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является вовлечение родителей во внеурочные мероприятия, которые обеспечивают личностно — деятельностный характер усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.

Название мероприятия

сроки

1

Детский творческий конкурс «Добрая дорога детства»

Январь-апрель

2

Конкурс агитбригад ЮИД «Светофор»

Февраль-март

3



Страницы: 1 | 2 | 3 | Весь текст