Ох уж эти забавные животные

Пояснительная записка.

Ты, человек, любя природу,Хоть иногда ее жалей;В увеселительных походахТы не топчи родных полей.

В вокзальной суматохе века Ты оценить ее спеши: Она давно твой добрый лекарь. Она – союзница души.

Не жги ее напропалую, И не вычерпывай до дна. И помни истину простую: Нас много, а она одна!

В настоящее время с каждым годом увеличивается воздействие на окружающую природную среду. В результате не только возросло влияние человека на природу, но и усилились последствия потребительского отношения к ней.

Защита среды и здоровья человека представляют собой общемировую, глобальную проблему. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической и эколого-нравственной культуры учащихся. Эта задача должна решаться в системе образования и воспитания. Причем, на мой взгляд, экологическое образование и воспитание признаны развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важнейших категорий в системе ценностей современного общества. Велика роль внеклассного образования, во-первых, общение, а во-вторых, познание окружающего мира, как реальной действительности, во всех ее проявлениях.

Подобранное мною внеклассное мероприятие на тему «Ох уж эти забавные животные» (приложение №1) подходит для учащихся начальных классов. В ходе мероприятия учащиеся не только получают информацию о растительном и животном мире тундры, но и пробуют себя в сценической роли, учатся правильно и грамотно ставить свою речь, что позволяет чувствовать себя более уверенно во время выступления перед сверстниками и учениками школы.

Основные цели данного мероприятия:

1. Расширять знания учащихся о растительном и животном мире тундры.

2. Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы.

3.Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.

При составлении данного мероприятия использовалась следующая литература:

1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. М.:ВАКО, 2006 (Мозаика детского отдыха).

2. Рыжова Н.А. Путешествие с Тундровичком. 2010 (Проект ЭКОРА).

4. Пичков А.И. Не гаснут в небе зори. Стихи для детей. Нарьян-Мар. 2008.

3. Сказки заповедной тундры.

Приложение №1

Тема: «Ох уж эти забавные животные

Цель: 1. Расширять знания учащихся о растительном и животном мире тундры.

2. Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы.

3. Обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи

негативного отношения к ней.

Оборудование: Презентация внеклассного мероприятия, костюмы героев, карта РФ.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии, который посвящен отношениям между человеком и природой.

Наша страна очень большая. В ней есть разные природные зоны – леса, тайга, степи, полупустыни. А самая северная зона, в той которой живем мы, называется тундрой (слайды тундры), а по-другому эти места называют Крайним Севером. Тундра тянется на многие километры, это хорошо видно на карте.

- Ребята, как вы думаете, в чем особенность тундры?

Конечно же, в отсутствии деревьев. Деревьев нет, но тундра богата многообразием растений – это и мхи, лишайники, кустарники, травы. А какие замечательные здесь ягоды (слайды морошка, голубика, брусника, черника) и грибы.

2. Основная часть.

Раз есть растения, грибы, значит, есть и животные, которые ими питаются. Растения служат пищей для многих зверей и птиц.

Давайте мы с вами поподробнее узнаем о некоторых жителях тундры, как им живется в этих суровых условиях, и послушаем, что они говорят о людях живущих рядом с ними.

Выступление детей:

1. Куропатка.

Учитель:

Белое облачко в тундре летело,

Вдруг возле нашего чума присело.

Забегало облачко вдруг, как живое.

Никак не пойму – что же это такое?

К облачку стал подползать я украдкой-

Оно оказалось, друзья, куропаткой. (А. Пичков «Куропатка» (Слайд))

Ученик: «Дорогой друг, я куропатка! Мы, как и ты, живем на севере, в тундре где много мхов, лишайников и кустарников. Тундраэто наш дом, и она нам очень нравится. В тундре не так просто спрятаться, поэтому нам приходится маскироватьсязимой меняем пестрое оперение на белое, под цвет снега. Густой пух под перьями согревает нас. Вот зимой ребята, чтобы ваши ручки не замерзли, вы одеваете варежки, перчатки, а вот нас от холода спасают перья, которыми наши лапки покрываются к зиме.

Летом мы меняем одежду на пеструю, под свет мхов и лишайников.

Мы умеем быстро бегать и хорошо прячемся. А вот летаем мы только в случаях крайней опасности.

А опасности нас подстерегают повсюду, то полярные совы на нас нападают, то люди ставят силки»

2. Песец.

Учитель:

После долгого ненастья

Солнце тропку проторило.

По сверкающему насту.

Шёл песец неторопливо.

Вот он сел на бугорочке,

Снег разрыл не для забавы:

Из – под мёрзлых комьев кочки

Он яйцо достал зубами.

А когда поел досыта,

Он следы свои рассыпал,

Словно имя по слогам

Разбросал он по снегам. (В. Ледков «Песец» (Слайд)

Ученик: «Разрешите представиться: известный обитатель тундрыпесец! Лисамоя родственница, но мы особые звери: во-первых, я небольшого роста, у меня короткая мордочка и небольшие закругленные ушки, во-вторых, у меня лапы короче, чем у лисы. Нам нравится селиться в местах, где есть холмы, здесь мы роем свои норы. Это не просто норы, а настоящие лабиринты. Пища наша разнообразна. Мы едим и животных, и растениячто попадет под руку, то есть под лапу, то и едим. Ты наверно знаешь, что людям нравится мой нарядтеплая, пышная, густая шуба. Мне она тоже нравится. Вот поэтому мне приходится всегда быть начеку, люди не прочь сделать из моей шубки воротник или шапку».

3. Белый медведь.

Учитель:Где сугробы, стужа, лёд,Где пурга снега метёт,Там хозяин в шубе снежнойХодит по снегам безбрежным.Весь он белый от зимы,От метельной кутерьмы.Так давно живёт он здесь,Потому и белый весь.Лишь черны глаза и нос:Пощадил их злой мороз. (слайд)

Ученик: «Я белый медведь Арктики, хочу вам рассказать о себе. Я самый крупный из всех хищных зверей. Самый длинный из нас достигает 3 метров, а самый тяжелый весит 800 кг. Вы наверно подумали, что при такой массе тела мы неуклюжи и неповоротливы, вот и ошибаетесь. Даже на суше мы быстры и ловки, не говоря уже о море. Мы подолгу можем находиться в холодной воде, потому что у нас густая, непромокаемая шуба. На обед мы с удовольствием едим тюленей, рыбу, яйца. Очень вкусная еда водится у полярников в баночках, иногда мы тайком съедаем часть их запасов, за что они на нас сердятся.

Знаете, еще не так давно белых медведей было в Арктике видимо-невидимо, но человек охотится не только на нас, но и нашу пищу. Хоть мы и большие хищники, а не можем устоять. Ведь у человека есть оружие, быстрые машины, от которых нам не убежать. Теперь нас на севере осталось немного, поэтому наши портреты вы можете найти в Красной книге».

Учитель: Красная книга НАО вышла в свет в 2006году. Она является официальным изданием, которое учредили в целях охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Ненецкого округа. Под государственную охрану на территории округа взято 225 видов – это 123 вида растения, 66 видов животных, 36 видов грибов, включая лишайники. Всем им присвоена категория и статус редкости.

3. Физминутка: (на самого внимательного)

- Как только услышите ошибку в тексте, девочки – хлопают в ладоши, мальчики хлопают по коленкам.

“Тундра – богатство страны. В тундре живут волки, верблюды, зайцы, а также мелкие животные –медведи. Большую ценность представляют пушные звери: ондатры, лисицы, песцы, выдры, мыши, росомахи. Из шкур этих животных шьют шубы, шапки, летние платья, воротники. Песцы обитают в глухой чаще, роют себе норки. В тундре обитает огромный зверь с ветвистыми рогами – олень, шкура которого ценится оленеводами из-за превосходного меха. В тундре есть такие растения, как карликовая берёзка, багульник, ягель, мох, можжевельник, верблюжья колючка. В тундре растут такие ягоды, как черника, голубика, арбуз, морошка, клюква, брусника, клубника.

4. Сценка «Все от всех зависят» (автор Гусько Филипп, ученик 3 класса. МОУ СОШ п.Амдерма)

Пошел амдерминский мужик на охоту. Вдруг увидел белую сову и кричит:

-Эх, сова не долго тебе жить осталось!

- Не убивай меня, мужик! – взмолилась сова.

- Это почему я тебя убивать не должен? У меня семья голодная!

-Разве у совы мясо съедобное? А от меня очень много пользы в тундре.

-Какая от тебя польза? Ты только смотришь своими большими желтыми глазами! – усмехнулся мужик.

- Нет, дурень старый, от меня очень много пользы. Если я в живых останусь, то мышей меньше будет. Вот ты меня убьешь, и будет в тундре беда! Не накормишь свою семью ни грибами, не морошкой.

Подумал мужик и сказал:

-А ведь ты права, в нашем краю все от всех зависят: зеленая трава и мышка, мышка и сова, да и человеку без них не обойтись!

5. Итог урока.

Учитель: Спасибо нашим героям, а сейчас я хочу, чтобы вы еще раз обратились к нашим ученикам и дали им несколько советов:

Куропатка: «Не разрушайте гнезда птиц, муравейники»

Песец: «Если вы любите бывать на природе, не оставляйте за собой мусор!»

Белый медведь: «Не ломайте ветви деревьев, не рвите цветы, в вазе они простоят несколько дней, а на полянке будут радовать глаз долгое время»

Сова: «Не разжигайте костры без присмотра взрослых, а уходя из леса, посмотрите полностью ли он потух».

Мужик: Северная земля – очень ранимая земля. С природой тундры нужно обращаться очень бережно, заботиться о животных.

Учитель:

Ты, человек, любя природу,Хоть иногда ее жалей;В увеселительных походахТы не топчи родных полей.

В вокзальной суматохе века Ты оценить ее спеши: Она давно твой добрый лекарь. Она – союзница души.

Не жги ее напропалую, И не вычерпывай до дна. И помни истину простую: Нас много, а она одна!