Ответы к части С

С1. В чем, на взгляд авторов, заключается сущность общественных благ? Какова их главная особенность?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Сформулирована сущность общ.благ:

- общ.блага – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо

2. Определена особенность общественных благ:

- общ.блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке

Правильно сформулирована сущность и определена особенность – 2 балла.

Правильно сформулирована сущность ИЛИ определена особенность – 1 балл

Ответ неправильный – 0 баллов.

С2. Авторы выделяют группу общественных «антиблаг». Сформулируйте определение антиблаг. Приведите, опираясь на текст, три любых примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Сформулировано определение антиблаг, например,

- явления в жизни общества, равномерно налагающие издержки на группу людей, нежелательные побочные продукты производства и потребления

2. Приведены примеры, допустим:

- тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата

- загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей

- радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия

Сформулировано определение, приведены три примера – 2 балла

Сформулировано определение, приведены один-два примера ИЛИ Определение не сформулировано, но приведены два-три примера – 1 балл

Сформулировано только определение ИЛИ приведен только один пример ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов

С3. Авторы характеризуют чистые общественные блага и чистые частные блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены характеристики благ, например:

- Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

- Чистое частное благо – благо, которое приносит полезность только покупателю, приобретается и потребляется индивидуально, не принося пользы другим людям.

2. Приведены конкретные примеры, допустим:

Общественные блага:

- городские власти обустроили парк с озером, местами для прогулок горожан, гулять, дышать воздухом, заниматься спортом там могут все желающие

- муниципальные власти осуществляют регулярную уборку улиц

- патрульно-постовая служба следит за безопасностью на дорогах и т.д.

Частное благо:

- гражданин приобрел тур на популярный морской курорт, где отдохнул в течение двух недель, плавая и загорая

- гражданка посетила фитнес-клуб, где провела индивидуальную тренировку

- гражданка сделала в спа-салоне массаж

Приведены характеристики благ и два примера – 3 балла

Приведены характеристики благ, любой один пример – 2 балл

Приведены характеристики благ без приведения примеров ИЛИ Характеристики благ приведены неточно, но приведен любой один пример – 1 балл

Приведена характеристика только одного из вида благ ИЛИ приведен только один пример ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов

С4. На основании текста и знания обществоведческого курса проведите сравнение общественных и частных благ, приведя две общие позиции и две различные позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены две общие позиции, например:

- и общественные, и частные блага способны приносить пользу потребителям, удовлетворяя их конкретные потребности и интересы

- производство и общественных, и частных благ предполагает определенные затраты производственных ресурсов, соединения факторов производства

2. Приведены две различные позиции, например

- если эффектив.обеспечение общ.благ часто требует гос.действий, то частные блага может эффективно распределить рынок

- чистые общ.блага не обладают исключительностью в потреблении, их могут потреблять все, частное благо производится с учетом потребности отдельного потребителя и им же потребляется

Приведены две общих позиции и два различия – 3 балла

Приведены две общих позиции и одно различие ИЛИ приведены одна общая позиция и два различия – 2 балла

Приведены две общих позиции ИЛИ Приведены одна общая позиция и одно различие ИЛИ приведены два различия – 1 балл

Приведена одна общая позиция ИЛИ приведено одно различие ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о средствах массовой информации.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Смысл понятия, например: «Средства массовой информации (СМИ) – средства донесения информации (словестной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию».

Два предложения с информацией о СМИ, опирающейся на знания курса, например:

- «СМИ формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателя»

- «Независимость СМИ выступает важной гарантией сохранения демократических порядков»

Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте – 2 балла

Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия – 1 балл

Смысл понятия раскрыт неверно от количества и качества составленных предложений ИЛИ раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или эти знания в составленных предложениях приведены не в контексте рассматриваемого понятия ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

В ответе должны содержаться следующие элементы:

1) модель ситуации, допустим:

К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объем продаж;

2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и

- К. выписали премию;

- К. вручили грамоту;

- К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.

Может быть смоделирована другая, соответствующая условию, ситуация и указаны иные санкции.

Смоделирована ситуация и приведены три примера санкций – 3 балла

Смоделирована ситуация и приведены два примера санкций – 2 балла

Смоделирована ситуация и приведен один пример санкций – 1 балл

Смоделирована ситуация, отсутствуют примеры, ИЛИ модель ситуации отсутствует (независимо от качества и количества приведенных примеров), ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов

C7. Проанализируйте ситуацию. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии – 27%, а в Японии – 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соответствующих японских – 6,6%.

Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?

На уменьшение доли заработной планы в стоимости продукции влияют следующие факторы: стоимости жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду: в разных странах она различается; уровень квалификации работников; условия труда; спрос и предложение на рынке труда; региональные различия.

Указаны три фактора – 3 балла

Указаны два фактора – 2 балла

Указан один фактор – 1 балл

Ответ неправильный – 0 баллов

С8. Вам поручено составить развернутый ответ по теме «Правосознание и правовая культура». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

- наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

Правосознание и правовая культура в системе духовных ценностей личности и общества

Структура правосознания:

А) правовая идеология

Б) правовая психология

3. Функции правосознания:

А) оказывает влияние на правотворчество и содержание права;

Б) влияет на процесс правоприменения

В) способствует соблюдению и исполнению права

4. Классификации правосознания:

А) в зависимости от субъекта (индивидуальное, групповое, общественное)

Б) по мотивационно-регулятивному характеру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее)

В) по уровню знаний (обыденное, профессиональное, научное)

5. Современная правовая культура и ее черты:

А) осознание определяющего значения прав и свобод гражданина

Б) утверждение в массовом сознании уважения к закону и правопорядку

В) правовая активность граждан в осуществлении своих прав

6. Опасность правового нигилизма для общества и государства

7. Правовое воспитание и его роль в формировании правосознания и правовой культуры

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктов) – 3 балла

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух из отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах – 2 балла

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов – 1 балл

План по структуре и (или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы) ИЛИ план по своей структуре является простым и содержит один-два пункта – 0 баллов.

Эссе (С9) проверяется по стандартным критериям, найти которые можно в любой демо-версии 2013 года и в нашем учебнике, часть 2, стр. 147.