Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме Индивидуальное

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20

Презентация опыта работы

учителя физической культуры

Ткачук Елены Викторовны

по теме:

«Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».

2012 г.

Уважаемые коллеги! Всем известно что, движение и физические нагрузки — необходимое условие нормального развития и работы человеческого организма, а мышечный «голод» опасен, как и недостаток кислорода или витаминов. Но, так, же мы знаем, что неправильно организованная двигательная активность ребенка может привести к тяжелым последствиям.

Жан Жак Руссо говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым».

Сегодня, я, представлю вам опыт работы по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».

(Слайд 1)

Цель: «Совершенствование процесса преподавания физической культуры на основе использования индивидуально — дифференцированной нагрузки и формирование устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности». (Слайд 2 )

Задачи :

Способствовать систематизации знаний педагогов о возможностях применения различных видов индивидуального дифференцирования нагрузки на уроках по физической культуре .

Ознакомление с направлениями использования индивидуального дифференцирования нагрузки для детей с разным уровнем здоровья и физического развития на уроках физической культуры

Создание условий для повышения уровня развития двигательных способностей школьников . (Слайд 2)

Прежде чем начать свой рассказ обратимся к определению .

Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ).

Дифференцировать - разделять целое на различные части, расчленять разнородные элементы, различать отдельное, частное при рассмотрении, изучении чего-либо (Новый популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. А. П. Гуськова, Б.В.Сотин).

Синоним: провести грань между чем — то, разграничить.

Дифференциация детей в группе , то есть разделение на более или менее однородные подгруппы производится на основании одного или нескольких признаков, зависящих от содержания учебной или воспитательной задачи.

Дифференцированный подход — это особый подход педагога к различным группам детей или отдельным воспитанникам, заключающийся в организации педагогической работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам. (Слайд 3)

Необходимость осуществления индивидуально — дифференцированного подхода на уроках физической культуры обусловлено нормативно-правовой базой:

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.1.2260 -10);

Отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы» (Утверждена приказом Минздрава России от 21.03.2003г. пр. № 114);

Приказ МЗ РФ №139 от 04.04.2003г. «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»;

Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003г. №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;

Приказ МО России, Минздрав РФ, Госкомспорта России и РАО «О совершенствовании процесса физвоспитания в образовательных учреждениях РФ» от 16.07.2002 №2715/227/166/19

Решение коллегии МО РФ №612 от 26.07.2002г. «О первоочередных мерах улучшения работы по физвоспитанию детей и учащейся молодежи». (Слайд 4)

Работу по этой теме начинала , работая в МБДОУ № 37(Слайд 5)

За время работы в детском саду прошла 12 авторских семинаров к.п.н., доцента Н.Н. Ефименко.

В своей практике я применяю индивидуально – дифференцированный подход по нескольким направлениям:

состояние здоровья (группа здоровья, диагноз);

возраст;

уровень двигательного развития;

половой признак. (Слайд 6)

Рассмотрим данные направления дифференциации.

Программное содержание рассчитано на определенную возрастную группу детей, что облегчает дифференциацию содержания физкультурного уроков по возрасту. Но при этом, хотелось бы отметить, что в классах находятся дети разного возраста. Следовательно, на одном занятии необходимо реализовать программное содержание двух и более возрастов. Это особенно проявляется при сдаче нормативов и выполнении контрольных заданий. Поэтому, оценивая детей, я обязательно делаю, акцент на возраст ребенка.

Дифференциация по половому признаку предусмотрена технологией программы Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Это отмечается в десятой заповеди «Через движение и игру – к формированию человека Будущего». А если он предусмотрен для детей дошкольного возраста, то почему его нельзя применить в школе. Тем более, что чем старше дети тем больше они нуждаются в разграничении заданий, отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. (Слайд 7)

Уровень двигательного развития школьников является еще одним направлением дифференциации содержания занятия и регулирования уровня нагрузки на организм ребенка. Основанием для данного направления работы являются результаты проведения тестовых заданий. По итогам диагностики формирую группы двигательного развития (высокий, средний, низкий уровень). Для создания ситуации успеха всех детей на занятиях использую разноуровневые задания (Слайд 8).

Наиболее емким направлением организации индивидуально – дифференцированного подхода считаю учет состояния здоровья детей при планировании и проведении физкультурно-оздоровительной работы. Помимо диагностирования уровня двигательного развития ежегодно в сентябре проводится мониторинг здоровья школьников. Данные мониторинга вносятся в классные журналы в листок здоровья, в которых отмечается группа здоровья (Слайд 9,10,11), особенности состояния здоровья и его изменения в течение года. На основании этих данных для себя составляю «Паспорта здоровья класса», в которых отмечаю основные противопоказания для конкретного диагноза и рекомендуемые упражнения .

В школе созданы хорошие условия, наличие оснащенных большого и малого спортивных залов, приобретены тренажеры, все это способствует тому, что освобожденные от уроков физкультуры дети приходят в спортивной форме, чтобы позаниматься на тренажерах.

Большим подспорьем в работе с ослабленными детьми и детьми с низким уровнем двигательной активности является фитбол-гимнастика .

Хотелось бы отметить, что все направления дифференциации двигательной нагрузки взаимопроникают друг в друга и практически не встречаются в чистом виде. Поэтому на занятии зачастую проводится комплексная дифференциация. И наиболее легкий способ ее реализовать это

использование прием круговой тренировки , позволяющего включить одновременно в занятие всех детей, с учетом индивидуального задания на отдельном участке зала («спортивной станции»), при этом контролировать изменение сложности и продолжительности упражнений при работе с детьми 2 и 3 группы здоровья.

Результатом моей работы в течение четырёх месяцев является повышение интереса детей к урокам физической культуры. Уменьшилось количество детей, пропускающих уроки. На будущий учебный год мы планируем создание группы ЛФК для детей 3 и 4 групп здоровья (Слайд 12,13).

И в конце хотела бы задать вопрос, обращенный к нам Антоном Павловичем Чеховым: «Разве здоровье не чудо?».

А если так, мы с вами должны быть очень аккуратными, чтобы не навредить ему .